Собирание почтовых марок
Продолжение
II.
Прежде всего разсмотрим, какия марки более всего могут заслуживать интереса, как и где их можно приобретать и чем следует руководствоваться при выборе их.
Наибольшаго предпочтения среди собирателей всех стран заслуживают собственно «почтовыя марки», то, что англичане образно называют «adhesif», т. е. официально выпущенный правительством или другим каким-либо органом (напр., земством) знак почтовой оплаты определенной стоимости, наклеиваемый на почтовое отправление; кроме этого, многие коллекционеры собирают марки телеграфныя, гербовыя, сберегательныя и пр., а также так называемыя «цельныя вещи» (Ganzsachen - у немцев, entier - у французов): это – штемпельные конверты, открытыя и закрытыя письма, бандероли и пр.
В прежния времена специальные альбомы, издаваемые заграницею, обыкновенно на ряду с марками давали места и для вырезок штемпелей из этих «цельных вещей»; но так как подобнаго рода вырезкою совершенно обезценивались многие редкие и дорогие конверты, ценимые лишь в том случае, когда можно иметь их в целом состоянии, многия издательския фирмы реформировали свои альбомы в этом отношении, исключили вырезки и помещают в альбомах лишь одни марки.
Как только что было упомянуто, кроме правительственных почтовых марок, существуют еще так называемыя марки «приватныя» (Privatpostmarken). К числу их относятся марки многих городских почт Германии и скандинавских государств, а также городов Северо-Американских Соединенных Штатов; эти последния относятся к первым годам развития почтоваго дела в Америке, т. е. 40 годам прошлаго столетия и в настоящее время очень редки и ценятся весьма высоко.
У нас, в России, с введением в 60-х годах прошлаго столетия во многих губерниях земскаго положения, немедленно же начали появляться и почтовыя земския марки, выпускаемыя уездными управами для оплаты пересылаемой через посредство земских почтовых учреждений корреспонденции. Многия из этих почт уже прикончили свое существование, которое явилось излишним за достаточным развитием в тех местностях сети правительственной почты; первые выпуски как этих, уже покончивших свое существование почт, так равно и некоторых еще до сего времени действующих, представляют собою уже большия редкости, стоимость коих определяется в несколько сот рублей. Так как изготовление земских марокпервоначально происходило в местных захолустных типографиях и литографиях, то их внешность в большинстве случаев далеко не изящна, и кроме того почти каждый отдельный экземпляр марки является самостоятельным типом, отличающимся по своему рисунку от соседних марок, на что всегда обращают внимание специалисты и платят большия деньги; за последнее же время многие управы и спекулянты вошли во вкус и с большою безцеремонностью эксплоатируют карманы собирателей, выпуская ежегодно совершенно ненужныя марки одной и той же стоимости, но разных рисунков и цветов, иногда по 40-50 вариантов сразу. Кроме того, некоторые опытные люди запаслись прежними штампами марок, увезли их за границу и снабжают по высоким ценам неопытных простачков якобы пробными оттисками (так называемыми Probedruck или essai) существовавших когда-то марок. Эти «essais» правительственных марок действительно в некоторых случаях имеют большой интерес для собирателей и высоко ими ценятся, но это совсем не то, что «essais» земских марок, в которых русскому собирателю довольно затруднительно разобраться, так как каталогов на русском языке не имеется, выпускавшиеся прежде каталоги за границей, напр., Herrick в Америке, уже успели устареть.
Кроме земских для русскаго собирателя могут также представлять большой интерес уже более не существующие в обращении специальные марки и конверты для Польши (рис. слева вверху) и Венденскаго округа Лифляндской губернии; затем, марки Восточной корреспонденции, выпускавшияся Русским Обществом Пароходства и Торговли и, наконец, обилие весьма интересных и редких почтовых знаков Финляндии; что же касается правительственных выпусков, то из них наиболее ценятся обращавшиеся с 1845 г. штемпельные конверты для местных почт С.-Петербурга и Москвы (рис. справа вверху), и затем несколько марок первых выпусков.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ III
|