РЕЦЕНЗИЯ:
Давно зарекался не читать «сериальных книг», но, увидев «Клинок имама» Пантелеймона Бецкого, не удержался – уж больно интересной показалась авторская идея: заслать в ставку имама Шамиля секретного агента русской военной разведки.
Открыл, прочёл начало первой фразы «подпоручик Ухтырского гусарского полка…» Что за вздор! – думаю – откуда такой гусарский полк в русской армии? Сроду такого не бывало. Ахтырский (от Ахтырской слободы) с 1651 по 1920 был, и многими геройствами прославился, в памятном 1812 году Денис Васильевич Давыдов служил в нём полковником, а вот «ухтырского» полка не было.
Читаю дальше: «генерал-майор граф Анри Барбат де Марни ведал разведкой при штабе главнокомандующего русской армией…» Это ещё кто такой? – удивляюсь – в русской истории известно несколько человек с похожими фамилиями (например, профессор Петербургского горного университета Николай Павлович Барбот де Марни или мать графа Фёдора Петровича Толстого Елизавета Егоровна Барбо де Марни), но ни одного «графа Барбат де Марни» в отечественных анналах не отмечено. И при каком, простите великодушно, штабе сей граф «ведал разведкой» – Л.Л. Беннигсена, М.Б. Барклай де Толли или М.И. Кутузова? Вообще-то, судя по времени действия (1812 год), он вообще должен был состоять не при штабе главнокомандующего, а в Свите по квартирмейстерской части (именно эта структура ведала военной разведкой при Александре I).
И вот этот неведомый истории граф из неустановленного штаба пишет докладную записку на имя Александра I с предложением «открыть в России тайную школу для подготовки разведчиков-профессионалов из числа молодых офицеров». В 1825 году новый император Николай I предложил «военному министру графу Татищеву создать группу секретных агентов для исполнения личных распоряжений его императорского Величества». Возглавить Школу предложили графу де Марли. А тот в свою очередь предложил «кандидатов в слушатели школы отбирать из числа молодых офицеров, по тем или иным причинам оказавшихся под судом и следствием, отличавшихся сообразительностью, умом, физической силой и иными достоинствами. Вместо позора наказания штрафникам предлагалась служба, связанная с риском для жизни…»
В 1827 году среди слушателей спецшколы для диверсантов оказываются подпоручик небывалого ухтырского полка Иван Болотов, подпоручик Фёдор Шелехов из Нежинского пехотного полка (сформированного в 1863 году), поручик пионерного батальона (то есть, по-современному, из стройбата) Никитенков, и иные столь же «исторические» персонажи. Искусство фехтования в Школе преподает фейхтмейстер царскосельского лицея Самуил Адамович Гавелан (?!)
Впрочем, перечислять ляпы или, если угодно, художественные вольности опуса под названием «Клинок имама» можно до бесконечности… Если кому-то захочется собрать их все, то милости прошу, я же приведу лишь ещё два – те, которые не позволяют считать «Клинок имама» не только историко-приключенческой, но даже художественной книгой.
Итак, первое: гусар Болотов, попав в ставку имама Шамиля (за несколько лет до того, как тот действительно стал имамом), всё время думает о том, как жестоко чеченцы пытают пленных. Между тем чеченцы XIX века не практиковали пытки пленных. Более того, имам Шамиль лично наказывал чеченцев за всякую жестокость в обращении с пленными, а тем русским, кто переходил на его сторону, предоставлял льготы большие, чем своим мюридам.
Второе: агент русской военной разведки гусар Болотов во время полового акта с женой-чеченкой приходит в такое исступление, что начинает говорить по-русски! А имам Шамиль, узнав об этом, выдаёт пассаж о том, что мужчины во время оргазма, подобно женщинам во время родов, переходят на родной язык!
Насколько мне известно, идея «серии приключенческих книг, в которых действие происходит в исторических обстоятельствах девятнадцатого века», родилась у руководства «ОЛМА-ПРЕСС» в 2003 году. Задача ставилась благородная – рассказать об интересных, но «пока мало известных событиях в истории нашего Отечества». В результате получилась серия бредовых, безграмотных книг, где гусары служат в небывалых полках, а имам Шамиль думает о чеченцах: «только железной рукой можно загнать их в счастливое будущее…»
Так что если вам вдруг захочется прочитать что-либо о Кавказе XIX века, помимо Пушкина, Лермонтова и Толстого, читайте Георгия Фердинандовича Танутрова («Свет и тени Кавказа»), Василия Александровича Потто («История Кавказской войны») или Екатерину Петровну Лачинову («Проделки на Кавказе»), а опусы Пантелеймона Бецкого пусть на складах «ОЛМА-ПРЕСС» грызут мыши.
|