Всемирный Исторический Портал
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ ГЕНЕРАЛА КУСАБА И Кo
Военная история. Материалы

Техника-Молодёжи, № 12, 1970 г. Тайны войны на Тихом океане

Тайны войны на Тихом океане

Стратегические забавы генерала Кусаба и Ко
Михаил Чекуров
"Техника-Молодёжи", № 12, 1970 г.

Рис. Л. Рындича


18 апреля 1942 года со стороны океана к Токио приблизилось несколько двухмоторных самолетов. На город посыпались бомбы, вспыхнули пожары.

Столичная служба ПВО даже не успела среагировать на совершенно неожиданное нападение. Бомбардировщики благополучно проследовали на запад. Японское главное командование встало в тупик: каким образом американские бомбардировщики Б-25 смогли достичь Страны восходящего солнца, если все аэродромы, откуда они могли бы стартовать, уже заняты доблестными войсками императорской армии?


Когда радиоволны разнесли по всему миру интригующую новость о загадочной бомбардировке Токио, американские корреспонденты спросили у президента Рузвельта: «Откуда стартовали Б–25?» - «Из Шангри-Ла», - сострил президент (Шангри-Ла - это фантастическая страна, нечто вроде «тридесятого царства, тридевятого государства»).

Скоро японцам все стало известно. Американские бомбардировщики стартовали с палуб авианосцев.

Михаил Чекуров, Стратегические забавы генерала Кусаба и Ко

И все же воздушный налет на Токио был в большей степени политической демонстрацией, нежели военной операцией. Дело в том, что большие расстояния и трудности взлета с авианосца не приспособленных к этому береговых самолетов не позволяли им поднимать значительный бомбовый груз. Но Япония находилась тогда в зените своего военно-политического могущества, и налет на столицу империи был воспринят как пощечина. Уязвленное самурайское самолюбие и честь мундира требовали мести. «На бомбы ответить бомбами» - таков был замысел военных стратегов. И его претворили в жизнь.

Начало сентября 1942 года. На обширных лесных массивах прибрежных штатов запада США возникают сильные пожары. Огонь уничтожает целые поселки, несколько человек погибают. Спустя три-четыре недели в штатах Вашингтон, Орегон и Калифорния вновь отмечены очаги пожаров и таинственные взрывы. И что самое загадочное; бомбы рвались зачастую там, где и бомбить-то было нечего: на пустынных плато, в ущельях и т. д. Наконец удалось обнаружить осколки зажигательных бомб японского происхождения. Тут уж пришлось поломать голову в американских штабах. Каким образом бомбы были доставлены на территорию Соединенных Штатов?

Вернемся к событиям, последующим вскоре после налета на Токио.

Итак, японские стратеги решили нанести ответный удар. Но технические возможности Японии явно отставали от честолюбивых замыслов ее политиков: авиация берегового базирования не могла преодолеть просторы Тихого океана; авианосцы, появись они у берегов Нового Света, были бы тотчас уничтожены. Тогда-то и вспомнили о подводных лодках, оснащенных самолетами. Эта техническая новинка появилась в японском флоте в канун второй мировой войны. Одномоторный гидроплан типа «аягумос» принимался в носовой палубный ангар субмарины. Маленькая и столь же малонадежная машина выстреливалась в воздух катапультой и могла совершать трехчасовые полеты со скоростью 165 км/час. Визуальная разведка - вот единственное предназначение «аягумоса». Однако после вышеописанных событий ему нашли новое применение.

15 августа 1942 года из военно-морской базы Йокосука к американским берегам вышла подводная лодка И-25, в ангаре которой находился самолет, переоборудованный в сверхлегкий бомбардировщик. Объектом нападения были избраны безлюдные лесные массивы Америки. В одну из сентябрьских ночей, незадолго до рассвета, И-25 всплыла у побережья штата Орегон и выпустила в воздух свой самолет. Через час пилот Фудзита убедился в том, что достиг цели. Земля грозного противника, который кичился неуязвимостью своей территории, простиралась под матерчатыми плоскостями его самолета. Фудзита нажал кнопку бомбосбрасывателя, и фосфорные бомбы полетели вниз. Через несколько минут два столба густого белого дыма поднялись над лесом, а еще через час «аягумос» благополучно приводнился и был принят на борт лодки.

В тот же день, уже после захода солнца, вылет повторился. Однако на этот раз он прошел не так благополучно, ибо на обратном пути пилот заблудился. Как это ни парадоксально, его спасло плохое техническое состояние И-25: лодка оставляла за собой масляный след. Именно по этому следу и нашел ее Фудзита.

Японское командование, конечно, понимало, что «мини»-бомбардировщики не способны нанести противнику серьезного ущерба, и попыталось использовать другой, более эффективный способ воздушного нападения на США.

Японский поплавковый самолет "аягумос" Наука о газовой оболочке нашей планеты установила к тому времени, что стратосфера не является царством покоя. Мощные воздушные потоки с огромной скоростью омывают верхние слои тропосферы. Они довольно постоянны по направлению, и аппарат легче воздуха, запущенный в них, может быть перенесен на огромные расстояния. Конечно, за точность его перемещения по желаемому маршруту ручаться не приходилось, но Соединенные Штаты Америки - достаточно большая цель. Так или приблизительно так рассуждали те, кто разработал проект бомбардировки Североамериканского континента с помощью высотных аэростатов. Подразделение, руководимое генерал-лейтенантом Кусаба, развернуло бурную деятельность, и около 10 тысяч аэростатов, оснащенных часовыми механизмами . бомбосбрасывания, устремились на восток. Около 900 из них достигли цели. Японское командование с нетерпением ожидало сообщений о разрушениях и панике, вызванных его новым и «неотвратимым» оружием. Однако его постигло жестокое разочарование. Американцы со временем разобрались, откуда и каким образом падают бомбы на территорию штатов. После этого была принята единственно возможная тогда контрмера. Всякая информация о результатах японских аэростатных атак была засекречена. Это совершенно сбило с толку генерала Кусаба и его подчиненных. Нельзя было ни «пристреляться» по территории США, ни вообще доказать командованию саму целесообразность грандиозной затеи. Запуски аэростатов решили прекратить.

Таковы были плачевные итоги воздушного нападения на Америку с запада. После поражения японского флота в сражении у острова Мидуэй и ряда последующих за ним боевых столкновений «аэростатная» угроза западным штатам окончательно миновала.

Зато возникла иного рода проблема. В начале 1945 года, когда война уже приближалась к концу, американская разведка донесла: немецкие подводные лодки, вооруженные ракетами, готовятся нанести удар по крупным городам восточных штатов. Разведка ошиблась: фашисты намеревались нанести очередной удар по коммуникациям союзников. Слухи об этой операции (ее кодовое название - «Морской волк»), порою самые фантастичные, породили панику в американских штабах. Тем более что пресса еще не перестала смаковать «ужасающие» подробности недавних бомбардировок Лондона самолетами-снарядами «V».

8 января 1945 года командующий 4-м флотом США адмирал Ингрем открыто заявил на пресс-конференции: существует реальная опасность ракетного обстрела крупных портов восточного побережья. Это заявление вызвало сенсацию. Необходимость бомбоубежищ для Нью-Йорка и Вашингтона казалась настолько реальным фактом, что американское морское командование срочно предприняло весьма решительные меры. Для перехвата подводных лодок-ракетоносцев были выделены значительные силы: 4 конвойных авианосца и 44 эскортных эсминца, а также противолодочная авиация.

Подводная лодка И-25 с разведывательным самолетом на борту Казалось бы, нацистская пропаганда одержала крупную психологическую победу. Но расплачиваться за нее пришлось... немецким подводникам. В конце марта 1945 года лодки, выделенные для проведения операции «Морской волк», начали пробираться к берегам США. Уже 15 апреля одну из них заметили американские эсминцы и атаковали. Очевидно, американские моряки были основательно подготовлены к тому, какого опасного противника они должны обезвредить. Подводные взрывы, которые они слышали в ходе атаки лодки глубинными бомбами, по их описаниям, были настолько сильными, что от них содрогался авианосец, находящийся на расстоянии 12 миль.

Оставим на совести моряков эти подробности. Отметим только, что атакованная ими подводная лодка все же уцелела и была потоплена несколько позднее. Преследование двух других лодок и их уничтожение также сопровождались якобы необычайно сильными подводными взрывами. Все это укрепило мнение американцев о том, что противник вооружен новым мощным оружием для обстрела побережья. И лишь когда удалось захватить четвертую субмарину, все прояснилось. До этого лодку долго преследовали, тяжело повредили, и наконец она вынуждена была всплыть. Тридцать три человека экипажа, в том числе и сам командир, попали в плен.

Цели операции «Морской волк» стали наконец ясны американскому командованию, и многие должностные лица в Вашингтоне вздохнули с облегчением - паника оказалась ложной.


Подписи к рисункам:

1. Японский поплавковый самолет "аягумос".
2. Подводная лодка И-25 с разведывательным самолетом на борту.

Мнение эксперта

Топ-секреты

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, САМОЛЕТЫ, РАКЕТЫ...
Антологию М. Чекурова «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ ГЕНЕРАЛА КУСАБА И Ко»
комментирует контр-адмирал запаса В. Яросевич

Рисунки и схемы из архивов журнала


Необычные эпизоды бомбардировки территории Соединенных Штатов, описанные М. Чекуровым, - одна из занимательных и вполне достоверных страниц истории второй мировой войны.

Воздушный шар получил боевое применение еще в 1794 году: в сражении при Флерю войска республиканской Франции использовали его в качестве наблюдательного поста. Была попытка применить воздухоплавательный аппарат и в русской армии той эпохи. Однако понадобилось около полутора столетий, что бы скромные монгольфьеры оказались в роли бомбардировщиков.


Попробуем оценить результаты японских аэростатных атак. Безусловно, замысел генерала Кусаба провалился. Менее одного процента запущенных аппаратов достигли цели, причем бомбы зачастую падали на пустынные районы.

Впрочем, этот неудачный эксперимент вовсе не говорит о том, что боевые возможности свободноплавающих аэростатов равны нулю. Их конструкция, а также методика применения даже в то время могли быть усовершенствованы. Прежде всего «пристреляться» можно было с помощью пеленгования сигналов длинноволновых радиопередатчиков.

Согласно этому плану подводная лодка должна была буксировать управляемый по проводам контейнер с ракетой Замысел генерала Кусаба вовсе не бесперспективная авантюра. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу после оккупации Японии американцы конфисковали все материалы, связанные с данной операцией, а в 50-х годах сами развернули массовое использование подобных аэростатов с несколько иными целями. Воздушные шары, запущенные на границах со странами социалистического лагеря, должны были фотографировать территорию, которую пересекали, а также записывать работу радиопередающих устройств. Собранные данные предполагалось спускать на парашютах по радиокоманде с земли. Теперь о «мини»-бомбардировщиках. Увы, это не самая блестящая операция японских адмиралов. Конечно, две 75-килограммовые бомбы, которые мог поднимать самолет, не делали его грозным средством нападения, а отсутствие оборонительного вооружения, примитивность навигационного оборудования и низкие летно-тактические качества машины превращали пилота в близкое подобие смертника (камикадзе). То, что Фудзита заблудился, вовсе не случайность. Случайностью было то, что он все же нашел лодку. А если бы в районе запуска появились корабли противника?

Идея нанесения воздушного удара по Америке так увлекла японских военачальников, что с этой целью были построены три подводные лодки (И-400, И-401, И-402) водоизмещением по 3,5 тыс. т. Субмарины могли принимать в свои ангары по три самолета (бомбардировщики или торпедоносцы). Планировалось с их помощью вывести из строя Панамский канал! Но война тем временем окончилась, и грозное оружие попало в руки союзников.

Гораздо больший интерес для военного историка представляет немецкий план ракетного обстрела США, хотя он и не был осуществлен. Согласно этому плану подводная лодка должна была буксировать управляемый по проводам контейнер с ракетой (см. рис.). В точке запуска у контейнера продувалась носовая цистерна жидкого балласта, и он всплывал в вертикальном положении. Далее автоматически открывалась его носовая горловина, включался двигатель ракеты, и она стартовала.

Работы по созданию ракетного комплекса начались в самом разгаре войны. В 1944 году отдельные элементы его уже испытывались на Балтийском море. Однако в ходе работ стало очевидно, что массовое производство ракетных комплексов не под силу немецкой промышленности. К тому же технические особенности ракеты «V-2» не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки. «V-2» имела жидкостный двигатель, требовала сложной системы проверки и контроля перед запуском; ее нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии и т. д. И наконец, лодка с контейнером была бы слишком хорошей мишенью для кораблей противолодочной обороны.

Один из возможных вариантов использования крылатой ракеты Более перспективным в то время было бы использование с подводных судов самолетов-снарядов «V-1». Примечательно, что вскоре после окончания войны несколько американских субмарин были переоборудованы в носителей крылатых ранет «лун» (американский вариант «V-1»), впоследствии замененных ракетами «регулус».

Сколь бы далеко ни простирались замыслы фашистских генералов, практическое их осуществление было сорвано. Огромные потери на советско-германском фронте отвлекали от ракетного и военно-морского строительства львиную долю промышленного потенциала гитлеровской Германии. Успехи Советской Армии в Прибалтике привели к тому, что немецкий флот потерял большинство баз для подготовки личного состава, лишился нескольких центров по строительству подводных лодок.

Таким образом, ни о каком ракетном ударе по Америке не могло быть и речи. Паника, охватившая американские морские штабы, - печальное следствие ошибок американской разведки.


Подписи к рисункам:

3. Согласно этому плану подводная лодка должна была буксировать управляемый по проводам контейнер с ракетой.

4. Один из возможных вариантов использования крылатой ракеты «V-1» с подлодки. Стартовый ускоритель выстреливает «V-1» в воздух, затем отделяется, и ракета продолжает полет к цели.


Опубликовано:
24.11.2017 г.

Загадки всемирной военной истории

Как быстро писать статьи

МЕНЮ РАЗДЕЛА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

КАРТА САЙТА