Часть I. От Великой китайской стены
ГЛАВА 2. ШЕЛКОВЫЕ ДОРОГИ
Стр. 13
Вскоре китайцы после путешествия Чжан Цяня одержали ряд побед над гуннами и присоединили к Китаю новые земли.
К концу II века до нашей эры границы китайского государства передвинулись далеко на запад, к Тянь-Шаню и Памиру. Через Центральную Азию пролегли большие пути китайских купеческих караванов.
По какой бы дороге ни проходили путешественники, им встречались пустыни и горы.
«Там земля голая совершенно и тело человеческое от жары лишается цвета и формы, а зной производит страшную головную боль и мучительную тошноту… Есть еще высочайшая в мире каменная гора, и через гору ту лежит очень узкая тропа, под тропой пропасти самой ужасной глубины. Путешественники по этой тропе, и пешие, и конные держатся один за другого и ведут по веревке друг друга».
Это отрывок из старой китайской летописи. В нем сказано о знойной пустыне и высокой горе. Много надо было перенести испытаний, чтобы проехать пустыню и узкой тропой перевалить через этот могучий горный хребет.
Зато сколько новых знаний о мире, сколько незабываемых впечатлений приносил такой путь! Как красивы горные пики, поднимающиеся до облаков! Трудно путнику оторвать взор от далекой горной вершины. Хорошо написал когда-то китайский поэт Ли Бо, один из самых больших поэтов средневекового Китая, о том, что долго-долго может глядеть на высокие горы увидевший их человек:
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня.
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня,
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая.
Близ подножий высоких гор путешественники видели большие оазисы. В них жили народы, занимавшиеся земледелием и садоводством. Эти народы имели свою письменность,города, свои памятники искусства.
Оазисов было много. Из китайских летописей можно узнать, какие оазисы славились в древности виноградом и лучшими в мире дынями, где разводили пшеницу, где выращивали породистых лошадей.
От Великой китайской стены караваны шли к описанному Чжан Цянем Соляному озеру – Лобнору, близ которого стоял тогда город Лоб. Оттуда караваны шли дальше на запад – в иранскую землю, в торговые города западной Азии. Позднее проложены были пути вдоль подножия громадных гор Запада, в Китае называли эти горы Тянь-Шань, то есть «горы, достигающие до небес», или «Небесные горы». Вдоль северной подошвы Тянь-Шаня проходил путь Бэйлу, то есть «Северная дорога»; другой караванный путь – вдоль южной подошвы Тянь-Шаня – был назван «Наньлу», то есть «Южная дорога».
Пути были трудными для путешественников, а называли их «шелковыми дорогами». Такое название было дано караванным путям еще в древности потому, что по ним везли из Китая на запад шелк. Китай установил торговые связи даже с далеким Римом, и римляне стали одеваться в пышные одежды, сделанные из китайского шелка.
Европейцам еще долгое время не было известно, как изготовляется шелковая ткань. Натуралист Плиний Старший в I веке н. э. попытался объяснить, как производится шелк. Он написал, что китайцы «отделяют белый пух листьев своих лесов и поливают его водой». Получается волокно, которое женщины перемалывают и ткут. «Благодаря этому столь сложному и производящемуся в столь отдаленной стране процессу, - заключил Плиний Старший, - наши матроны (знатные дамы) могут появляться в обществе одетые а прозрачные ткани».
Плиний Старший был одним из знаменитых европейских ученых начала нашей эры, но и он ничего не знал о тутовом черве-шелкопряде, а думал, что шелковое волокно – это белый пух, растущий на листьях деревьев в китайских лесах. Только столетие спустя европейские ученые узнали способ изготовления шелковой ткани.
Глава 3. В ИНДИЙСКУЮ ЗЕМЛЮ
Опубликовано:
28.8.2019 г.
|