"ОН БЫЛ ХУДОЖНИКОМ ИДЕЙ..."
В. Гулян

В. Гулян. Рембрандт. Он был художником идей...

Рассказ о Рембрандте
"Он был художником идей..."

Журнал "Филателия СССР"
№ 3, 1991 г., стр. 55
Издатцентр "Марка" Министерства связи СССР, Москва, 1991
Тираж 44 000 экз. Цена 1 рубль.


ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В. Гулян (Воронеж)
"Он был художником идей..."


Сохранилось лишь одно высказывание Рембрандта, в котором он определяет цели и задачи своего искусства. По глубине содержания оно – бесценное историческое свидетельство. Закончив в 1639 году работу над картинами из цикла «Страсти Христа», он написал письмо поэту и ученому К. Хейгенсу, где отметил, что в них «выражена наивысшая и наиестественнейшая подвижность». Под этими словами художник подразумевал не только достигнутое им умение воспроизводить любой пластический мотив, передачу разнообразнейших положений человеческого тела, жеста, мимики, но и их теснейшую зависимость от чувств и переживаний человека.

Рембрандт Рембрандт принадлежал к типу художника, для которого период ученичества у другого мастера служит лишь начало творческого самопознания. Он родился в 1606 году в семье мельника. Окончив в четырнадцать лет латинскую школу, Рембрандт поступил в Лейденский книверситет, но, не проучившись и года, бросил его ради занятий в мастерской Якоба ванн Свененбурга, где пробыл три года. Затем работал шесть месяцев у амстердамского художника Питера Ластмана.

После короткого срока обучения рисунку и живописи Рембрандт открыл в Лондоне вместе с Яном Ливенсом собственную мастерскую. Поначалу многие жаждали заказать ему свой портрет. И Рембрандт выполнял многочисленные заказы, охотно удовлетворяя вкусы своих заказчиков: виртуозно писал дорогие, нарядные одежды, точно схватывал сходство и подчеркивал нравящиеся моделям черты их характера. Уже в этих портретах он пытался вдумчиво рассмотреть за внешним обличием мир душевных состояний.

Причина утраты Рембрандтом популярности портретиста в 1650-1660-е годы среди голландского бюргерства, видимо, в правдивости изображения самого существа человека, которое стало неотъемлемым качеством Рембрандта-портретиста. С годами ему становилось все более важным понять в портретируемом неповторимость его внутренней жизни, своеобразие психологии, оттенков настроений. С середины 1640-х годов Рембрандт пишет в основном близких или хорошо знакомых людей, проживших, как и он сам, тяжелую жизнь.

Он создал около ста автопортретов, которые начал писать и гравировать еще в юности, как бы проследив на самом себе изменения, которые жизнь вносила в его облик, характер, душу. Эта беседа один на один с самим собой поражает искренностью и правдивостью признаний в горе, радости, отчаянии.

Овладение мастерством психологического анализа в портрете помогло Рембрандту при работе над картинами на исторические и библейские сюжеты, ставшими одной из высших ступеней достигнутого им мастерства.

Задуманный в виде группового портрета «Ночной дозор» был новаторски решен им как историческое произведение, в котором получила отражение героическая эпоха нидерландской революции. Во время работы его воодушевила другая идея - создать картину-аллегорию «Единение страны», оставшуюся, к сожалению, в стадии гризайли. «Клятва Юлия Цивилиса» посвящена началу борьбы предков голландцев против господства римлян. В таких картинах, как «Анатомия доктора Тульпа» 1632 года или «Анатомия доктора Деймана» 1656 года, художник увековечил славу знаменитых амстердамских хирургов постичь тайны анатомии человека.

К последним и наиболее замечательным картинам Рембрандта принадлежит большое полотно «Возвращение блудного сына». Евангельская притча о юноше, который ушел из родительского дома, растратил свое состояние и жалким, униженным вернулся к отцу, вырастает у Рембрандта в большую общечеловеческую тему.

Художник умер 4 октября 1669 года.


Опубликовано: 22 апреля 2017 г.

"ОН БЫЛ ХУДОЖНИКОМ ИДЕЙ..." РАССКАЗ О РЕМБРАНДТЕ

БИОГРАФИИ

ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА

ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

Самые лучшие игры от Алавар для всех