Джон Андерсон - британский музыкант, первоначальный лидер и вокалист рок-группы прогрессив-направления "Yes". Также известен сольным творчеством и совместной работой с греческим музыкантом Вангелисом в составе дуэта "Jon & Vangelis". Кроме того участвовал в записи альбомов многих известных групп и проектов других музыкантов.
Джон Рой Андерсон (Jon Roy Anderson) родился 25 октября 1944 года в английском городе Аккрингтон в семье с ирландскими и шотландскими корнями. Родителями Джона были Альберт и Кэтлин Андерсон. В 1970-м году Джон убрал из своего имени букву «h», так как всегда мечтал об имени Джонатан (Jonathan). Посещал школу "St. John's Infants School" в своём родном городе и начал свою музыкальную карьеру в возрасте 10 лет, играя на стиральной доске в скиффл-группе Little John's Skiffle Group, исполнявшей среди прочих песни Лонни Донегана.
В возрасте пятнадцати лет Джон бросил школу и сменил несколько мест работы, попробовав себя в качестве сельскохозяйственного рабочего, водителя грузовика и продавца молока. Джон также пробовал начать футбольную карьеру в клубе Акрингктон-Стэнли, фанатом которого он остаётся до сих пор, но ему отказали во вступлении из-за его хрупкого телосложения.
В 1962-м году Андерсон присоединяется к группе The Warriors (также известной как The Electric Warriors), где он и его брат Тони делили место вокалиста. В 1967 году Джон покидает эту группу. Сам он вспоминает об этом времени: «Слишком много веселья, мало репетиций, слишком много наркотиков, недостаточно удовольствия!» (Too much fun, not enough rehearsal, too many drugs, not enough fun!). В 1968 году Андерсон под псевдонимом Hans Christian Anderson выпускает два сольных сингла: Never My Love (ремейк хита 1967 года группы The Association) и The Autobiography Of Mississippi Hobo. В начале лета 1968 года Джон ненадолго присоединяется к группе The Gun, проведя с ними лишь одно выступление.
Позднее, летом 1968 года, в клубе La Chasse в Лондоне Андерсон знакомится с басистом Крисом Сквайром и присоединяется к его группе Mabel Greer's Toyshop, где уже играл гитарист Питер Бэнкс. Андерсон становится фронтменом этой группы, но все трое покидают её ещё до наступления осени, чтобы создать новую команду.
В этом же 1968 году Андерсон, Сквайр и Бэнкс создают группу "Yes" и приглашают в неё ударника Билла Бруфорда и клавишника Тони Кея. Их дебютный альбом "Yes" был выпущен в июле 1969 года. Андерсон входил в состав группы до 1979 года. Этот промежуток времени известен как «классический период "Yes"». Джон был главной творческой силой группы и фактически являлся её лидером (сам он называл себя «капитаном команды»). Несмотря на отсутствие классического музыкального образования и самый скромный уровень игры на музыкальных инструментах в группе, именно Джон был «генератором идей» и инициатором создания таких эпических произведений "Yes", как Close to the Edge и Awaken, альбома Tales From Topographic Oceans и многих других.
В начале 1980 года, в ходе записи следующего за Tormato альбома "Yes", Джон, вместе с Уэйкманом, выходит из состава группы. В результате, записанный альбом Drama стал первой пластинкой, в записи которой Андерсон не принял участия.
Джон присоединился к заново сформированной группе в 1983 году и снова покинул её в 1988 году из-за продолжавшихся попыток "Yes" следовать радиоформату и искать коммерческого успеха в рамках мейнстрима. В 1989 году Андерсон и другие музыканты "Yes" создали группу Anderson Bruford Wakeman Howe (ABWH), укомплектованную басистом Тони Левином, игравшим ранее вместе с ударником Билом Бруфордом в King Crimson. Успех первого одноимённого альбома ABWH, падение интереса к "Yes" среди их поклонников, оставшейся без фронтмена, и последовавший за этим судебный процесс привели к объединению двух групп. На выпущенном альбоме Union в списках музыкантов значилось восемь человек, однако совместно (в одно время и в одном месте) все участники смогли поработать только на последовавшем концертном туре.
После тура некоторые участники покинули группу, но, несмотря на очередную полосу изменений состава, Андерсон в течение долгих лет оставался её бессменным лидером и вокалистом. Он участвовал в записи всех альбомов "Yes", за исключением Drama (1980), Fly from Here (2011 г.) и Heaven & Earth (2014 г.).
Несмотря на то, что участие в "Yes" всегда стояло для Джона на первом месте, начиная с 1970-х годов он ведет довольно активную сольную творческую жизнь, выпуская собственные альбомы и участвуя в качестве приглашенного музыканта в других проектах.
Осенью 1970 Андерсон появляется в качестве приглашенного вокалиста на альбоме Lizard группы "King Crimson". Андерсон вспоминает: «Они записывались неподалёку, я был просто очарован их музыкой».
Осенью 1971 Джон участвует в записи Джонни Харриса All To Bring You Morning.
В августе 1975 Джон записывается для песни So Long Ago, So Clear греческого композитора и мультиинструменталиста Вангелиса. Песня появляется на альбоме Вангелиса Heaven And Hell. Так началась совместная работа этих двух музыкантов, которая будет продолжаться многие годы.
В ходе американского тура "Yes" 1975 года у Андерсона начинает вырисовываться концепция его первого сольного альбома. С сентября 1975 года по апрель 1976 Джон в одиночку записывает альбом Olias Of Sunhillow, выступая не только в качестве вокалиста, но и играя на всех музыкальных инструментах (впрочем, поклонники Вангелиса высказывают предположение, что Вангелис, предпочтя вследствие своих контрактных обязательств остаться неизвестным, исполнил часть партий клавишных на этом альбоме). Альбом выпущен в июне 1976 года, обложку разрабатывал художник Дэвид Роу. Андерсон называет два источника, лежащих в основе пластинки - книгу Веры Стейнли Олдер «Зарождение Мира» и работу художника Роджера Дина для обложки альбома "Yes" Fragile. Журналист газеты «Мелоди Мейкер» в рецензии на пластинку упомянул другой возможный источник вдохновения Андерсона: «Те, кто захотят понять условности повествования, сочетающего элементы народных сказаний и игры воображения, могут обратиться к научно-фантастическому роману Брайана Олдисса "Теплица или Невероятный нон-стоп", довольно точно передающему атмосферу "Olias Of Sunhillow"».
Летом 1980 года Джон и Вангелис выпускают альбом Short Stories. В ноябре выходит второй сольный альбом Джона - Song Of Seven. За его выходом следует турне по Англии и Шотландии в поддержку альбома. Группа музыкантов, сопровождавшая Андерсона, называлась The New Life Band. В ноябре 1981 года выходит следующий совместный альбом Джона и Вангелиса The Friends Of Mr. Cairo. Позднее Андерсон появляется в качестве приглашённого музыканта на альбоме «1984» Рика Уэйкмана. В конце 1981 - начале 1982 года Джон записывает третий сольный альбом Animation, выпущенный в июне того же года. Турне по США в поддержку альбома проходит с ослепительным успехом.
В начале 1983 года Андерсон, Уэйкман и Кит Эмерсон пробуют объединиться в трио, но безрезультатно. Джон как приглашённый музыкант участвует в записи альбома Майка Олдфилда Crises. В июне 1983 года Андерсон возвращается в "Yes", что не мешает ему выпустить третий совместный с Вангелисом альбом Private Collection, который Джон считает лучшей из всех их работ.
Джон записывает вокальные партии в композиции Loved by the Sun из саундтрека к фильму Ридли Скотта Legend, созданного группой Tangerine Dream, а также в песнях Silver Trane и Christie из саундтрека к фильму Scream For Help, написанного Джоном Полом Джонсом из группы "Led Zeppelin".
В декабре 1985 года, к Рождеству, выходит сольный альбом Андерсона 3 Ships. В 1986 году Олдфилд приглашает Джона для записи вокальной партии на сингле Shine. Записывается новый материал с Вангелисом и 6 ноября Андерсон появляется на его концерте в Лос-Анджелесе. В начале 1987 года Джон участвует в записи альбома Гоуэна Great Dirty World. В марте 1988 года Андерсон в качестве приглашённого бэк-вокалиста появляется на альбоме группы Toto Seventh One.
В июне 1988 года Джон издаёт свой пятый сольный альбом In The City Of Angels. В начале 1989 года записывает партию вокала для песни Far Far Cry с альбома продюсера Джонатана Элиаса Requiem For The Americas. Через год Элиас будет продюсировать альбом "Yes" Union.
В сентябре 1991 года появляется последний студийный альбом Джона и Вангелиса - Page Of Life. Андерсон вспоминает: «Мой последний альбом с Вангелисом. К сожалению, менеджеры опять мешали нам работать вместе». По другой версии, между ними возникла размолвка, вызванная тем, что Джон выпустил американское издание диска, внеся в него изменения и не поставив об этом в известность Вангелиса.
Летом 1992 года Джон записывает часть вокальных партий для альбома Dream японского музыканта в стиле нью-эйдж Китаро (композиции Island of Life и Lady of Dreams). Осенью Андерсон присоединяется к Китаро в его концертном туре по США, Японии и Таиланду, в ходе которого они выступают перед королевой Таиланда. Весной 1993 года Джон после двух «разминочных» выступлений отправляется в тур по Карибам и Южной Америке. Среди посещённых стран - Чили, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика. В качестве бэк-вокалисток Джона сопровождают его дочери - Дебора и Джейд.
В начале весны 1993 года Джон поёт для альбома скрипача Чарли Бишерата (Charlie Bisharat) Along The Amazon. В феврале 1994 года Андерсон по приглашению Бразильского музыканта Милтона Насименто появляется в качестве приглашённого вокалиста на его альбоме Angelus.
Весной 1994 года Джон записывает свой новый сольный альбом на студиях Big Bear в Калифорнии и Kampo Studio в Нью-Йорке. В мае альбом издаётся под названием Deseo. В этой записи Андерсон отходит от стилистики предыдущих альбомов - на пластинке очень заметно влияние латиноамериканской музыки. Однако уже в октябре того же года выходит следующий сольный альбом Джона - Change We Must. В записи приняли участие музыканты Лондонской академии камерной музыки. В декабре 1995 года выходит альбом Angels Embrace, где Джон выступил как клавишник - в основном это спокойные инструментальные композиции в стиле нью-эйдж. За ним, с перерывом всего в месяц, в январе 1996 года издается записанный несколькими годами ранее альбом Toltec в этом же стиле.
Летом 1996 года ограниченным тиражом выпускается альбом The Lost Tapes Of Opio для членов Opio Foundation - благотворительного фонда Андерсона. Позднее Джон появляется на одноимённом альбоме мексиканской фолк-группы Cielo Y Tierra.
Весной 1997 года Джон приглашает несколько музыкантов, играющих кельтскую фолк-музыку, для записи нового альбома. Его следующая сольная работа была записана в пабе The Frog 'n Peach Pub в городе Сан-Луис-Обиспо, Калифорния. На этом альбоме Андерсон отдаёт должное своим ирландским корням. В июне 1997 года альбом выходит под названием The Promise Ring («Обручальное кольцо» - Джон только что женился на Джейн Люттенбергер). В сентябре того же года Андерсон выпускает альбом EarthMotherEarth, записанный на ноутбук в течение отдыха на Гавайаях. В марте 1998 года поступает в продажу альбом Джона The More You Know, записанный им в Париже и Лондоне.
В июне 1999 года Андерсон записывает вокал для композиции с альбома Streams Современной Христианской (Contemporary Christian) группы 4Him. В июле этого же года Джон участвует в записи сольного альбома гитариста "Yes" Стива Хау Portraits Of Bob Dylan.
Весной 2000 года Андерсон как приглашённый вокалист появляется на альбоме Outbound группы Bela Fleck & the Flecktones. В декабре того же года принимает участие в записи альбома Captivated бас-гитариста Эдуардо Синьоре.
Весной 2002 года начинается работа над следующим сольным альбомом Джона - The Big If. В планах Андерсона - выпустить видеоигру на основе концепции альбома. 3 июня 2002 года Джон участвует в Нью-Йоркском проекте United We Sing - записи альбома с участием звёзд для помощи детям и супругам жертв теракта 11 сентября.
31 января 2006 года после шести лет работы выходит альбом In Elven Lands: The Fellowship, на котором группа музыкантов, среди которых и Джон Андерсон, представляет музыку, вдохновлённую творчеством Джона Рональда Руэла Толкина. Среди шестнадцати композиций альбома, выполненных в стилизации под средневековую европейскую музыку, вокал Андерсона присутствует в четырёх песнях, две из которых он исполняет на английском и две - на эльфийском языках.
В ноябре 2007 года Джон Андерсон в рамках европейского турне посещает Санкт-Петербург и Москву. В своей программе он исполняет известные песни группы "Yes" и композиции, написанные им совместно с Вангелисом. В это же время он активно участвует в рамках проекта Paul Green's School Of Rock, созданного для продвижения молодых рок-музыкантов.
В мае 2008 года с острым приступом астмы он попадает в больницу и несколько дней проводит в коме. Лечащий врач настоятельно рекомендует Джону отказаться от занятий пением, по крайней мере, на несколько месяцев. В связи с этим отменяется запланированное мировое турне, приуроченное к сорокалетию группы. В сентябре того же года остальные участники коллектива (Стив Хау, Крис Сквайр и Алан Уайт) принимают решение отправиться в турне с другим вокалистом, подчёркивая, что речь не идёт о замене Андерсона в постоянном составе группы. Джон Андерсон через свой сайт выразил отрицательное отношение к этому решению коллег и начал готовить к выпуску серию сольных проектов с другими музыкантами, в частности, со Стивеном Лэйтоном.
В 2009-2011 годах Джон провел несколько сольных турне (в 2010 и 2011 гг. - с Риком Уэйкманом).
В 2013-м году Джон гастролировал по Австралии и Новой Зеландии.
Опубликовано:
5.11.2016 г.
|