В книге на современном научном и методологическом уровне рассматриваются мировоззренческие вопросы астрономии. Особое внимание уделяется проблеме атеистического воспитания школьников.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука о вселенной, а также смежные разделы физики, тесно переплетающиеся с современной астрономией, имеют чрезвычайно важное, и даже решающее значение не только лишь для максимально глубокого понимания окружающего нас мира и познания фундаментальных законов природы, но и для формирования прогрессивного диалектико-материалистического мировоззрения, научного стиля мышления, осознанного атеистического взгляда на мир.
Данные современной астрономии и астрофизики убедительно подтверждают одно из основных положений современной марксистско-ленинской философии о материальном единстве мира, о естественной причинности и естественной закономерности всех без исключения явлений природы. А история развития науки о Вселенной раскрывает социальную сущность науки и социальную сущность религии как особых форм человеческой деятельности.
Автор надеется, что настоящая книга представит интерес для учителей старших классов средней школы и будет служить пособием по формированию атеистического мировоззрения учащихся на материале курса астрономии Х класса.
Курс астрономии Х класса позволяет:
а) познакомить с гнесеологическими корнями религии, с причинами, способными порождать религиозные взгляды;
б) дать представление о естественнонаучных основах диалектико-материалистического мировоззрения;
в) подвергнуть критике попытки современных богословов примирить научные и религиозные взгляды, показать принципиальную несовместимость науки и религии;
г) способствовать формированию современного научного стиля мышления, научного подхода к пониманию окружающего мира.
В Х классе учащиеся знакомятся с основами обществоведения, которые включают в себя начальные сведения по диалектическому материализму. Положения материалистической диалектики являются для школьников новыми и во многом необычными, они не просты для осмысления и усвоения. Поэтому философско-атеистический аспект курса астрономии приобретает особенно важное значение. Фактический материал, связанный с познанием Вселенной, может наполнить абстрактные философские положения конкретным содержанием, послужить наглядной иллюстрацией тех или иных философских понятий.
Приведенный выше перечень задач вовсе не означает, что по мере прохождения курса астрономии они должны решаться одна за другой в той именно последовательности, в которой они перечислены выше. Да это и невозможно. Решение перечисленных задач – это тот конечный комплексный результат, который должен быть достигнут на основе изучения школьного курса астрономии, а также соответствующих разделов физики и общественных наук.
Хотя материал в книге излагается несколько в иной последовательности, чем в учебнике по астрономии для 10-го класса, однако книга построена так, что учитель легко найдет в ней сведения мировоззренческого характера ко всем основным разделам существующего школьного курса.
По ходу изложения в соответствующих местах приводятся методические соображения по использованию материала книги при изучении тех или иных вопросов курса астрономии.
При создании книги был использован многолетний опыт методической работы в области пропаганды диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, накопленный Московским планетарием.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (стр. 3)
О системе атеистического воспитания (стр. 5)
Астрономия и естествознание (стр. 18)
От наблюдений к теории (стр. 24)
Космос - Земля - человек (стр. 28)
Законы природы (стр. 33)
Наука и предвидение (стр. 40)
Борьба за научное мировоззрение (стр. 41)
Наш космический дом - Земля (стр. 50)
Как человек познаёт Вселенную (стр. 56)
Человек в космосе (стр. 75)
Мы из Солнечной системы (стр. 84)
Солнце и звезды (стр. 91)
Вселенная (стр. 97)
Можно ли познать прошлое? (стр. 123)
Проблема внеземных цивилизаций (стр. 129)
Вселенная и человечество (стр. 144)
Заключение (стр. 148)
Дополнение (стр. 152)
|