ИСТОРИЯ МАСОКЪ
Очеркъ
«Природа и люди» № 17, 1910 г.
Стр. 266
Наступает маслянница, время, когда «бесовския игрища», против которых когда-то гремели наши духовные блюстители нравственности при первых московских царях, достигают своего наивысшаго напряжения. У нас маслянница, в западной Европе – карнавал. И у нас, и там картина народных развлечений в это время, по своей сути, совершенно одинакова. Карнавал – время переодеваний, настоящее царство масок и маскарада.
Но маска появилась в человечестве гораздо раньше, чем народился карнавал. Маска, вероятно, так же стара, как человеческая культура. По толкованию известнаго автора книги «Поэтическия воззрения славян на природу», А. Афанасьева, маска явилась на свет вслед за возникновением понятия о превращениях, об оборотнях.
Первобытный человек, стремясь уразуметь и истолковать все явления окружающей его природы, видел в них игру высших сил. Он мало по малу оформил эти силы и создал из них своих богов и демонов. Изучая самыя выдающияся из этих явлений природы, сильнее других действовавшия на его воображение, а именно, грозы и бури, первобытный человек, со всею своею непосредственностью, прямо видел и слышал в них своих богов. Гром и рев бури был для него их голосом, а тучи и облака, в их разнообразнейших очертаниях – их внешнею формою. Он, как ему представлялось, во очию видел превращения своих богов, произвольную смену их внешних форм. Божество на его глазах принимало вид волка, коровы, пса, козла, птицы, колесницы с конями и т. д. Таким образом эта неограниченная способность превращения в глазах первобытного человека явилась одним из главных свойств божества, аттрибутом его сверхъестественнаго могущества. Впоследствии появились исключительно одаренные люди, которые овладели тайною входить с богами в непосредственныя сношения. Это были жрецы, кудесники, колдуны. И народ веровал, что эти люди обладают божественным свойством менять свою форму, превращаться во что им только вздумается.
Это верование отразилось даже на языке. Так, в Новгородской губ. слово «кудеса», первоначально обозначавшее волшебство, колдовство, впоследствии приняло значение маскарада, переодеванья. «Кудес» - значит замаскированный человек; «кудеситься» - значит маскироваться. И так, маскированье, быть может, с того и началось, что первые люди, которые объявили себя посредниками между людьми и высшими силами, уверили людей, что боги одарили их своей способностью превращений, а для того чтобы наглядно показать это людям, они для исполнения своих религиозных обрядностей, посредством которых входили в сношения с высшими силами, придумывали себе особый туалет: – одежду, украшение, разные символические снаряды, а в том числе и маски. Таким образом, можно принять, что маска явилась на свете, как принадлежность религиознаго культа, и только впоследствии мало по малу превратилась в простую принадлежность увеселительного переодеванья.
Если всё это так, то нам приходится включить маску в число очень существенных статей в истории человеческой культуры. Между тем археологи и этнографы очень долгое время оставляли маску почти в полном пренебрежении, не занимались ею. Только в последние годы она, наконец, привлекла на себя внимание, которое быстро начало возрастать. В настоящее время нет ни одного значительнаго этнографическаго музея, который не обладал бы более или менее полною коллекциею масок.
При первом же изследовании пришлось убедиться в чрезвычайной распространённости масок во все времена и у всех народов, причём почти неизменно обнаруживается твердый факт, на который мы уже указывали, а именно, что маска возникла на почве религиозной обрядности. Мы и до сих пор у множества диких и полуцивилизованных народов находим маску, как принадлежность религиознаго культа. Таково значение маски у многих племён, напр., на островах Тихаго океана, у американских индейцев, у множества азиатских и африканских племён. Одна из самых обычных религиозных обрядностей у дикарей, именно пляска, почти всегда совершается в маскараде. Впоследствии роль маски много раз видоизменялась, хотя всё время оставалась в пределах культа. Её, например, употребляли, как погребальную принадлежность; это в особенности широко применялось у древних народов, напр., у египтян, у греков, у римлян. Такия же погребальныя маски найдены и у нас в Сибири, напр., в Минусинском крае.
На наших рисунках можно видеть среди прочих многочисленные и разнообразные образцы масок у многих диких и полуцивилизованных народов.
У греков и римлян маски нашли себе применение в древнейшия времена как принадлежность театрального костюма. Актер изображал собою бога, героя, замечательное историческое лицо. Ему надо было совершенно отвести внимание зрителя от своей собственной личности, дать ему иллюзию Юпитера, Геркулеса, Венеры и т. д. И вот, он скрывал своё лицо под маскою, которой художник по мере своего уменья, придавал черты представляемаго персонажа. Иллюзию дополняли обычные аттрибуты изображаемой персоны. Для того, чтобы голос актёра раздавался громче, отверстие в маске, против его рта, снабжалось металлическою втулкою, которой придавался вид раструба. Отсюда, быть может, и пошло слово «персона». По латыни personare значит звучать, раздаваться; поэтому римляне называли маску persona.
Мало по мало в обиходе европейскаго человечества маска утрачивала своё первоначальное религиозно-культурное значение, а осталась в употреблении только, как пережиток глубокой старины, как обычай, который люди исполняют, совсем не занимаясь ни его значением, ни его происхождением. В театре маска удерживалась очень долгое время. Она осталась в Италии от времён классических и постепенно укоренилась в итальянских театрах. С течением времени создались и твёрдо установились театрально-маскарадные типы, напр., арлекина, коломбины; итальянский арлекин перебрался потом во Францию и там переродился в полишинеля. Маска во время карнавалов, насколько известно, была введена в употребление венецианцами, в средние века; от них её переняла вся Италия, а из Италии она проникла во Францию и другия соседния страны. В конце средних веков маска вошла во всеобщее употребление по всему югу Европы. Она сделалась необходимой принадлежностью уже не только карнавальных, но и вообще всяких народных праздников. Она проникла в особенности в высшие слои общества. У французской аристократии маска стала такою же необходимою туалетною принадлежностью, как, например, веер, перчатки. При дворе французских королей маскарады и костюмированные балы сделались обычным номером увеселений.
В число бессознательных пережитков древности надо поставить то исключительное уважение, с которым до сих пор относятся к маске. Это станет совершенно понятно, если припомним, какую важную роль играла маска в первобытныя времена. Человек под маскою изображал собой божество, демона, вообще существо высшее. Маска давала ему необычайныя полномочия, и человек под маскою являлся существом неприкосновенным. Это значение и осталось за маскою в позднейшее время и даже в наши дни. Сорвать насильно маску – одна из величайших и непростительных дерзостей. С другой стороны, о былом значении маски свидетельствует и та почти безграничная свобода слова, которая обычаем предоставляется замаскированному лицу. Можно сказать, что для маски закон не писан. Во Франции во время придворных балов в старое время, напр., при Людовике XIV, никто не смел приглашать на танцы дам из королевской семьи, когда бал был не маскированный; а во время маскарада такая вольность нередко допускалась, и самыя гордыя и надменныя особы королевской крови не решались ответить отказом первому встречному, неизвестному человеку под маской, который бы вздумал их пригласить на танец.
Чрезвычайное распространение маски породило, как и следовало ожидать, чрезвычайныя злоупотребления ею, или лучше сказать, под ея покровом и защитою. Маскированные искатели приключений начали творить несказанныя безобразия: - похищения, кражи, грабежи, убийства. Так было везде, где привилась маска, в особенности в Италии, Испании и Франции. Во Франции крепче объединившееся и более просвещённое правительство решило даже вступить в борьбу с этими безобразиями и начало, путем законодательства, понемногу ограничивать употребление маски. Наконец, настало и такое время, хотя и не на долго, когда маска во Франции была совсем запрещена. Это запрещение стали соблюдать с неумолимою лютостью; так, однажды, при Франциске I, двое каких-то забавников из простонародья, заявившиеся на улицу в масках, были арестованы, судимы и казнены.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ОЧЕРКУ "ИСТОРИЯ МАСОК"
Источник: "Природа и люди", 1910 г.
Опубликовано: 29.9.2013 г.
Обновлено: 5.2.2019 г.
|