Всемирный Исторический Портал
Эпоху Крестовых походов принято считать одним из самых романтических периодов в истории человечества. Примечательно, что сегодня к ней обращаются люди, которых сложно заподозрить в идеализме и романтизме. «Аль-Кайда» объявляет войну «крестоносцам». А ее оппоненты, в свою очередь, собирают «крестовый поход против мирового терроризма». Идеи Саллах-ад Дина, Годфруа Булонского и Бодуэна владеют умами и поныне.
Пожалуй, главным «генератором идей» в те далекие времена был орден тамплиеров. Самый загадочный из всех средневековых рыцарских организаций.
Спустя девятнадцать лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святом городе небогатый рыцарь из Шампани Гуго де Пайен и восемь единомышленников приняли монашеские обеты и заявили о создании рыцарского Ордена. Инициатива новых воинов-монахов получила поддержку иерусалимского короля Бодуэна I.
Средневековый хронист Гийом Тирский писал: «Король, его рыцари и господин Патриарх были преисполнены сострадания к этим благородным людям, оставившим все ради Христа, и пожаловали им некоторую собственность и бенефиции, дабы помочь в их нуждах и для спасения души дарующих».
В качестве резиденции Бодуэн I отдал рыцарям принадлежавшее ему здание легендарной мечети Аль-Акса, построенной на месте храма иудейского царя Соломона. Отсюда и наименование «тамплиеры» (в переводе на русский язык - «храмовники»). Полное же название ордена звучало как «Бедные соратники Христа и Соломонова Храма».
Монашествующие кладоискатели
Как свидетельствует все тот же Гийом Тирский, «первым делом, которое им поручили и предписали во искупление грехов, была охрана дорог, по коим проходили паломники, от воров и разбойников, чинивших им много зла». Трудно сказать, каким образом рыцарям удавалось выполнять эту задачу, поскольку в течение первых десяти лет ряды Ордена не пополнялись. Как ни удивительно, но храмовники не стремилась привлечь под свое знамя новых рыцарей и послушников. Надо сказать, что история Ордена вообще изобилует загадками и недомолвками.
Один из пилигримов, побывавших у тамплиеров в первые годы их существования, позже напишет, что под зданием Ордена рыцарями были созданы конюшни на 2 тысячи лошадей. Зачем, спрашивается, девятке монашествующих рыцарей, держащихся замкнуто, столь грандиозный «подземный гараж»?
Возможно, что это и послужило основой для одной из первых легенд об Ордене. Согласно ей, потомки иудейских царей после разгрома Иерусалима римлянами в первом веке нашей эры, бежали в земли франков и основали королевскую династию Меровингов, которая в раннем Средневековье правила большей частью Западной Европы.
Последний король Меровинг - Дагоберт II - был убит Каролингами, основавшими новую династию. Один из потомков этого рода, граф Гуго Шампанский оказывал покровительство, как тамплиерам, так и их главному идеологу и духовному отцу цистерцианскому монаху Бернару, разработавшему устав Ордена. Гуго Шампанский якобы знал об огромных сокровищах Соломонова Храма, скрытых в его подземельях незадолго до разрушения главной иудейской святыни. И их поиски были подлинной задачей тамплиеров. Найденное золото планировалось вложить в дело восстановления династии Меровингов. Другой покровитель рыцарей Храма - Бодуэн I - согласно легенде также был Меровингом.
юбопытно, что спустя девять лет после своего скромного и незаметного существования у тамплиеров вдруг появляются более чем значительные денежные средства (в это же самое время обладателем несметного богатства становится отец Бернар, основавший разом около 70 аббатств).
Храмовники строят в Палестине несколько крепостей. Более того, они ссужают деньги королю Бодуэну на фортификационные работы по укреплению Иерусалима. Любопытно, что вместе с деньгами король получил документы, якобы подтверждающие его природное право на правление Святой землей.
Ударная сила
С этого момента начинается стремительный рост военного могущества Ордена. Гуго де Пайен отправляется в Европу и возвращается в Палестину с тремя сотнями завербованных рыцарей. По тем временам это была большая сила - столько же рыцарей было и у самого Бодуэна I. Орден храмовников сразу превратился в мощную военную организацию. Соответственно, значительно расширился круг решаемых им задач: оборона границ, завоевание соседних мусульманских княжеств, подавление бунтов населения на захваченных землях.
Храмовники, наряду с иоаннитами, стали играть ведущую роль во всех военных предприятиях крестоносцев. Обычно они находились на самых трудных участках: при наступлении - в авангарде, при отступлении, когда надо было прикрывать уходящих - в арьергарде. Во время штурма очередного замка или крепости первыми врывались в него рыцари-монахи. В тот момент в Европе не было более организованной и подготовленной военной силы, нежели тамплиеры и их извечные соратники и конкуренты - госпитальеры или иоанниты (впоследствии - мальтийцы).
Чтобы мирские интересы не отвлекали их от защиты христианства, братья связывали себя монашескими обетами: безбрачием, отказом от личной собственности, беспрекословным послушанием старшим по иерархии в Ордене. Особое значение орденские уставы придавали послушанию, так как от него зависела сплоченность и дисциплинированность нового воинства - главные их преимущества над светскими рыцарями. Один из параграфов устава храмовников прямо гласил, что «каждый из братьев совершенно не следует собственной воле, но более всего заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему».
Неотёсанные европейцы-крестоносцы на Ближнем Востоке познакомились не только с азиатской роскошью и ранее неизвестными болезнями. Они также подпали под обаяние изощрённых мистических построений, впитывали идеи самых различных сект и оккультных течений.
Им запрещены были также светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, любование зрелищами, громкий смех, пустословие, ношение украшений из золота и серебра, в том числе на оружии. Весь образ жизни рыцаря-монаха строго регламентировался. За нарушение тех или иных статей устава на виновных налагались взыскания (их перечислению посвящено более сорока параграфов устава храмовников!), в том числе достаточно суровые.
По мысли основателей братств, свободное время этих «монахов по духу, бойцов по оружию» должно было заполняться молитвами, пением священных псалмов и воинскими упражнениями. Упомянутый святой Бернар прямо противопоставлял рыцарей-монахов холеным, тщеславным, пышно разодетым, буйным, плохо управляемым светским рыцарям.
В отличие от воинов феодальных дружин храмовники обязаны были иметь единообразную экипировку. Рыцари облачались в белые плащи, сержанты и послушники - в черные. Впрочем, это касалось не только одежды, но и вооружения. Оружие воина-монаха, не украшалось золотом и затейливым орнаментом, но было выковано из лучшей стали, и было надежно в бою. Самой важной частью орденской атрибутики являлось знамя, стяг - Боссеан (Gonfanon baussant).
Черно-белый флаг, гордо реющий над полем боя был не только ориентиром для воинов-монахов, но и средством поддержания в них боевого духа. Пока знамя поднято - Орден жив, Орден сражается, и каждый взмах меча храмовника - вклад в грядущую победу над врагом.
В 1150 году тамплиерам, как «храбрейшим и опытнейшим в воинском деле людям», была навечно отдана крепость Газа, воздвигнутая для обороны от Египта. В 1152 году, после того, как Hyp-ад-Дин, нанеся поражение войскам графства Триполи, разрушил крепость Тортозу, ее руины тоже отдали храмовникам для восстановления и «вечного владения». В их распоряжение поступили замки Бет Жибелин, Торон де Шевалье и ряд других.
Громкая военная слава храмовников, прослывших «воинами без страха и упрека», а также стремительный рост их богатства привлекли в Орден множество людей. К 1306 году, когда его руководство вернулось с Востока во Францию, храмовников насчитывалось более 30 тысяч человек! Они были рассеяны по всей Европе: от Англии и Ирландии на западе, до Славонии и Венгрии на востоке; от Швеции и Германии на севере, до Сицилии и Кастилии на юге.
Во главе Ордена стоял Великий магистр, пожизненно избираемый коллегией из тринадцати выборщиков. При нем имелся руководящий орган, именуемый Генеральным капитулом. Великому магистру и Генеральному капитулу подчинялись магистры (руководители региональных отделений - провинций), магистрам - приоры (руководители местных филиалов), приорам - комтуры (коменданты замков и крепостей). И все они, от магистров до рядовых рыцарей, были связаны между собой железными узами повиновения, дисциплины и…тайны.
На пороге единой Европы
Со второй половины XII столетия с Орденом начинают происходить странные вещи. В 1148 году из-за измены тамплиеров был потерян Дамаск. Укрывшегося у храмовников египетского принца-христианина они за 60 тысяч золотых выдали сарацинам. В 1166 году двенадцать рыцарей Ордена были повешены за предательскую сдачу крепости на Иордане.
Но вот что удивительно: чем хуже шли дела у государства крестоносцев, чем больше поражений наносили ему воины Саллах-ад-Дина, тем богаче и могущественнее становился Орден храмовников. Так, когда Людовик IХ попал в плен к сарацинам, за него потребовали выкуп в 25 тысяч ливров золотом. Ни одно государство тогдашней Европы не могло собрать требуемое количество денег. Обратились к храмовникам, и их казначей, причем не в парижском центре, а в Аккре, выложил всю сумму наличными.
После падения Иерусалима храмовники перебрались на Кипр, купленный у короля Ричарда Львиное Сердце за 100 тысяч византийских золотых - тоже астрономическая по тем временам сумма.
В Европе храмовникам принадлежали сотни замков, десятки тысяч жилых зданий, складских помещений, крытых рынков, мельниц, всякого рода мастерских, земельных участков. Владели они также множеством селений, жители которых считались их крепостными, и подвергались жесточайшей эксплуатации.
Еще у рыцарей были десятки кораблей, на которых они за приличную плату возили в Палестину паломников из стран Европы и различные товары. Всей своей торгово-хозяйственной деятельностью они занимались беспошлинно и без уплаты налогов, наживая огромные барыши.
Поднакопив денег и различного имущества, храмовники стали заниматься финансовыми операциями. В основном, они давали деньги в долг под большие проценты (что, кстати, запрещено христианам под угрозой отлучения от Церкви). Богаче их в тогдашнем христианском мире не было никого. Орден включал в себя 5 тысяч комтурств, которые были не только крепостями, но и ячейками финансовой сети. Кстати, векселя, по которым можно было получить требуемую сумму в любом месте - изобретение рыцарей-храмовников.
Располагая достаточно мощным военным потенциалом, а также разветвленной сетью филиалов, Орден вскоре начинает оказывать услуги по доставке корреспонденций во все концы католического мира. Воинское братство гарантировало быструю передачу и сохранность информации.
Таким образом, храмовники сумели поставить под свой контроль финансовые и информационные потоки всей Европы. Они пользовались неприкосновенностью во время бесконечных войн между европейскими государями, что позволяло им осуществлять финансовые операции даже в условиях вооруженных конфликтов.
Практически все католические монархи того времени находились в той или иной степени зависимости от рыцарей Храма. Тем более, что помимо информационных и финансовых возможностей, Орден продолжал оставаться мощнейшей военной силой и был в состоянии перекинуть в любую часть Европы необходимое количество войск с оперативностью, недоступной ни одному из государств того времени. Формально оставаясь религиозным объединением, храмовники, тем не менее, были, фактически, не только независимы от Папы римского, но и очень часто навязывали ему свои решения. Вполне вероятно, что до создания Единой Европы под черно-белым флагом-боссеаном оставался всего один шаг…
Метаморфозы храмовников
Почему же «бедняки храма Соломона» так настойчиво стремились к богатству? Лично каждому из них, давшему обет бедности, деньги были ни к чему, но богатство - это власть. А зачем «бедным рыцарям» власть, раз они сосредоточили все свои помыслы на борьбе с мусульманами? Очевиден огромный разрыв между декларируемыми храмовниками принципами и реальными действиями. Вполне вероятно, первоначальные устремления отцов - основателей Ордена претерпели метаморфозы под воздействием того людского материала, который поставляла в Палестину средневековая Европа.
Тем первым бойцам, которых завербовал магистр храмовников Гуго де Пайен после внезапно свалившегося на Орден богатства, отец Бернар дал красноречивую характеристику: «Нечестивцы, святотатцы, клятвопреступники, блудодеи, стяжатели, грабители и убийцы!» Он радовался, что Франция освободилась от столь нежелательных элементов, и что их специфическим наклонностям нашлось достойное применение на Востоке.
Когда положение Ордена упрочилось, в его ряды потянулись множество мелких рыцарей не только из Франции, но и других европейских стран. Среди них было немало откровенных хищников, настоящих садистов. Христианская вера интересовала их меньше всего. Они отправлялись в Палестину прежде всего потому, что там можно было всласть убивать, грабить, насиловать, истязать людей и при этом не только не беспокоиться об ответственности, но напротив, слышать со всех сторон похвалы и получать награды!
Неверные - хуже собак, так что законы милосердия, сострадания, чести на них не распространяются. Кстати, взяв в плен светского рыцаря, мусульмане охотно возвращали его за выкуп, либо меняли на своих соратников, оказавшихся в плену у франков. Храмовников же всегда ждала в плену смерть после длительных изощренных пыток, ибо сами они были хуже зверей.
Второй важный элемент мировоззрения храмовников, помимо ощущения вседозволенности в отношении мусульман - их невероятная гордыня. Известно старинное выражение: «Горд как храмовник!»
Рыцари-храмовники вполне осознавали, что являются первоклассными бойцами, лучшими из лучших. Более того, превосходят светских рыцарей тем, что действуют в сражениях плечом к плечу, как единое целое, так как, напомним, «послушание превыше всего». И образ жизни, который они ведут, резко отличен от поведения этих тщеславных щеголей, думающих только о том, как бы добиться расположения знатного сеньора или любви дамы сердца.
Члены Ордена ставили его интересы на первое место по сравнению с интересами светских государей и даже самой католической церкви. В этом нет ничего странного. Законы саморазвития любой замкнутой организации с неизбежностью приводят к тому, что внутри ее возникает своя собственная идеология, весьма существенно отличающаяся от тех задач и норм, которые были приняты за основу в момент создания. Но, разумеется, данное обстоятельство надлежало хранить в глубокой тайне от окружающих.
Сложим теперь воедино все, о чем шла речь: осознание собственных приоритетов, отличных от целей других организаций, высокомерно-презрительное отношение ко всем, кроме своих «братьев», фактическое отсутствие христианских настроений и идеалов, жестокость, доходящую у иных рыцарей-монахов до звериной жажды крови; наконец, осознание своей силы и независимости.
Всего перечисленного вполне достаточно для того, чтобы внутри Ордена «рыцарей храма» на каком-то этапе возник свой тайный культ, который бы в собственных глазах возносил их высоко над всеми. И он действительно появился.
Их «Символ веры»
Неотесанные европейцы-крестоносцы на Ближнем Востоке познакомились не только с азиатской роскошью и ранее неизвестными болезнями. Они также подпали под обаяние изощренных мистических построений, впитывали идеи самых различных сект и оккультных течений. В этом плане Орден храмовников стал в некотором смысле предтечей масонства.
Кстати, устав Ордена разрешал ради спасения заблудших контакты даже с отлученными от Церкви, еретиками, преступниками. И рыцари этим правом пользовались более чем интенсивно.
По мнению ряда исследователей, возникновению тайного вероучения в Ордене храмовников способствовали ассасины, члены ордена убийц, который создал шейх Хасана ас-Сабах. Кстати, современные исследователи склоняются к тому, что ассасинов ни в коем случае нельзя считать мусульманами, так же как и поздних храмовников-тамплиеров - христианами. И тех, и других вдохновляло нечто иное.
В резиденциях тамплиеров часто можно было слышать арабскую или персидскую речь, видеть смуглые лица. Это были вчерашние мусульмане, «принявшие» веру в чужого им Бога. Многие из них достигли вершин в орденской иерархии, один стал даже Великим магистром! Историков всегда удивляло организационное сходство ассасинов и храмовников. «Ассасины, - писал один из них, - были оригиналом, тамплиеры - их копией». Другой идет еще дальше: «Не копией, а филиалом», - утверждает он.
Заставляют задуматься и некоторые внешние детали. Ассасины одевали в торжественных случаях белые одежды (цвет невинности), подпоясанные красными кушаками (цвет крови). Тамплиеры носили белые плащи с красными крестами на них. Известны также факты, свидетельствующие о том, что ассасины, перед которыми трепетал весь Восток, которые, как и тамплиеры, никому не подчинялись и никому не платили дань, передавали храмовникам значительные суммы золотом. С чего бы это?
Другим источником тайного вероучения храмовников стали, видимо, катары - адепты еретического течения, получившего развитие в Средние века на юге Франции. Кстати, некоторые исследователи утверждают, что происхождение этого учения так же восточное.
Учение катаров базировалось на видимом несовершенстве мира. Задавался вопрос: разве мог такой мир создать Всемилостивый Бог? На это катары сами же отвечали: Высшее Божество чуждо всего материального, а этот мир создан низшим, злым богом. Посему, для того чтобы достичь успеха и благополучия, поклонись Люциферу, которому и делегировано решение всех людских вопросов.
Во время начавшихся гонений на катаров, многие из них вступили в Орден храмовников, формально подчинявшийся Папе римскому. Один из исследователей пишет: «Вернувшихся с Востока храмовников связали с катарами особые отношения. Они встретились, как разлученные братья». Веротерпимость Ордена граничила с богоборчеством…
Доктрина «двух истин»
Можно уверенно говорить о эзотеричности ордена - у храмовников существовало, как минимум, два уровня посвящения, и соответственно два круга посвященных. Ритуал первоначального посвящения тамплиера включал, по некоторым сведениям, убийство пленного врага ордена.
Переходя на следующую ступень, посвящаемый попирал ногами крест. Впоследствии, на суде храмовники пытались оправдаться, объясняя кощунство как ритуальное повторение отречения апостола Петра от Христа. Другие уверяли, что это была «всего лишь» проверка послушания старшим. В любом случае этот «тест на богоборчество» позволял отсортировать людей, и выделить тех, кому можно всецело доверять.
Большинство тайных орденов руководствуется доктриной «двух истин»: одна - для всех, другая - для посвященных. Например, окружающие считали ассасинов мусульманами-исмаилитами, ведь формально они придерживались веры в Аллаха, традиционных норм шариата, делили всех людей на мусульман и неверных. Но это были истины лишь для тех, кто стоял на низших степенях, для профанов.
Продвинувшимся выше открывали иное: все религии равно лживы, их предписаниям можно следовать, если хочется, а можно и забыть о них навсегда. Не имеет значения, кто мусульманин, кто христианин, кто иудей. Нет различий между людьми по вере их. Не существует также различий между добром и злом. Есть другое: повиновение иерархам и тайна - два краеугольных камня любого секретного ордена.
Этому же принципу «двух истин» следовали храмовники. Для членов ордена, стоящих на низших ступенях все храмовники были набожными людьми: поклонялись кресту, скульптурным изображениям святых, Девы Марии и, Христа, посещали церковь и молились, прибегали к исповеди и причастию (кстати, литургия, совершаемая в орденских храмах, была «пустышкою» - на ней не производилось освещения хлеба и вина).
Для посвященных в темные истины существовали иные ритуалы. Колдовскими обрядами пытались вызывать души умерших, поклонялись странному идолу, обтянутому человеческой кожей, с мумифицированной головой бородатого старца. Этой мумии, которую тамплиеры почитали своей главной святыней и называли Головой Бафомета, они приписывали возможность открывать будущее. Пасхе храмовники предпочитали «белое воскресение» - пятидесятницу. Тела умерших товарищей не предавали земле, а сжигали, и пепел их подмешивали в пищу младшим братьям, дабы приобщить их к мистической силе.
Современные исследователи трактуют все эти святотатства однозначно. Их цель - шоковым воздействием сломать стереотипы неофита, сделать его восприимчивым к идеям, радикально отличающимся от тех, которые он усвоил за всю предыдущую жизнь.
Тайное учение храмовников, судя по всему, стояло на двух китах: на поклонении абстрактному божественному духу вместо Богочеловека Иисуса Христа и служении невидимому храму духа вместо видимой Церкви Папы Римского.
В зените своего могущества орденские теоретики замахнулись на создание универсальной «общечеловеческой» доктрины, совмещающей несовместимое: добро и зло, жестокость и любовь, покорность и деспотию, бедность и алчность, аморализм и верность идеалам.
Герб ордена изображал двух всадников на одном коне - символ бедности. Позднее появилась другая трактовка этой эмблемы: за спиной рыцаря - дьявол.
Парижское аутодафе
Согласно официальной версии католической церкви, некий разбойник, приговоренный к смертной казни, вдруг заявил охране, что он владеет тайной, от которой зависит судьба Франции, ее короля и всей католической церкви. В обмен на обещание помилования, он поведал, что его сокамерник, рыцарь-храмовник, осужденный за какое-то уголовное преступление на смерть, предложил ему, за неимением священника исповедовать грехи друг другу. В своей исповеди рыцарь рассказал о святотатствах, творимых в ордене, о существовании в нем заговора с целью захватить власть во Франции и других европейских странах.
Честно говоря, ситуация кажется сомнительной. Едва ли орден с его огромными средствами и связями допустил бы, чтобы его рыцарь, тем более, посвященный во все тайны, был осужден на смерть и доверился простому разбойнику.
Общепринятой стала иная версия - причиной гибели ордена стали их несметные сокровища, на которые позарился король Франции, бывший с головы до ног в долгах. Филипп Красивый, во время парижского бунта 1306 года укрывался в Тампле (цитадели ордена, замке, по имени которого поздних храмовников называли тамплиерами), где и сумел оценить «сокровища» гостеприимных хозяев. Добившись согласия папы в мае 1307 года, Филипп начал подготовку к низложению ордена.
Но и эта версия едва ли выдерживает критику. Так бы и стали руководители ордена показывать демонстрировать свои богатства алчному королю-банкроту! И потом, слишком велик был риск, слишком опасен был противник, чтобы «идти на дело» только ради денег. Видимо все же от ордена исходила какая-то опасность, представлявшаяся Филиппу Красивому весьма серьезной, если не смертельной.
Думается, причины низвержения тамплиеров куда глубже. К тому времени тамплиеров возненавидели если не все представители тогдашнего общества, то очень многие. Раздражали их слишком независимое положение в церковных и государственных структурах, злоупотребления привилегиями, непрестанные конфликты с местной администрацией во всех странах пребывания, алчность, участие в многочисленных грабительских авантюрах и финансовых махинациях. Даже в сознании простолюдинов образ храмовников был незавидным: им приписывали колдовство, похищение детей, ростовщичество.
Но главное прегрешение - несомненное уклонение в ересь. Зачем же католическому монарху, равно как и главе католической Церкви, терпеть все это дальше и ждать, пока орден не поставит на их места своих людей? А дело явно шло к тому, если не в данный момент, то в ближайшей исторической перспективе.
И вот король Филипп Красивый разослал в провинции своим верным людям письма с предписанием вскрыть их в ночь на 13 октября 1307 года. Это был приказ о немедленном аресте храмовников.
Захват парижского Тампля, командорств и комтурств прошел без особых проблем - сработал элемент внезапности. Имущество ордена было конфисковано. Но удивительно - ожидаемых сокровищ обнаружено ни в Тампле, ни в других местах не было. Существует легенда, что для последнего великого магистра Жака де Моле аресты не были неожиданностью. И незадолго до них из Тампля в неизвестном направлении были отправлены около двадцати возов, груженых золотом. И эта легенда о спасенных сокровищах тамплиеров до сих пор будоражит умы…
Интенсивно шли судебные дознания, во время которых зверскими пытками рыцарей заставляли признавать как реальные отступления от христианства, так и вымышленные. 2 мая 1312 года Папа Римский Климент Пятый подписал буллу об упразднении ордена Храма. А 13 мая 1314 года на костре сожгли 23-го великого магистра тамплиеров, Жака де Моле. Едва вспыхнул огонь, окружающие услышали его проклятие: «Папа Климент! Король Филипп! Через год я призову вас на Суд Божий!»
Жизнь после смерти
В назначенный срок проклятие Жака де Моле исполнилось: при странных обстоятельствах умерли и папа, и король. Было ли это совпадением? Или им кто-то помог отойти в мир иной: подосланные ассасины, мстящие за своих соратников, или спасшиеся храмовники, в совершенстве владевшие азиатскими рецептами приготовления ядов?
Судьба ордена в разных странах была не одинакова. Английский филиал претерпел разгром, подобный французскому. Командорства Германии, Испании и Кипра просто самораспустились. Португальские храмовники переименовали свое сообщество в «орден Христа».
Наиболее благоприятной была судьба тамплиеров в Шотландии, там они реорганизовались под именем Ордена Терновника. Здесь принимали братьев, спасшихся от арестов во Франции и Англии. Есть сведения, что именно в Шотландию прибыли спасенные из Тампля сокровища.
Целый ряд масонских организаций шотландского обряда возводит свое происхождение к ордену Храма, это подтверждал в 1737 году Рамсей - один из основателей масонства на Британских островах. В шотландском масонском обряде с 30-го градуса посвящения, называющегося «степенью вендетты» (в смысле отмщения за рыцарей Храма), начинаются тамплиерские степени.
Не забывали тамплиеров и во Франции. В 1705 году в день сожжения де Моле, в Версале герцог Филипп Орлеанский собрал потомков тамплиеров и объявил о создании общества «Малое воскресение тамплиеров». Чтобы подчеркнуть неразрывность традиций храмовников, вскоре были обнародованы хранившиеся столетия в глубокой тайне списки великих магистров ордена - от де Мале до герцога Орлеанского.
«Тамплиерские» ордена появились и в других европейских странах. В разные времена к ним принадлежало немало знаменитостей, таких, как Гете, Вольтер, Лессинг, Моцарт, граф Калиостро.
Новый импульс тамплиерская мифология получила в годы Великой французской революции. Ее первой жертвой, как известно, стала Бастилия, построенная на месте Тампля. Дошла очередь и до Людовика XVI, наследника Филиппа Красивого. Очевидцы казни французского короля рассказывали, что когда голова несчастного упала в корзину, какой-то человек, одетый в черное, прыгнул на помост, и обмакнув руки в королевскую кровь, возгласил: «Жак де Моле, ты отмщен!»
Тема тамплиеров была весьма популярна и у немецких нацистов. Это неудивительно: одна из «тамлиерских» организаций под названием «Орден нового храма» входила в Германенорден - «инкубатор» нацистских идей. Кстати, храмовники в свое время приняли участие в создании Тевтонского ордена и первыми провозгласили «Дранг нах Остен» - поход против православных славян и греков.
Известно, что в начале XIII века, используя сохранившиеся на Востоке связи, храмовники вступили в контакт с воевавшим тогда в Средней Азии Чингисханом и пытались направить его на Русь.
В 1943 году философ Энгер Юнгер видел в СС тамплиеров - «касту новых господ». Гиммлер также проводил аналогию своего хозяйства с орденом Храма. СС он считал наднациональным орденом, правящим объединенной Евразией. Говорят, такова была цель и последнего великого магистра тамплиеров. Может быть, поэтому союзники обнаружили немало портретов Жака де Моле в захваченных архивах СС.
Грезы об ордене Храма востребованы и сегодня. Даже на просторах СНГ действует как минимум полтора десятка организаций, так или иначе эксплуатирующих тамплиерский антураж. Но это уровень разнообразных чудаков, вроде толкиенистов. Главная же идея храмовников, опередившая время на восемь столетий, идея создания общеевропейской республики (или федерации) с общей финансовой, информационной системой, с общими вооруженными силами и наднациональным центром, сегодня реализуют совсем другие люди.
Источник: Вопросы Истории
Опубликовано: 18.3.2014 г.
|
|
|