ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
К книге "Марк Твен. Избранное", 1950 г.
Марк Твен - блестящий реалист-сатирик, один из замечательнейших писателей Америки. «…В XIX веке, - говорит А. Фадеев, - не было более крупного реалиста во Франции, чем Бальзак, более крупного реалиста в Англии, чем Диккенс, и чем Марк Твен - в Америке».
Встречи с американской действительностью, глубокие связи с жизнью позволили писателю а начале ХХ века увидеть и верно вскрыть сущность политики американских и европейских агрессоров-монополистов, на знамени которых написано: «Хватайте все, что можете, держите все что взяли!», «Любите могущество соседа так, как свое собственное». С горечью и негодованием констатирует Марк Твен, что «вся Европа, также как и вся Америка, борются исключительно из-за денег. Эта пагубная страсть развратила все известные нации, она их сделала черствыми, низменными, корыстными, нечестными – в прямом смысле нациями-угнетателями».
Презрением, уничтожающей иронией и гневом звучит голос писателя, когда он говорит о капиталистической Америке, о развращающей силе доллара, о продажности «народных» представителей, о сущности буржуазной цивилизации.
Твен писал своему другу Тунчеллу:
«Что я думаю о всей нашей цивилизации? Я думаю о ней, что она убога и ничтожна, полна жестокости, наглости, суетности, низости и большого лицемерия. Можно сказать, что я ненавижу сам звук этого мерзкого слова. В нем заключена ложь».
«Без нас, - сказано М. Твеном в 1906 г., - …европейские пищевые трасты не овладели бы искусством продавать всему миру отраву за наличный расчет, без нас страховые компании не научились бы наживаться на вдовах и сиротах, а возрождение желтой журналистики в Европе задержалось бы на целые поколения».
Родившись в семье бедного провинциального юриста, Марк Твен – Самуэль Ленгфорн Клеменс (1835-1910) – рано потерял отца и уже с двенадцати лет познал все «радости» американского образа жизни, организуемого и подчиненного развращающей силе доллара.
Будущий писатель был рабочим-наборщиком, лоцманом на великой американской реке Миссисипи. «Марк – твен! Марк – твен!» - именно так выкрикивал он, измеряя уровень воды. И эти слова в будущем стали литературным псевдонимом писателя. Несколько лет провел Марк Твен в Неваде, в Калифорнии, занимаясь одновременно горняцким делом и журналистикой. В 70-80-х годах он уже – крупнейший американский писатель.
Обширные наблюдения Марка Твена над жизнью Америки, в которой процветают волчьи законы царства доллара, легли в основу произведений писателя, который обличал гангстерские дела американских империалистов, лицемерие и ханжество бизнесменов.
Американская лжедемократия сковывала талант сатирика, делала все, чтобы ослабить, приглушить его протестующий голос, превратить его в безобидного, веселого юмориста.
Отсутствие свободы творчества заставляло писателя, по словам Б. Шоу, «…выражать свои мысли таким образом, чтобы люди, которые в ином случае повесили бы его, думали, что он шутит», и делало жизнь Твена трагичной.
«Жалейте живых, завидуйте мертвым!» - с горечью восклицает писатель. «…Свободу слова имеют только мертвые, только мертвые могут говорить правду» - так писал Марк Твен незадолго до своей смерти.
Враждебное отношение Марка Твена к «Соединенным линчующим штатам» - так назвал писатель Америку – пронизывает все его произведения. И даже в такой, на первый взгляд, безобидной книжке, как «Том Сойер», наряду с картинами безмятежного детства изобличается буржуазно-ханжеская «благопристойность», лицемерие, косность ума верноподданных Желтого дьявола.
Свое другое выдающееся произведение «Приключения Геклльберри Финна» Твен посвятил теме свободы. В образах Гека Финна и его приятеля негра Джима писатель воплотил свои идеалы: гуманизм, стремление к счастью, к свободе, демократизм.
Гек – положительный герой, он мыслит, анализирует окружающее. Устами Гека критикует Марк Твен буржуазное общество рабовладельцев.
Негр Джим – раб, но он уже почувствовал радость свободы, он стремится к ней. Джим благороден, честен, в нем сильно чувство человеческого достоинства. Нужно было слишком ненавидеть рабовладельческие порядки и обладать большой гражданской и политической смелостью, чтобы с такой симпатией, с таким уважением говорить о негре в то самое время, когда в Америке возникает Ку-Клукс-Клан, эта организация политических бандитов, и появляются тайные общества по борьбе с «африканизацией».
В своих многочисленных рассказах, исполненных разящей сатирической мысли, Марк Твен показывает растлевающее влияние доллара на души людей.
В рассказе «Венера Капитолийская» писатель рисует, как доллар уродует подлинное искусство, таланты, развращает людей.
О зловещей силе денег в капиталистическом обществе говорит Марк Твен и в рассказах «Человек, который совратил Гедлиберг», «Банковский билет в 1 000 000 фунтов стерлингов», «Сенатор Дильворти», «Как меня выбирали в губернаторы» и др.
Изобличая темные стороны американской действительности, Марк Твен никогда не ставит знака равенства между народом и правящими кругами. В рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг» писатель срывает маску с «добродетельных отцов города» и показывает их как омерзительных ханжей, лгунов, стяжателей. Судьей этих двуногих животных Твен делает народ.
В рассказах «Сенатор Дильворти», «Как меня выбирали в губернаторы», в «Сценах из американской жизни» Марк Твен обнажает сущность «демократических свобод», и перед читателем встает неприглядная действительность капиталистической Америки: шантаж, купля и продажа, обман масс.
Разоблаченные воры продолжают заседать в законодательной палате, потому что требовать их изгнания «это все равно, что от детей требовать того, чтобы они изгнали из дома родного отца», - заключает сатирик один из рассказов.
Едко высмеял американскую «демократию» Марк Твен и в рассказе «Письма китайца». Наивные иностранцы, говорил писатель, стремятся попасть в Америку, полагая, что она действительно страна свободных людей, а встречают иное: безработицу, узурпацию прав человека, грабеж, голод, побои и тюремную решетку.
Неоднократно Марк Твен предавал осмеянию ханжество американской буржуазии. С особой сатирической остротой написан памфлет «Письмо ангела-хранителя», где американский писатель раскрыл «душу» бизнесмена – «гнуснейшей и скареднейшей гадины, которая оскверняла когда-либо своим присутствием землю». Сатирик показал, что бизнесмен расценивает все материальные и духовные ценности на доллары, за которые он покупает чужую совесть и продает свою.
«…Пусть останется у нас старый флаг, - сказал однажды Марк Твен, - но только на нем белые полосы закрасим черными полосами, а звезды поменяем на череп и кости».
С гневом честного человека, не желающего мириться с гнусной, античеловеческой практикой американских колонизаторов, спрашивает Твен:
«Что же дальше? Будем ли мы попрежнему одарять благами нашей цивилизации людей, ходящих во тьме, или дадим всем этим несчастным передохнуть? Попрежнему ли мы будем оглушать мир привычной нашей святошеской трескотней и бросим новый век во власть этой игры, или, быть может, сядем и трезво подумаем?! Не благоразумнее ли собрать вместе все атрибуты нашей цивилизации и точно подсчитать, сколько товару осталось на руках, сколько пулеметов и молитвенников, стеклянных бус и теологии, виски и факелов Прогресса и Просвещения (да не простых, а патентованных, саморегулируемых, годных для поджога селений по мере надобности)?».
Эти слова, сказанные Марком Твеном пятьдесят лет тому назад, верно характеризуют не только прошлое Америки, но и ее настоящее – Америки трумэнов, маршалов, ачесонов и прочих поработителей народов, поджигателей новой войны.
Американская буржуазия и ее раболепные прислужники и ныне пытаются заглушить голос сатирика и публициста Твена, обличавшего долларовую «демократию» Америки. Потерявшие честь и совесть конгрессмены, сенаторы, вся грязная клика правителей Северо-Американских Соединенных Штатов, как и прежде, стремится превратить писателя в благодушного рассказчика, в безобидного весельчака, в человека, имевшего пристрастие к смешным и забавным приключениям. Марк Твен – демократ, обличитель кровожадного американского империализма, человек, выше всего ценивший свободу, желавший добра народам всего земного шара, - этот Марк Твен спрятан от американского народа.
Но поджигателям войны с Уолл-Стрита не заглушить твеновского голоса протеста против античеловеческого строя жизни долларовой Америки.
Люди доброй воли и чистых помыслов любят книги Марка Твена. Большой любовью и уважением пользуется в нашей стране творчество Твена, который в свое время так сочувственно отнесся к революции 1905 года в России. Советский народ видит в писателе-реалисте своего союзника по изобличению происков хищного американского империализма, по борьбе за мир во всем мире, за дружбу и независимость народов.
БИОГРАФИЯ МАРКА ТВЕНА ЗА 1910 г.
|