РЕЦЕНЗИИ
Именно тот случай, когда, в общем-то, очевидные недостатки книги становятся малозаметными благодаря ее достоинствам. А недостатков таких, по большому счету, два: очевидная неправдоподобность целого ряда ситуаций и положений и «рыхлость» сюжета, когда автор с самого начала начинает валить в текст все, что попадается под руку, в надежде, что вдруг это впоследствии и сгодится... Ан нет - «сгожается»-то потом далеко не все... Так и остаются, в конце концов, невостребованными и необыкновенная меткость главного героя, и его бывшая жена-провидица, и русские и немецкие солдаты, погибшие странной смертью во время войны, и еще многое и многое другое..
Достоинств у романа тоже два: чрезвычайно динамичный и увлекательный сюжет и, может быть, немного пародийная, но во многом реалистичная картина коллапса властных структур, через который мы прошли в страшные девяностые. Время, о котором тяжело вспоминать и о котором надо обязателно помнить.
Больше же всего не понравилось то, что автор прервал повествования практически на полуслове и не стал писать продолжения - это уже неуважение к читателю. А кроме того - напридумывать всякого разного гораздо проще, чем потом свести все это воедино и написать достойный, логически безупречный финал. Видно у Алексеева это не получилось...
Всю жизнь благодарна своему папе, который ещё лет этак сорок назад научил меня отличать хорошую фантастику от плохой. Так вот, такого гэ я ещё в жизни своей не читала. Во всяком случае, целиком. Опус Алексеева просто за гранью плохой фантастики… и очень плохой. Или сразу по обе стороны этой грани. Такое впечатление, что у автора разъехались ноги, он с размаху сел на эту грань своими, как он сам выражается, «мужскими достоинствами» и издал сначала громкий нецензурный вопль - а потом эту книгу.
О сюжете говорить членораздельно и корректно вряд ли получится. Я начала неинтеллигентно гоготать уже с аннотации, где среди прочего, например: «…Сотрудник отдела по чрезвычайным ситуациям майор Поспелов под легендой вольного фермера поселяется в центре Бермудского треугольника, в народе называемого Долиной Смерти…»
Что же до логичности композиции, то для её описания лучше всего подойдёт фраза из отзыва muh7: «Много концов осталось обрубленными». Мои соболезнования.
Другое дело, что Сергей Т. Алексеев, этот Сидни Шелдон Крестецкого леспромхозу, похоже, сам не может решить: то ли это действительно злобные иноплатеняны, то ли вражецкие спецслужбы под них маскируются, то ли иноприлетяне есть, а коварный Запад их завербовал на корню и бросил в бой против матушки России... опять же: несут «скелетов», показывают или поднимают? Понимай как хочешь или вообще не понимай - главное, ужаснись.
У меня не получилось. Ни понять, ни ужаснуться.
В основном в книге происходят беготня по пересечённой местности («то за ними, то от них», по меткому выражению героя фильма «Утомлённые солнцем»), броски по ней же на убитых уазиках, кувырки с оружием меж карельских валунов, ба-бах, ба-бах, тратататата, всё засыпано корой… Кстати, убивает однообразие описаний. Если автоматные очереди - так непременно «густые» (иногда с интервалом в 5-7 строчек), и с той же неотвратимостью в результате стрельбы сыплется с ёлок и сосен кора (после боевых действий героев романа карельский лес, наверное, больше эвкалиптовую рощу напоминал).
*пригорюнившись* Это скольким же людям 90-е годы крышу снесли - и не сосчитаешь... У меня в голове не укладывается, как это можно прикладывать линейку к газете, чтобы определить даты будущих чернобылей.
Сергей Т. Алексеев, вероятно, хотел сделать из своей книги адскую напиханку, чтобы удовлетворить вкусам ЛЮБЫХ читателей. Поэтому «Долина смерти» включает в себя собственно фантастику (на уровне «пятый класс, вторая четверть»), шпионский боевик, политический детектив, мистику и, господи помилуй, эротику. И эта последняя получилась у автора такой же дремучей, как место действия.
«Наш Поспел везде пострел», - недвусмысленно сообщает один из персонажей в самом начале романа. Поспелов - это ладно, по-детски прозрачно. А я вдруг задумалась не над фамилией, а над именем главгера. Он же Георгий. Какая ассоциация напрашивается (ну, кроме «он же Жора, он же Гога»)? Правильно, Георгий-победоносец. И знаете ли, совпадений оказалось до… Нижних Сволочей :) Смотрите сами:
- Был командиром телохранителей императора.
- Подвергался многочисленным пыткам, оказывался в темнице и в яме.
- После многочисленных тяжких повреждений на другое утро чудесным образом исцелялся.
- Совершил несколько чудес, в том числе воскресил мёртвого.
- В истории св. Георгия неоднократно идёт речь об отсекании голов.
- «Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана». В «Долине смерти» трёх агентов Поспелова (женщин) зовут Рем, Ромул и Рим; у самого же него «фальшивая» жена - агент спецслужб, ставшая вдовой в результате одной из предыдущих секретных операций. Святой же Георгий некоторое время жил «у благочестивой вдовы».
- Ну и, наконец, самое очевидное: мы знаем святого Георгия как истребителя змея (змия, дракона). В «Долине смерти» Жора Поспелов неустанно бьётся с пришельцами, которые морды имеют зелёные, уродливые, а перемещаются зачастую на парашютах-крыльях. С лёгкой руки «витязя» Алёши Поповича *зачёркнуто* Ситникова, бывшего лётчика, этих летающих пришельцев называют… правильно, «драконами».
Так что не так прост господин Алексеев оказался, за что к нулевой поначалу оценке книги прибавляю один балл. Больше не могу, извините. Слишком сильна была изжога от языка, которым данное сочинение написано. Второго такого случая, когда редактор и корректор сложили бы оружие без боя, мне ещё не попадалось.
|