Всемирный Исторический Портал
История авиации. Материалы

Патентная авиационная война в США на заре XX века

Патентная авиационная война в США на заре XX века

В 1910 году французские воздухоплавательные круги были настолько встревожены решением американского суда, признавшим за братьями Райт исключительное право строить летательные аппараты и производить полёты на американской территории, что они потребовали от правительства Франции добиться у американцев разъяснений по этому вопросу.

Патентная авиационная война в США на заре XX века А тем временем решение американского суда энергично приводилось в жизнь. Так, другому американскому авиатору, Кертиссу (имя которого стало впоследствии одним из виднейших брендов американской авиации), была запрещена дальнейшая постройка аэропланов его системы. Далее французскому авиатору Сольнье (впоследствии одному из главных игроков французского да и всемирного авиапрома), приехавшему в Соединённые Штаты демонстрировать полёты на моноплане системы Блерио, американская администрация не дала разрешения на устройство полётов, и он вынужден был ни с чем возвратиться в Европу. Такая же встреча ждала и авиатора Полана, который в том же 1910 году по приглашению нескольких миллионеров прибыл в США с несколькими новыми летательными аппаратами различных систем.

Французские авиаторы неоднократно указывали, что, не говоря о других причинах, решение американского суда неправильно уже потому, что братья Райт совсем не являются первыми изобретателями аэроплана. На самом деле, первым, поднявшимся на летательном аппарате, который был тяжелее воздуха, являлся француз Адер, получивший в 1890 году патент на свой аэроплан на паросиловой тяге и совершивший несколько «подскоков» в воздух с помощью собственного движителя.

Интересно отметить, что братья Райт, не довольствуясь решением суда, возбудили ещё и денежные иски против Кертисса и других летавших в Америке авиаторов. Чем закончилась эта вся «возня», сегодня прекрасно известно – Райтам не удалось захватить монополию на своё изобретение, ни в Америке, ни тем более в мире. Но если уж говорить о всех правах на звание первого изобретателя аэропланов тяжелее воздуха и полёта на них, то тут ни американцам, ни французам хвалиться абсолютно нечем. Первый в мире патент на первый в мире воздухоплавательный аппарат тяжелее воздуха, который совершил зафиксированный и вполне управляемый, хотя и недолгий полёт, получил в 1882 году русский изобретатель-моряк, капитан первого ранга флота Российского – А. Ф. Можайский. Кроме того капитан Можайский известен тем, что участвовал в 1853-55 гг. в экспедиции русского адмирала Путятина в Японию для подписания торговых договоров, и начинал разрабатывать модели своих будущих аэропланов ещё на японской земле, чем крайне заинтересовал японских инженеров, впоследствии на этой основе разработавших собственные летательные аппараты.


Источник: "ПРИРОДА И ЛЮДИ", 1910 г.
Опубликовано: 21.9.2013 г.

История мира. Патентная авиационная война в США на заре XX века

МЕНЮ РАЗДЕЛА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

КАРТА САЙТА