Собирание почтовых марок
Продолжение. № 34, 1910 г., стр. 539
III.
Теперь если мы обратимся к разсмотрению собирания почтовых знаков всего мира, то прежде всего натолкнемся на вопрос: какие из них лучше собирать и предпочитать – бывшие или не бывшие в употреблении, т. е. погашенные почтовым штемпелем или сохранившиеся во всей своей неприкосновенности? В этом случае взгляды любителей резко разделяются; некоторые из них признают лишь не бывшие в употреблении, как наиболее удовлетворяющие требованиям эстетики и аккуратности; другие же, наоборот, признают лишь марки, бывшия в употреблении, так сказать, выполнившия свое предназначение и этим заслужившия право попасть в коллекцию.
Решение этого вопроса тем более усложняется, что и стоимость тех или других марок очень часто весьма различна и колеблется при этом в ту или другую сторону. Некоторые чистые экземпляры ценятся в грош, а в употребленном виде стоют колоссальных денег. И наоборот: те, которых меньше сохранилось в неупотребленном виде, понятно, будут несравненно более высоко ценимы против погашенных. В марочных каталогах обыкновенно и указываются цены в двух столбцах – первый для чистых экземпляров, а второй для погашенных, при чем последние еще иногда подразделяется на погашенные штемпелем или чернильными штрихами.
Кстати, очень часто можно встретить старинныя марки яко-бы в неупотребленном виде (в том случае, если, конечно, они в таком виде ценятся дороже), а на самом деле они мытыя и чищенныя; красочные жирные штемпеля смываются посредством каких-нибудь растворяющих жидкостей в роде бензина, а чернила весьма легко уничтожаются слабыми кислотами; таких марок надо остерегаться, так как дорогая их стоимость совершенно ничем не обоснована; легче всего их отличить по их тусклому внешнему виду и, главное, по отсутствию на задней стороне оригинальной гуммировки.
Различаются почтовыя марки одна от другой прежде всего по времени выпуска их – затем, по рисунку, цвету и соответственной последнему номинальной стоимости. Но кроме того, очень многие собиратели дают различие маркам по качеству бумаги, на которой они напечатаны, по количеству зубчиков, образующихся при разъединении одной марки от другой по пробитым для этой цели дырочкам; затем некоторыя марки встречаются без зубчиков, тогда их разделяют разрезая ножницами, или же вместо зубчиков снабжают проколами.
Большое внимание уделяется также способу изготовления марок, т. е. различают гравюру на стали, меди или дереве от литографии. Затем иногда стоимость марки варьирует от того типа водяных знаков, которыми бывает очень часто снабжаема бумага для печатания марок.
Совсем особое место в коллекциях занимают так называемые Fehldruck - опечатки, которые в большинстве случаев представляют собою несоответствие установленных цен с цветом марок, напр., какая-нибудь французская марка перваго выпуска в 1 франк, вместо того, чтобы быть карминнаго цвета, по ошибке была отпечатана оранжевой краской, соответствовавшей марке другой стоимости. Подобнаго рода опечатки очень дорого ценятся. Нечто иное представляют собою типы и варианты, и так называемые Druckfehler, - тоже своего рода несовершенства в марках, но происходящия от каких-либо чисто типографских погрешностей, как, например, недостача или замена в тексте марки одной или нескольких букв, значков или цифр и т. п.
ОКОНЧАНИЕ. ЧАСТЬ IV
|