"МК-бульвар", 29.09. - 5.10, 1997 г.
МАГ УЛИЧНОГО ШОУ
Жан-Мишель Жарр убежден: жили бы сейчас Чайковский и Рахманинов - они бы занимались электронным роком
Жан-Мишель Жарр:
«Я ЛЮБЛЮ»
Любимый цвет - только все черное
Любимый напиток - русская волка
Любимое блюдо - фрукты, черная икра
Любимый молельер - Кензо. Лагерфельд
Любимая музыка - гитарный харл-рок
Любимый город - Париж
Свойство гениев - всегда появляться внезапно. Пусть даже их ждут. Хотя Жан-Мишель Жарр появился у нас в редакции с быстротой и неожиданностью шаровой молнии, он вовсе не производил впечатления Великого Пафосного Музыканта.
Музыканты, которых без зазрения совести можно назвать великими, - редкие ныне гости в наших краях. 90-е принесли новые бюджеты отлично организованных концертов, а эти бюджеты потянули за собой цены на билеты, а это привело (дедка за репку...) к необходимости организовывать рекламные кампании, сами по себе не дешевые, так что концерты рок- и поп-звезд даже в Москве - явление нечастое. Насколько же приятно было узнать, как говорится, из первых уст, что есть еще на Земле музыканты, способные ехать в Москву не гонораров ради, но из-за желания расширить собственные горизонты своей музыки, а заодно - и увидеть Москву как обьект собственной фэсцинации. Отрадно, что единственный великий французский рок- (если эта приставка верна) музыкант оказался именно таким, с позволения сказать, энтузиастом. Несмотря на плотный график маэстро в последний день перед отлетом из Москвы, он оказался способен уделить нам почти час времени, выслушать наши вопросы и дать на них дотошнейшие ответы. Но что еще ждать от человека, выглядящего в свои 50 настоящим рок-н-ролльщиком 70-х, неравнодушного к процессам, происходящим на мировой сцене?
- Судя по количеству публики на вашем московском шоу, о котором сообщалось официально, вы поставили уже четвертый собственный рекорд по количеству зрителей - смотреть и слушать ваше выступление собралось около 3.500.000 человек. Будете ли вы регистрировать этот новый рекорд в Книге рекордов Гиннесса?
- Лично я не буду суетиться по поводу занесения очередного рекорда в Книгу, они не являются моими спонсорами. С просьбой о занесении моего рекорда в Книгу должно обращаться официальное лицо - то есть мэр Москвы. Но я знаю, что уже существует документ, сообщающий о фиксации моего нового рекорда по числу пришедших зрителей, и он наверняка попадет в Книгу рекордов Гиннесса. Я всегда догадывался о том, что в такой большой стране, как Россия, возможно собрать на концерт просто потрясающее количество публики, и я полагаю, что Москва показала пример всему миру и всем столицам, как надо посещать шоу такого масштаба!
Уличные шоу небывалого размаха - это, конечно, прекрасно. Но не думает ли великий мультиинструменталист о сближении собственной музыки и зрителя - то есть переносе своего шоу в несколько более камерную атмосферу - на стадионы и арены, если термин “камерный" вообще применим к такого рода площадкам?
- Безусловно, замыслы такого шоу "под крышей" всегда существовали; я полагаю, что всегда полезно дать слушателям возможность ознакомиться с несколько другим вариантом собственного представления, с иным музыкальным и визуальным оформлением. К тому же такое выступление на ограниченной площадке рассчитано не на самого широкого слушателя, а уже на тех, кто внимательно следит за моим творчеством в грамзаписи или, по меньшей мере, знаком с некоторыми моими альбомами. Проблема лишь в том, что новое шоу - это всегда новая сцена, новый состав музыкантов, новый набор спецэффектов; и все это требует времени на создание сценических и световых конструкций и репетиции.
Жан-Мишель упомянул о "наборе новых музыкантов". Увы, французская рок-сцена - достаточно темное и загадочное место, но одна личность, сотрудничавшая с Жан-Мишелем, нам более чем известна.
И как истинные меломаны, мы не смогли обойти молчанием этого незаурядного музыканта, с которым Жан-Мишеля связывают давние творческие узы, - гитариста Патрика Рондата... Похоже, что Жан-Мишель искренне обрадовался тому, что разговор вышел за стандартный в отечественных условиях набор вопросов о московском шоу.
- Я горд тем, что именно мне принадлежит честь открытия Патрика - этого великолепного музыканта и, бесспорно, одного из лучших европейских хард-роковых гитаристов на сегодняшний день. Все началось с того, что он просто прислал мне один из своих сольных СО, а в приложенном к нему письме сообщил, что ему очень нравится мое творчество и он очень хотел бы просто встретиться со мной и потолковать о музыке и о возможных совместных проектах. В тот момент Патрик, судя по всему, нуждался в определенной поддержке, и я, подумав, посчитал разумным встретиться с ним. Оказалось, что я не ошибся: при первом же прослушивании его инструментальный материал по-хорошему поразил меня, а после нашей первой встречи мы приняли решение работать вместе. Он принимал участие в моем турне 1994 г., а затем я спродюсировал его альбом "Amphibia", записанный в моей студии. Но Патрик не принимал участия в записи моего последнего альбома "Oxygene 7-13" и в последовавшем за ним турне, поскольку несколько не вписывался в мой новейший проект. На альбоме "Oxygene 7-13" я просто хотел попробовать, как сочетаются мои старые электронные инструменты с новейшими моделями синтезаторов и сэмплеров - и новая работа оказалась чисто электронным альбомом. Но я могу сказать, что на сегодняшний день у нас есть желание работать вместе, и в ходе следующего турне я обещаю приехать в Москву вместе с Патриком.
На наше замечание о том, что отечественные поклонники современной электрогитары прекрасно знакомы с творчеством Патрика Рондата, а его альбомы продаются в Москве, Жан-Мишель высказал естественное в современных условиях беспокойство об отечественных пиратских CD Патрика.
И дабы не углубляться в скользкую тему пиратства, мы заговорили на давно интересовавшую нас тему существования рок-музыки на французской территории: почему страна Франция, столь богатая музыкальными традициями, так и не дала миру ни одной значительной фигуры рок-сцены, за исключением нашего собеседника? И попали в точку - было явно видно, что Жан-Мишелю весьма приятно ответить на наш очевидный, но непростой вопрос.
- Я полагаю, что этому есть как минимум две причины. Ведь, во-первых, ни для кого не секрет, что существует традиция французского шансона с французскими текстами. И когда с возникновением рок-н-ролла наши музыканты пытались играть рок с французскими текстами о чисто французских проблемах, то во всем мире эти песни воспринимались просто как хорошие копии оригиналов! И, во-вторых, наша традиция классической музыки оказалась сильнее рок-н-ролла. И мне кажется, что французские музыканты смогли создать свою школу современной музыки, не занимаясь прямолинейным копированием американских и английских образцов, что очень важно для национальной сцены. Я, к примеру, всегда занимался и занимаюсь инструментальной музыкой, и никогда не пытался впихнуть собственные произведения в трехминутный формат песни с текстом.
Вполне логичным было спросить Жана-Мишеля об интереснейших последствиях такой национальной школы рок-н-ролла - ведь, в отличие от России, где пустующую нишу национального рока заняли двухкопеечная эстрада и доморощенный блатняк, во Франции властителями умов по меньшей мере части молодого поколения стали такие имена прогрессивной сцены, как французская же группа Pyromania, а канадцы Saga, бразильцы Angra и датчане Royal Hunt пребывают там в (пусть андерграундном!) статусе национальных героев. Не кажется ли нашему собеседнику, что именно такой “национальный подход" обеспечил внутри-французскую популярность прогрессивного рока?
- Безусловно, причина популярности прогрессивного рока во Франции кроется в наших культурных корнях, о которых я уже говорил. Я не хочу сказать, что вся французская молодежь воспитывалась на классических ариях и симфониях, нет - просто у европейской рок-музыки есть такие корни, каких нет у американской из-за молодости самой страны Америки. Лично же мне всегда казалось, что рано или поздно наступит такой момент, когда электронная музыка будет весьма и весьма популярна во всем мире, - что. собственно, и доказал мой концерт в Москве. И мне думается, что нынешний интерес публики к техно, чисто европейской музыке, идущей из Европы и даже в каком-то смысле из России, - поверьте, у вас немало талантливых диджеев! - и есть ответ на американскую экспансию рок-н-ролла. И я думаю, что, будь сейчас живы Рахманинов и Чайковский, они бы занимались именно электронным роком с элементами техно-музыки!
А когда заходит разговор о развитии современной музыки, что может быть слаще для меломана со стажем, чем вопрос о содержимом музыкальной коллекции собеседника. Правда, собственная CD-коллекция Жан-Мишеля достаточно типична для современного клавишника и не способна стать объектом пересудов в желтой прессе:
- Я не случайно упомянул Чайковского и Рахманинова, ибо русская классическая музыка всегда была одним из моих наибольших вкусовых предпочтений. Естественно, в моей коллекции есть место и для европейской классики; из современной же музыки меня интересует то, что создается на стыке направлений, - в особенности мирового фольклора и современной электронной музыки. И здесь я должен признать, что отдаю предпочтение ряду латиноамериканских фолк-роковых групп, и в особенности последним работам Питера Габриэля. Ведь то, что делает Питер, тоже в каком-то смысле является прообразом музыки будущего, когда фольклорная основа будет тесно сплавлена с современным электронным звучанием. Всякий может заметить, что в моих последних альбомах я пытаюсь соединить уже традиционный звук электронных клавиш и сэмплеров со звучанием народных инструментов и хоров - я надеюсь, что у меня это получается совсем неплохо.
Само собой, что разговор с Жан-Мишелем Жарром был бы неполон, если бы мы не вспомнили о принцессе Диане. И тут у
Жан-Мишеля совершенно неожиданно нашлось весьма точное наблюдение об отношении наших соотечественников к леди Ди...
- Я совершенно не подозревал, что имя принцессы Дианы так близко москвичам. И я в жизни бы не догадался об этом, если бы не тот момент в моем концерте, когда я объявил, что сейчас будет исполнена композиция, посвященная памяти Дианы. Насколько же невероятно быстро затихла и успокоилась огромная толпа зрителей! Вот доказательство того, что Россия теперь совершенно точно стала частью мировой цивилизации, и вам нечего более корить себя за оторванность от всего мира. Да ведь и мое шоу гигантского масштаба в Москве - еще одно подтверждение этого же факта. И мне очень приятно, что организаторы праздника прекрасно поняли мои намерения организовать шоу именно в Москве, - они как будто догадались о моем интересе к русской музыке и культуре. Ведь шоу таких масштабов можно провести только в том городе, который вызывает самые теплые симпатии, и я рад, что теперь я в некотором смысле породнился с Москвой.
...Мы не будем впадать в отчаяние от мимолетной краткости встречи с Жан-Мишелем: скоро Маэстро вновь появится в Москве, дабы почтить своим присутствием ТВ-премьеру фильма о его беспримерном - и, как мы знаем теперь, рекордном -- шоу на Воробьевых горах. Жан-Мишель с немалым удивлением отметил, что дата его следующего приезда в столицу совпадет с официальным визитом в Москву Президента Франции Жака Ширака, - вот тогда м-ру Жарру и будут заданы все вопросы, не пришедшие в наши головы в позапрошлый четверг!
Авторы:
Дмитрий ШАВЫРИН
Всеволод БАРОНИН
Опубликовано:
23 января 2017 г.
|