Альманах «Darker Magazine»
№ 11 Ноябрь 2018 г.
Рецензия на альбом
ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ:
ЭЛЕКТРОННАЯ МАГИЯ СТАРОГО МИШЕЛЯ
Жан-Мишель Жарр, на пару с Вангелисом, - это композитор, с творчеством которого знакомы все, но не все об этом знают. Его музыку обожают использовать с заставках теле и радио-передач, к примеру. Казалось бы, какое отношение он может иметь к «мрачной музыке» - ан нет: значительная часть современной электроники, в том числе и экстремальной, впитала его влияние. И, к тому же, некоторым пассажам его нового альбома мрачности не занимать.
В целом – это та же электронная музыка, которая умудряется элегантно вальсировать между эмбиент, этериал, временами – едва ли не EBM и еще десятком подстилей, которые, что самое смешное, возникли уже после того, как Жарр начал свою карьеру. Оригинальный альбом «Equinoxe» вышел, шутка ли сказать, сорок лет назад и уже был музыкой стоящей на особицу и похожей, по большом счету, разве что на предыдущее творение того же автора. Теперь мы получили продолжение под названием «Бесконечное равноденствие»…
Как это часто бывает у Жарра, звук вышел очень насыщенным и слоистым: отдельные компоненты его могут быть довольно простыми и зацикленными, но самый смак, неизменно, в их сочетаниях, движении слоев относительно друг друга. Более того, в инструментальной музыке, чаще всего нет четкого членения на куплет-припев и тому подобные «структурнее единицы», но музыканты чередуют быстрые куски и медленные, напряженные и расслабленные – тем самым создавая своего рода «драматургию». Жарр славится принципиально иным подходом и здесь его тоже легко проследить: скажем, в третьей композиции «Роботы не плачут» напористый римт так никуда и не исчезает на всем протяжении трека, хотя на него постепенно наслаиваются и фирменные звуковые эффекты композитора, и чувственные мелодии и еще черт его знает какие слои. Похожий звуковой коллаж возникает и в следующем треке – «Все, что ты оставил позади», основная тема которого, пожалуй, могла бы прийтись ко двору и у EBM-группы. А «Infinity (Movement 6)» и вовсе так и просится на танцевальный индустриальный ремикс в духе ранних Die Krupps, например – правда, атмосфера у нее для этого все же слишком дурашливая, в отличие от соседей по пластинке.
Как говорит сам музыкант, эта работа замышлялась не страшной, но странной и мистической, тем более, что в основе этого альбома, как и оригинального диска, лежит концепция «Стражей» - загадочных существ, изображенных на обложках. «Эти странные создания наблюдают за нами? За космосом? За машинами? За природными феноменами? Мы не знаем»… За музыкой Жарра, бесконечно увлекательной самой по себе, всегда стояли те или иные образы и концепции, на сайте музыканта можно найти комментарии к каждому треку. Более того, у пластинки есть две разных обложки: одна воплощает единство и равновесие человека, природы и технологий, а вторая рисует страх и антиутопию в мире, захваченном машинами….
Словом, французский композитор по-прежнему способен не только переиздавать старый материал и сборники, но и писать новые произведения – возможно, не обладающие той захватывающей свежестью, которой обладал его «Кислород», но все еще мощных и интересных, узнаваемых едва ли не с первых звуков и, тем не менее, не являющихся копиями предшественников.
Автор:
Василий Рузаков
Источник:
DARKER MAGAZINE
Опубликовано:
18.3.2019 г.
|