Печатается по тексту издания:
«На Горах. Рассказано Андреем Печерским»
(Продолжение рассказов "В Лесах").
Изд. М. О. Вольфа, СПБ, 1881.
Вступительная статья Ф. М. Левина
Подготовка текста и примечания К. Н. Полонской
"На Горах", т. 1
Стр. 3
ЭПОПЕЯ П. И. МЕЛЬНИКОВА (АНДРЕЯ ПЕЧЕРСКОГО)
Эпопея П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В Лесах» и «На Горах» - его главный литературный труд, которому писатель отдал около двадцати лет жизни. Эти книги открыли читателю целую область русской действительности, до того не освещенную и не исследованную. Мельников рассказал о Заволжье и Нагорье, какими они были в середине XIX века, о старообрядческом купечестве, торговавшем по обоим берегам Волги, о быте и промыслах, нравах и обычаях местного населения, о сектантах, раскольничьих скитах и их обитателях.
Талант художника-реалиста и выдающегося рассказчика сочетался у Мельникова с глубокими познаниями в области истории раскола, этнографии, фольклора, народного языка, которые он широко использовал в своей эпопее. Живописные картины и диалоги, выразительно обрисованные характеры перемежаются в обоих произведениях с историческими экскурсами, описаниями кустарных промыслов, народных праздников, раскольничьих обрядов, скитского быта, хлыстовских радений. В обеих книгах широко введены в повествование легенды и поверья, пословицы и поговорки, народные и духовные песни. Соединение всех этих элементов создает особенный, неповторимый колорит эпопеи Мельникова.
Книга «На Горах» представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время она является продолжением книги «В Лесах». Оба произведения связаны общей идейной направленностью: общей оценкой социальных вопросов, общими политическими идеалами автора, общим отношением к вопросам религии, к раскольникам, сектантам и официальной церкви. Многие персонажи «В Лесах» продолжают действовать и в книге «На Горах». Одни из них отходят на второй план – Патап Максимыч, Василий Борисыч, Алексей Лохматый, Фленушка; другие, наоборот, выдвигаются на первые места – Марко Данилыч, Дуня Смолокурова, Петр Степаныч Самоквасов. Вместе с тем некоторые сюжетные коллизии первой книги находят свое окончательное решение только во второй (принятие иночества Фленушкой, замужество Параши, судьба Алексея Лохматого).
Идейная и сюжетная связь и общность обоих произведений позволяют рассматривать и анализировать их как единое целое.
Работа Мельникова над книгой «В Лесах» относится к 1859-1875 годам, «На Горах» - к 1875-1880 годам.
В обоих произведениях писатель стремился дать ответ на острые социально-политические вопросы своего времени. Еще в начале 50-х годов, в ранних рассказах, он выступал в общем русле либерально-обличительной литературы. В рассказе «Старые годы» Мельников подверг осуждению произвол крепостников-дворян. В рассказе «Красильниковы» он изобразил невежество и самодурство купца – фанатика старообрядца, загубившего жизнь своего сына. Рассказ этот получил высокую оценку в «Современнике» (1852 г., № 5). Не менее резко обличал он феодальную знать в повести «Бабушкины россказни», опубликованный некрасовским «Современником» в 1858 году (№№ 8 и 10).
Однако, остро критикуя старое барство, закоренелых крепостников, купцов-самодуров, Мельников был не только далек, но и враждебен идеям революционных демократов, ставивших своей целью осуществление крестьянской революции.
В 60-е годы, когда произошло размежевание лагеря обличительной литературы, Мельников оказался на правом фланге. Убежденный монархист и консерватор, он, однако, не был сторонником сохранения крепостного права.
Как же представлял себе Мельников будущее России, на какой класс возлагал он свои чаяния и надежды?
Ни в обширном публицистическом наследстве Мельникова, ни в его отчетах и письмах в министерство внутренних дел, в котором он служил чиновником особых поручений с 1847 по 1866 год, ни в его книгах «В Лесах» и «На Горах» мы не найдем указаний на то, что дворянство – сила, способная вывести Россию из кризиса. Наиболее заметные фигуры дворян даны в книге «На Горах» - это Мария Ивановна Алымова, два брата Луповицких и их племянник Егор Денисов. Но все они только главари хлыстовской секты, вызывающие у писателя ненависть.
Выведенный в четвертой части книги «В Лесах» «родословный старец» Иосиф, «чухломский дворянин», представлен явно комическим персонажем.
На страницах эпопеи Мельников подвергает критике то дворянство, которое русскому укладу жизни, традициям и обычаям предпочло подражание иноземным порядкам и модам, оторвалось от национальной почвы: «Было время, когда наши предки, мощной рукой Петра Великого выдвинутые из московского застоя в жизнь западную, быстро её усвоили, не разбирая дурного от хорошего, пригодного русскому человеку от непригодного. Напудренное и щеголявшее в расшитых золотом французских кафтанах поколение ничем не походило на бородатых отцов и дедов. С детским увлечением опрометью кинулось оно в омут новой жизни и стало презрительно глядеть на всё прежнее, на всё старинное, дедовское».
Все образы дворян – поместных, служилых, аристократии, особенно в ранних произведениях, изображены как будто лишь для того, чтобы подчеркнуть ненужность этого паразитического класса.
В обеих книгах Мельникова весьма широко представлены разнообразные типы заволжского и нагорного старообрядческого купечества, которое уже в годы, предшествовавшие падению крепостного права, начало набирать все большую силу.
Ф. Левин
Обновлено:
28 марта 2019 г.
|