ПАНТЕЛЕЙМОН БЕЦКОЙ
ТАЙНА Ф. К.

Тайна Ф. К. Пантелеймон Бецкой

...Молва называет сибирского старца Федора Кузмича чудесно спасшимся Александром I. Но если государь жив, то кто же тогда царствующий император Николай, как не узурпатор? Эту загадку предстоит разрешить капитану Ивану Неклюеву...

РЕЦЕНЗИЯ:
Взглянуть на обложку книги – чего тут только не понаворочано: и явно детективная история с роковыми красавицами, проницательными старцами, таинственными затворниками и гнусными интриганами произрастает прямо на голове явно благородного героя, и слово «тайна» в названии, и явно благородная фамилия автора – завлекалочек для читателя, казалось бы, предостаточно. Но тут ведь еще и название серии на возбуждение читательского любопытства играет (у «Императора» да вдруг «спецназ»!), а еще девизы великодержавные и истинно-патриотические интриг добавляют… В общем, все сделано, чтоб у читателя сомнений не осталось: под обложкой таится история потрясающая и захватывающая.

Пантелеймон Бецкой. Роман "Тайна Ф. К." Предложенные П.Бецким фабульные обстоятельства тоже вполне способны заинтриговать. Оказывается, после разгрома декабристов император Николай I создал свое собственное тайное общество - Корпус офицеров по особым поручениям. Обосновалась эта «первая в мире диверсионная школа», готовившая «лучших в мире специалистов невидимой войны» ни где-нибудь, а в Царском Селе. Надо полагать, в непосредственной близости от Царскосельского Лицея, быть может, и преподаватели у будущих диверсантов и однокашников Пушкина или Тютчева были общие.

Кстати, хотя самого Пушкина в качестве персонажа романа Бецкой выводить не рискует, но обстоятельствам дуэли и смерти великого писателя (действие романа происходит в 1836-1837 гг.) отведено немало страниц. При этом оценивают личность Александра Сергеевича герои «Тайны Ф. К.» примерно следующим образом: колоссального ума, надо признать, был человек, но жил путано и истинного света не видел. А истинный свет, считают они, можно сподобиться увидеть, если жить, ориентируясь не на идеалы Свободы, Равенства и Братства, на чем «французы погорели», а с верой в постулаты Православия, Самодержавия и Народности. А Пушкин что ж, «мог жить при царе припеваючи, а ему какую-то абстрактную свободу подавай». Вот главный герой романа «не может, как Пушкин, нарушить слово, данное государю, а потом молить о прощении».

Получается, главный герой – капитан Иван Неклюев (Иванушка, как ласково называет его император Николай Павлович) – попорядочней самого Пушкина будет. Еще бы – гениальный стихотворец в секретном корпусе служить не сподобился. Правда, неизвестно, как бы оно повернулось, проживи поэт подольше. Глядишь, образумился бы, да и принялся служить Государю верой и правдой, поскольку лишь это служение, по философии героев романа, «единственное». И при этом служению Богу и Отечеству нисколько не противоречит, поскольку Царь – помазанник Божий и Отечеству родной отец.

Но тут-то и возникает главная сюжетная коллизия: в Сибири объявился старец Федор Кузьмич, которого «молва называет чудесно спасшимся Александром I». То есть, помазанников-то, может статься, сразу двое - кому служить прикажете? Вот раскрыть тайну этого самого Ф. К. слегка смущенный этим обстоятельством Николай I верному своему Иванушке и поручает. Тут, правда, заметить надо, что на «лучшего в мире специалиста невидимой войны» наш капитан никак не тянет: простоват и даже туповат. Раньше про таких говорили: «Без царя в голове». Но у нашего-то Иванушки, в его не слишком большого ума головушке государей-то сразу два - ум за разум! Поручение императора он выполняет «по известному сюжету русской народной сказки – пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная что». Но поскольку служит Иванушка изо всех своих сил, пусть и не великих, с пути истинного он, понятное дело, не сбивается.

Интрига так интрига, что там вышло с Ф. К. в конце концов, пусть будет покрыто мраком неизвестности, пока вы не прочитаете книжку сами. Скажу только, что развязка довольно путанная, хотя доблестному капитану удалось услужить сразу двум повелителям, получить чин подполковника и решить все личные проблемы. Из подобного материала вполне мог бы получиться неплохой авантюрный роман, если бы персонажи не действовали столь прямолинейно, ходульно (основные сюжетные ходы прочитываются почти сразу, поскольку никаких альтернативных путей автор не предлагает). Или могла бы получиться неплохая пародия на авантюрный роман. Поначалу, когда, например, Ивану Неклюеву является во сне образ его славного предка Ивана Ивановича Неплюева и призывает потомка ехать в Петербург с прошением о зачислении «в тот самый корпус, о котором простым смертным ничегошеньки было неизвестно», признаки пародии как жанра кажутся довольно убедительными. Но затем эти признаки частью сходят на нет, частью выглядят попросту неостроумными. Не слишком внятны и реминисценции из классических произведений русской литературы. С легкой руки Б. Акунина вставлять такие реминисценции в «ретро-романы» стало модно. Но если они только веяниями моды вызваны, то это неинтересно.

А зачем же, спросите вы, вообще читать подобные книжки? А вот чтобы определенные веяния времени и ощутить. В книге про совсем, казалось бы, далекую от нас «господскую» жизнь явно ощутимы веяния нашей с вами жизни. В формуле «Бог, Царь и Отечество» замените «Царь» на «Президент» - и получите постулат, который привлекателен сегодня для многих. И верные слуги вроде простоватого и туповатого Ивана Неклюева для этих многих самая подходящая модель. Так что подполковничьи погоны для него не предел, щеголять ему в генеральском мундире – серия так серия.


Пантелеймон Бецкой, фото задней части книги Тайна Ф. К.

Пантелеймон Бецкой, увеличенное фото


РЕЦЕНЗИЯ:
Московское издательство «Олма-пресс» представило читателям нового автора с на редкость звучным и старомодным псевдонимом: Пантелеймона Бецкого. И новый сериал «Спецназ Императора»: о тайных агентах в России первой половины 19 века. Сериал должен был одновременно составить конкуренцию популярным романам о сыщике Фандорине (то есть предоставить поклонникам этих романов тематически близкую, хоть и неравноценную замену в виду отсутствия новых книг Акунина), и развивать модную нынче тему праведной и героической деятельности российских спецслужб.

Что ж, обе задачи решены: хотя с Акуниным не сравнить ни стилистически, ни сюжетно, но все же про старину и приключения, а спецслужбы выглядят просто-таки спасителями России. Правда, автор то ли сам такой оголтелый монархист, то ли пытается таким образом передать дух времени с истерическим обожанием Государя. В общем, Николай I, народом прозванный «Палкиным» за любовь к телесным наказаниям, в сериале о «Спецназе Императора» представлен совершеннейшим ангелом, добрым и мягким человеком, мудрым правителем, тогда как во всех воспоминаниях он предстает суровым деспотом, а результаты его правления были для России плачевны. В романе «Тайна Ф.К.» главному герою, капитану Ивану Неклюеву, явилось во сне видение его далекого предка, и предок от него потребовал немедленно пребыть в Петербург, просить аудиенции у императора и попроситься на службу в «секретный отдел». Причем отдел этот настолько секретный, что о нем вообще никто, кроме императора и служащих там, не знает. И история, разумеется, не сохранила информации о том, что такой отдел вообще был когда-то…

Иван выполнил повеление предка, предстал перед императором и был принят в секретный отдел. А расследовать ему придется дело и вовсе запредельной секретности: действительно ли скончался предыдущий император, Александр Миротворец, старший брат ныне царствующего, или верна легенда о том, что его смерть была инсценирована с целью захвата власти, а чудом спасшийся император принял пострижение старца Федора Кузьмича.

ЧИТАТЬ КНИГУ
ТАЙНА Ф. К.

"Тайна Ф. К."

РЕЦЕНЗИЯ:
Под одним именем скрываются сразу несколько авторов, объединенных общим псевдонимом. Новый проект издательства «Олма-пресс» «Спецназ императора» представляет рассказ о выпускниках Корпуса офицеров по особым поручениям. Главный герой книги Иван Неклюев - офицер по особым поручениям - был вынужден прервать военную карьеру, дабы разобраться с отцовским наследством, пришедшим в полный упадок. Чуть поправив дела, отведав помещичьего быта, он уже подумывал о женитьбе. И, возможно, так и состарился бы в своей деревне, если б не увидел вещий сон - покойный прадедушка велел ему возобновить военную карьеру. И отправился Неклюев на государеву службу. Но прежде он был удостоен личной аудиенции императора Николая I. К тому времени государь уже покончил со всеми тайными обществами и создал новое - Корпус офицеров по особым поручениям. Сюда зачислялись те, кто совершил серьезные проступки и теперь должны доказать свою верность императору. Неклюев совершит немало славных дел и встретит большую любовь - все закончится (как в мыльной опере) свадьбой. Книга изобилует историческими вымыслами и правдивыми фактами. К примеру, легенда о сибирском старце Федоре Кузьмиче, который на деле был чудесно спасшимся Александром I, приобретает реальные очертания. Или в диалоге героев упоминается подающий надежды двадцатилетний художник Айвазовский. Первое, что приходит на ум, - аналогия с Борисом Акуниным. Сейчас на книжном рынке много подражателей автору саги о Фандорине. Но проект Бецкого - это, скорее, попытка продолжить традиции Юрия Нагибина с его гардемаринами. Не самая лучшая попытка!

Рецензия: ОМОН николаевских времен
В истории русской литературы были беллетристы, романы которых больше напоминают хорошо пересказанный учебник по истории, чем художественное произведение. Их какое-то время читали, а потом благополучно забыли, потому что появились авторы, которые писали лучше и интереснее. Роман Пантелеймона Бецкого «Тайна Ф.К.» с большой долей вероятности может постичь несчастливая читательская судьба.

В рамках всероссийского проекта «Читают все» «ТЖ» пишет о разных книгах. Изданный в серии «Спецназ императора» роман «Тайна Ф.К.» с подзаголовком «Офицеры по особым поручениям» из тех, при чтении которых постоянно тянет зевать. Внешне все вроде бы хорошо и правильно, даже аннотация: «Молва называет сибирского старца Федора Кузмича (именно так!) чудесно спасшимся Александром I. Но если государь жив, то кто же тогда царствующий император Николай, как не узурпатор? Эту загадку предстоит разрешить капитану Ивану Неклюеву…» Иван Неклюев - тот самый офицер по особым поручениям, спецназ императора Николая Павловича. Офицер по особым поручениям… Где-то это уже было. Ах, ну конечно, у Бориса Акунина роман есть «Особые поручения»!.. Но повествовательным особенностям «Тайны Ф.К.» далеко до виртуозности акунинского слога.

В романе Бецкого намешано все: восстание декабристов и воцарение нового императора, дуэль и смерть Пушкина, политический заговор с участием поляков (а был ли он?), святые старцы и секта скопцов. И, конечно, любовная линия. С точки зрения исторической правды и вымысла роман Бецкого больше всего напоминает школьный учебник, в котором собрано все, что можно было собрать. Автор вроде бы хорошо представляет российскую историю, но, уточним, известный пасквиль, который получил Пушкин, писал не один только князь Гагарин. В его составлении, по свидетельству ряда современников, принимал участие и светский знакомый поэта Павел Долгоруков. Но это так, к слову.

Чтобы разоблачить заговор против Николая, герой романа отправляется в Сибирь, где его ожидают какие-то совсем блеклые приключения, а потом через Торжок возвращается в Петербург, обретает любовь и блестящее карьерное будущее. Остановимся на Торжке, интересно. Здесь герой, совершенно очарованный цветущими липовыми деревьями, сидит в городском саду, в котором вечером играет духовой оркестр, успевает побывать на молебне в городском соборе (видимо, в Спасо-Преображенском). В Торжке же Неклюева ожидает беглая институтка Варенька, будущая жена. Тверь также фигурирует в повествовании: отсюда родом один из героев, помощников Неклюева в Сибири… Больше, пожалуй, про книгу П. Бецкого «Тайна Ф.К.» сказать и нечего. Хотя издатели обещают читателю продолжение серии «Спецназ императора».

РЕЦЕНЗИЯ:
Что более всего привлекает читателя в романе? Изящная интрига? Да. Легкий язык? Да. Яркие образы? Еще бы! Но все это не самое главное. Чертовщинка - вот что обеспечивает успех литературному творению. При условии, конечно, что все вышеперечисленные факторы хотя бы в малой дозе, но присутствуют...

Конечно, произведение, с позволения сказать, П. Бецкого - чистой воды литературный поток, практически мусор. Если творчество Бориса Акунина (имеется в виду серия детективов о Фандорине) расценивалось критиками как удачный, достойный всяческих комплиментов стилистический изыск, изящная подделка под язык Достоевского и Толстого, то сочинение Бецкого - жалкое подражательство, превратившее неплохую изначально задумку в пародию, фарс. Унылое печальное чтение, книга, заставляющая смыкаться веки читающего: Конечно, язык столь далекого XVIII века и не должен быть легковесным, но почему же у Акунина он так изящен, а у П. Бецкого - убойно скучен? Возможно, дело в той малой составляющей, что называется талантом? Обидно. Ведь тема, взятая для детективно-авантюрного повествования: тайна загадочной смерти Александра I, самозванец, претендующий на трон самодержца российского, могла бы при должном умении автора так захватить читателя, что и не оторвешься. Тайны истории всегда привлекали человечество: Но, как говорится, что выросло - то выросло, и творение П. Бецкого безусловно и окончательно отправляется на полку с надписью "перечитыванию не подлежит".

РЕЦЕНЗИЯ:
Издательство «Олма–пресс» открыло серию «Спецназ императора». Группа авторов, объединившаяся под псевдонимом петербургского архивиста Пантелеймона Бецкого, накропала для нее исторический роман «Тайна Ф.К.» о выпускниках основанного Николаем I Корпуса офицеров по особым поручениям.

Пантелеймон Бецкой. Тайна Ф. К. 2004 г. На обложке игриво оформленной в духе подростковых приключенческих романов книжки курсивом набраны патриотические девизы: «Бог, Царь и Отечество», «Родина, вера и верность». Видимо, это сделано в воспитательных целях. Точно картонные фигурки полусамодеятельного театра кукол, разбросаны на желтом фоне маленькие человечки. Им должно ожить на страницах романа, воплотить девизы в жизнь. Но суждено так и остаться картонными куклами в придуманной жизни.

Подданный императора Иван Неклюев - идеальный образ русского офицера. Женщины сами кидаются ему на шею и предлагают на них жениться. Мужчины мгновенно проникаются доверием и стремятся заручиться его дружбой. Он искренне трепещет перед царем и счастлив исполнять его особые поручения. А уж когда его посылают в глухую Сибирь распутывать нити коварного антиправительственного заговора, то и вовсе воспаряет духом на всю оставшуюся жизнь. Он не просто целеустремлен, а патологически удачлив, как и полагается детективу–одиночке. Стоит ему остаться на ночлег в тайге и в редкие минуты отчаяния попрощаться с жизнью, как посреди ночи и леса непременно появляются заговорщики. Разумеется, запоздалые путники выкладывают невидимому шпиону факты, до которых он с таким трудом докапывался. Триумфатор торопится в обратный путь, а в Торжке его дожидается верная возлюбленная, убежавшая из–под венца, куда ее пытались затолкать насильно. Суровый офицер не торопится совращать девиц, ибо она по недомыслию оказывается причастна к заговору. Службу царю этот достойный человек ставит неизмеримо выше любовных утех. Но красавица раскаивается в политических заблуждениях, царь–батюшка дает благословение на брак, все счастливы, играет туш. Странно, что не звучит гимн «за царя, за Родину, за веру».

Идеальный офицер имеет то правительство, которое он заслуживает. Портрет императора Николая I, как в ура– патриотическом фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», отлакирован и заламинирован. Так и хочется вслед за Неклюевым кинуться царю в ноги. Поклясться в верности. Отказаться от личной жизни. Посвятить всего себя! Можно было заподозрить «Тайну Ф.К.» в стилизации под роман 19 века, принадлежащей не вольнодумцу пушкинского круга, а какому–нибудь приспешнику Бенкендорфа, которому после гибели поэта не в лом заявить, что тот был одним из лучших сынов Отечества. События романа развиваются вокруг 1837 года, Неклюев питает интерес к судьбе Пушкина, но рыхлый сюжет не позволяет ни развить эту коллизию, ни добавить новых подробностей в пушкиниану.

Достижения современной литературы этому роману неведомы, а сентименталисты дышат автору в затылок. Варенька, лишенная каких–либо индивидуальных черт, беспрестанно уливается горючими слезами, даже ее избранник периодически роняет скупую мужскую слезу. Лишь поначалу маячит здесь призрак короля легкого жанра. Как и у знаменитого Фандорина, жизнь Неклюева полна захватывающих приключений. Как и у Акунина, роман Бецкого интригует тайнами истории. Но нет в нем акунинской игры со стереотипами времени, нет вкуса к пародии, интеллектуального стеба, остроумия. Нет ощущения подлинности. А на нет и суда нет.

РЕЦЕНЗИЯ:
На поле детективной и приключенческой литературы всегда было тесно от игроков. Сегодня там просто столпотворение. Больше, чем писателей-детективщиков, в России только певцов. Оно и понятно: для последних построены «фабрики звезд», а писательских инкубаторов нет как нет. И хотя первая книга затеянной издательством «Олма-пресс» серии «Спецназ императора» несет инкубационные признаки, ругать ее не хочется. Потому что и улики мастеровитого детектива в ней тоже есть. Начнем с конца...

Во-первых, автор со вкусом выбрал инструмент и материал для работы. Взял хорошо известную и до сих пор неразгаданную историческую загадку (смерть императора Александра в Таганроге и кривотолки о том, что он не умер вовсе, а ушел в народ и через несколько лет объявился в Сибири под именем Федора Кузьмича), добавил некий императорский корпус офицеров по особым поручениям и поручил (именем императора Николая Первого) одному из офицеров, Ивану Неклюдову, разобраться, кто был тот самый Федор Кузьмич. Естественно, на пути Неклюдову приходится преодолевать коварство, измену, подлость, бороться с убийцами и шпионами.

Во-вторых, Бецкой совсем не плохой стилист, и пусть не везде ровно, но старательно и последовательно сохраняет колорит старомодных диалогов, терминологию, неназойливо подбрасывает в сюжет интересные, хотя и не очень достоверные подробности о смерти Пушкина, о событиях в новгородском Юрьевом монастыре, о золотой лихорадке в Сибири.

В итоге книга получается увлекательной, а поскольку претензий на высокую литературу не имеет, то и читается легко. Однако мед портит увесистая ложка дегтя. Мастерски закрученный сюжет Бецкой совершенно безответственно взрывает развязкой. Неклюдов разгадывает тайну старца Ф.К.: им оказывается сын великого князя Константина, среднего брата императора Александра Первого, и польской дворянки. Это настолько нелепо, что даже не объяснить, почему автор допускает такой ляп. Из текста книги мы знаем, что этот самый брат (Константин) в 1819 году сообщил императору, что отказывается наследовать престол и хочет жениться на польке. Действие книги разворачивается в 1837 году. Сыну Константина в это время не может быть более 17 лет. Значит и старцем его можно признать только спьяну.

Вообще с арифметикой у Бецкого явные проблемы. По тексту один из героев сравнивает Неклюдова с «узником замка Иф», то есть с графом Монте-Кристо. Это сравнение сделано в 1836 году. А «Граф Монте-Кристо» написан в 1844-45 годах. В другом месте говорится, что впервые Неклюдов узнал о Ф.К. от монаха, который прожил со старцем рядом четверть века. Это тоже не поддается логике, так как старец заявил о себе, как лже-императоре только после 1825 года (да и то не сразу!), а книга заканчивается весной 1837 года. Жалко, конечно, попадать в подобные промоины. Они выдают поспешность в работе. А работа могла бы только выиграть, если б Пантелеймон Бецкой не был так азартен.

Как сделать бизнес на перепродаже контента

ПАНТЕЛЕЙМОН БЕЦКОЙ

БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ

ГЛАВНАЯ САЙТА