ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 3.
Стр. 17
В этой главе в основном рассказывается о Рахмане – отце Шагельдыева и выясняется причина вызова санитарного самолета. Из города прилетает известный хирург. В главе даются другие, менее значительные сведения.
Рахман пошел учиться в том возрасте, в каком его старший сын уже заканчивал десятилетку. Но то было иное время. Молодая советская власть только начала свое победное шествие по республике. Она и открыла двери школ беднякам, к числу которых относился Рахман – сын бедного дайханина. И дед, и прадед, и еще добрый десяток предков Рахмана были чабанами. Но чужие отары, которые тучнели и множились заботами чабанов, приносили достаток только своим владельцам. Потому-то отец Рахмана решил заняться дайханством, не стал чабаном.
Но куда убежишь от нужды пешком, если она за тобой на коне гонится! Не вырыл себе счастья отец Рахмана в сухой, каменистой земле, которую он упорно долбил кетменем с утра до ночи, обильно поливая ее горьким потом, - воды беднякам не хватало, водой владели баи.
Когда началась борьба за новую жизнь, дайханин бросил кетмень, обнял на прощанье жену и сына, крепко подпоясал свой старенький халат и взял в руки винтовку…
Где-то в бескрайних просторах пустыни шершавый язык ветра зализал небольшой холмик. Много таких холмиков бесследно растворилось в песках. Много конских черепов выбелило палящее солнце на дорогах борьбы человека за право быть человеком.
Рахман мог бы пойти в институт, как поступили некоторые из его сверстников. Но его манила пустыня. Может быть потому, что где-то в ней сложил свою голову отец, сражаясь с черными бандитами Джунаид-хана. А, может, просто звал голос предков, вдоль и поперек истоптавших вечные пески своими чокоями (*1).
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Чокои – обувь из сыромятной кожи.
ГЛАВА 4
|