Глава 1.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
1. Увлечение миллионов
ПРЕДМЕТЕН РАЗГОВОР ВЕКОВ
Стр. 11
Зачем вы собираете?
Такой вопрос коллекционерам нередко задают люди, далекие от этого увлечения. И в ответ выслушивают подробные и не всегда убедительные аргументы: это, мол, расширяет, углубляет, открывает, приобщает – короче говоря, интеллигентному человеку без коллекционирования никак нельзя. Есть ответ краткий, но по-своему правильный: «Мне нравится». Коллекционирование не мешает человеку любить главное дело своей жизни – работу. Не надо удивляться трогательной любви к коллекционированию, искать в ней скрытый смысл. Ведь любят же люди лес горячей, тихой и верной любовью, и никто не спрашивает их о причине, не интересуется, почему они возвращаются из лесу без грибов, ягод и дичи и даже без трофеев, добытых фоторужьем. А разве спрашивают, зачем воспитывают щенка? Лохматое создание неопределенной масти, беспородный потомок Бобика и Жучки, даже став взрослым, поместится в старом валенке… Он не будет служить на границе, охранять квартиру или спасать утопающих. Медали могут ему лишь присниться. И ежедневно в шесть утра, в любую погоду, вам придется выбираться из-под одеяла и шагать за четвероногим повелителем по лужам или сугробам темного двора. И вы шагаете, чтобы не выпускать его одного, чтобы не украли, не сбежал этот «брат наш меньший», друг и любимец всей семьи. Почему? Невозможно ответить на такие вопросы.
Коллекционеров убеждать не приходится. Но книга-то рассчитана не на них, а на того, кто, может быть, еще только собирается стать коллекционером и, значит, нуждается в сведениях о некоторых вопросах коллекционирования, его истории, особенностях, значении и видах.
Во все времена, у всех народов
Установить время начала коллекционирования как такового практически невозможно. Не так давно на границе Чехословакии и Польши открыли пещерную стоянку первобытных людей, живших здесь 30 тысяч лет назад. В пещере был найден набор небольших белых камешков, не имевших никакого практического значения, по-видимому, собранных ради их красоты и необычности. При раскопках стоянок первобытных людей в различных регионах археологи находят «коллекции» затейливых раковин, костей животных и рыб.
В более позднее время возникают первые коллекции, представляющие интерес и для современной науки. В 1931 г. во втором номере журнала «Советский коллекционер», в подборке «По иностранным журналам» со ссылкой на известный французский филателистический журнал «L’Echo de la Timbrologie» («Эхо тембрологии») сообщалось об интересной археологической находке: в гробнице фараона Цозера-Аменоптиса из IV династии, правившего Египтом около 2575 г. до н. э., среди других сокровищ археолог Тапельтгам обнаружил набор прекрасно сохранившихся египетских почтовых штемпелей с обозначением мест отправки писем. Каждый из 186 штемпелей был наложен на отдельное письмо, преимущественно синей, а иногда и красной краской, и каждый папирус заключен в медный цилиндр с герметически закрывающейся крышкой. В 1919 г. коллекция была перевезена из Египта в Британский музей в Лондоне.
С точки зрения филателистов, это одна из первых коллекций домарочных писем. А так как коллекционирование домарочных почтовых отправлений – одна из отраслей филателии, то можно считать фараона, составителя этой своеобразной коллекции, первым филателистом. Точнее, можно было бы считать, если бы не одно пресловутое «но». Дело в том, что хоть сообщение о древнем «фараоне-филателисте» уже более полувека повторяется в самых разных филателистических книгах и журналах, в ряде серьезных трудов египтологов автору не удалось найти каких-либо сведений не только об упомянутых письмах, но и о самом фараоне. Правда, недавно в книге известного английского филателистического журналиста Джеймса Маккея сообщалось, что эти письма хранятся в Каирском музее. Но даже если бы их там не оказалось, утверждение, что серьезные коллекционеры восходят к глубокой древности, остается в силе. Известно, например, что археолог Картер в открытой им гробнице Тутанхамона, наряду с массой других предметов, обнаружил коллекцию жезлов.
Когда в середине прошлого века Астон-Генри Лэйярд открыл остатки строений Ниневии – столицы Ассирии, а трудами Георга Гротенфенда и других ученых была дешифрована древняя клинопись, рабочий, гравер, талантливый самоучка, ставший всемирно известным ученым, Джордж Смит раскопал и прочел многие глиняные таблички. В руках ассирологов оказалась огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 г. до н. э. – здесь и далее в подобных случаях указываются годы правления). По его приказу во всех уголках обширного государства многочисленные писцы снимали копии с древних литературных памятников. Работали они с большим старанием и на многих табличках делали надпись, удостоверяющую идентичность копии: «С древнего подлинника записано, а потом сверено». В библиотеке хранилось свыше 30 тысяч «книг» и документов, отражавших важнейшие события жизни Вавилонии и Ассирии и содержавших сведения по грамматике, медицине, перечни животных, растений, минералов и т. д. Собрание представляет сокроаищницу научных знаний, добытых шумерами, вавилонянами и ассирийцами. Была заведена продуманная каталожная система, указывалось даже количество строк в каждой табличке.
Ашшурбанипал постоянно требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания. Найдено несколько табличек с его распоряжениями: «Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте мне…»
Другим не менее известным собранием была знаменитая библиотека Птолемеев – египетских царей эпохи эллинизма (306-30 гг. до н. э.). В самом богатом районе Александрии – столицы царства Птолемеев, недалеко от царских дворцов находилась огромная библиотека Мусейона – Храма муз, в котором хранилось свыше 500 тысяч рукописей. Она была основана Птолемеем II в первой половине III в. до н. э. Многочисленный штат занимался ее изучением и перепиской.
Многие сокровища библиотеки приобретались путем беззастенчивого грабежа древних архивов во славу Птолемеев, любивших подчеркивать свою просвещенность и покровительство культуре. При взятии Александрии Юлием Цезарем в 47 г. до н. э. часть библиотеки погибла в пламени пожара на корабле. Почти все оставшиеся сокровища были уничтожены фанатичной толпой христиан в конце IV в. н. э. во время разрушения «языческого» храма бога Сераписа, где помещалось книгохранилище. То, что уцелело, было сожжено арабами по приказу Халифа Омара в 642 г.
В древности были известны и крупные коллекции, созданные отдельными людьми. Так, например, величайший ученый древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.), которого К. Маркс назвал «Александром Македонским греческой философии», составил гербарий. Большую коллекцию рукописей и произведений искусства собрал выдающийся римский оратор, философ и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.).
ДАЛЕЕ
|
|
|