Логографы
Первые греческие историки до Геродота названы у Фукидида (I, 21,1) Логографами, они поныне считаются историками литературы. Родиной Логографов были Ионические острова - место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования Логографы примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так называемые "Основания городов", генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей.
Сочинения Логографов были общедоступны. В большинстве случаев они писали, желая увековечить славу какого-нибудь рода или прославить родной город, иногда же просто для того, чтобы поделиться с публикой интересными рассказами или фактами. Большую роль в их исторических и географических рассказах играл сказочный элемент, который они умели еще отделять от исторического. Рассказы Логографов имели преимущественно местный, а не общий характер; Логографы черпали из обильного источника народной саги, выбирая сюжеты, не затронутые еще поэтами, и излагали то, что слышали вокруг себя: отсюда простота повествования.
Язык Логографов был тот же, что и у ионических писателей - ионический разговорный диалект. Особенно обилен сочинениями Логографов (до 30-ти имен) V в., но они все погибли, кроме незначительных отрывков. Древнейшим из Логографов был Кадм милетский (жил в середине VI в.), которого некоторые считали первым по времени прозаиком. Ему приписывали хронику под заглавием: "Kriols Mlantov kai Tncbans Iwvias" в 4 книгах. Более известен Акузилай, уроженец беотийского Аргоса, живший во 2-й половине VI в. С его именем известно произведение "Гeveaлoylal". Рассказ начинался с хаоса; затем говорилось о богах, о появлении первого человека - Форонея, о распространении человческих родов. Из современников персидских войн известны Скилак, автор путешествия по Индии, и особенно Гекатей милетский, записки которого имеют уже научный характер и служат переходом к позднейшей истории или, вернее, исторической географии.
После Гекатея упоминаются: Харон лампсакский, Евгеон самосский, Дионисий милетский, Деиох, Евдем паросский, Демокл, Амелесагор, Феаген. Из младших Логографов, писавших незадолго до пелопоннесской войны, известны: Ксанф лидийский, Ферекид афинский или леросский (не смешивать с философом и теологом - Ферекидом сиросским), автор трёх больших сочинений в 10 кн. Особенной известностью пользовался Гелланик. Антиох сиракузский, сообщивший Фукидиду много данных о сицилийских древностях, написал 9 книг (до 424 г.) и сочинение об Италии. Из остальных Л. более известны: Стезимброт фазосский, Гиппис, Главк, Дамаст (писавший о предках троянских героев, о народах и городах, о поэтах и философах), Геродор (писавший о Геракле и Аргонавтах). Позднее критические и научные произведения аттических и александрийских писателей вытеснили литературу Логографов, отчего мы так мало и знаем о ней.
|