Всемирный Исторический Портал
История транспорта. Материалы

Рассказ про сани

Рассказ про сани

Едва ли какой-нибудь самый кропотливый исследователь сумел бы написать историю саней так, как можно было написать историю почти любой статьи из обихода человеческой жизни. Сани по своей сути – снаряд первобытный, и до такой степени простой, элементарный, что прогресс в его конструкции может быть только чисто внешний, почти декоративный. Сани вызваны на службу человека, конечно же, снегом. Это снег взвинтил творчество первобытного человека, жителя холодного климата, с полугодовой зимой, заставил его поднатужиться, пораскинуть умом и выдумать примитивный первоначально снаряд для того, чтобы скользить по поверхности гладкого белого льда, устлавшего собою землю.

Россия по полному праву может считаться классической страной саней. И в самом деле, у нас сани – снаряд разработанный, имеющий свою, с незапамятных времён установленную терминологию составных частей. Основа саней, та часть, которая скользит по снегу – полозья; загнутые кверху передки полозьев – головки; в полозья вставлены для их скрепления специальные поперечины – копылья. Копылья, в свою очередь, скреплены возками, а на копыльях поставлены – грядки. На грядках иногда ставится кузов, в грядки же вделываются отводы, а к головкам прикрепляются закрутками оглобли. Вот и всё устройство саней.

Множество наших русских пословиц, в которых санки играют главную роль, явно свидетельствует о великом значении этого нехитрого снаряда в жизни русского народа:

Рассказ про сани «Привыкла собачка бежать за возом – бежит и за санками»;
«Мерина украдём, а санки сами сделаем»;
«Саночки-то расписные, а вот дома есть совсем нечего»;
«Выигрыш с проигрышем на одних санках ездят»;
«Будут у нас сани – поедем и мы сами»;
«На тех же санках – тот же Савка»;
«Не в свои санки - не садись»;
«Каковы у нас сани, таковы и мы сами»;
«Сани заартачились, от того и лошадь стала».


Ну и так далее и тому подобное.

Итак, для того чтобы понять какие формы придавались в разные времена у самых разных народов, можно просто разглядеть самые примитивные первобытные сани, к примеру – североамериканских индейцев. На этих санях дикари перевозили обычно (да и перевозят по-прежнему во многих районах) свой домашний скарб и семью. Почти также просты те санки, на которых до революции катались в Петербурге на Неве зимой любители оленьей упряжки, приезжавшие в столицу на многочисленные выставки, посвященные народам России. Кстати, жители немецкого Страсбурга ещё в XVII веке развлекались катанием на санках, которые были немногим краше эскимосских, только запрягали в них не оленей, а коней. Кони весьма щедро украшались – смотря по вкусу и достатку своих хозяев.

Санки, как увеселительная статья, были приняты во всех европейских странах, где была хоть какая-нибудь зима с достаточно основательным снежным настилом, по которому можно было ездить на полозьях. Владетельные особы местами любили катания на санках, и хотя их санки по сути устройства также мало отличались от якутских, эскимосских или индейских, но благодаря щедрым и пышным украшениям имели как бы совсем иной вид, носили на себе что-то вроде признаков усовершенствования. К примеру, знаменитая маркиза Помпадур, в своё время, по льду версальских прудов каталась на таких изысканных санях, что ей завидовала вся Франция. Но если скинуть с саней все украшения, снять всю резьбу и рассмотреть схематически, то окажется, что это обычные туземные сани на двух полозьях.

Санками также очень широко пользовались и европейские конькобежцы для прогулки по льду своих дам. В Париже эта мода была особенно широко распространена в начале позапрошлого столетия. Модные франты выучивались кататься на коньках, а своих дам сажали на санки в виде кресел или стульев на полозьях, и катали их, взявшись за спинки этих стульев. Австрийская императрица Елизавета очень любила кататься на санках; она совершала эти прогулки в своем прелестном загородном замке Шенбрунн. Это был лёгкий изящный экипаж, который мог мчаться вихрем, влекомый четверкой борзых конец.

Из западноевропейских стран Голландия и Скандинавия шире других развили у себя санный способ сообщения, и это по весьма понятным климатическим условиям. Голландия, хотя и не принадлежит к числу земель с суровым климатом, но всё же в зимнее время она в снеговом покрове достаточной толщины на дорогах не имеет недостатка. Бесчисленные каналы страны покрываются льдом, и по этим превосходным, гладким и ровным дорогам сам здравый смысл указывал применять скользящий снаряд, как самый сподручный способ передвижения. Вот почему, кажется, нигде на свете вы не найдёте столько мастеров и любителей катания на коньках, как в Голландии. Наряду с коньками и искусством ими пользоваться, каждый голландский мастеровой разрабатывал и санки, которые стали для него не средством для увеселения, как для маркизы Помпадур, на настоящей необходимой статьёй хозяйственного обихода.

Заканчивая наш обзор о санках, необходимо заметить, что хоть тягловая сила санок в разные времена обеспечивалась совершенно разными двигателями – собаки, кони, олени, паруса, моторы внутреннего сгорания и двигатели реактивные – сама конструкция саней практически не изменилась с того самого момента, как их впервые построил древний человек, поставил на лёд реки и впряг в них свою собаку или оленя.


Опубликовано: 30.9.2013 г.

История мира. Рассказ про сани

МЕНЮ РАЗДЕЛА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

КАРТА САЙТА