Всемирный Исторический Портал
Древняя история. Материалы

Десять Казней Египетских

Десять Казней Египетских

История рабства евреев в Египте, чудеса Моисея, избавление народа израильского от тяжёлого плена – всё описанное в ветхозаветном «Исходе» достаточно знакомо каждому. Евреи и теперь ещё празднуют свой Исход в праздник Пасхи. Но не каждый, пожалуй, отыщет на современной карте землю Ханаанскую, начертит путь странствования евреев по пустыне или укажет то место, где они перешли через Красное море. Не всем известна также и та историческая канва, на фоне которой разыгрались события библейского повествования. Теперь уже выяснено и не подлежит сомнению, что они основаны на строго исторических фактах, которые мы сейчас постараемся восстановить в общих чертах.

Десять Казней Египетских В 1877 году до нашей эры голод заставил еврейских кочевников покинуть родные холмы южной Палестины и перекочевать в северный Египет, где они поселились в плодородной, богатой пастбищами стране Гесем, между Нилом и Суэцким перешейком. Но, подчинившись власти фараона, эти кочевники сохранили свой язык, свои национальные обычаи, костюмы, патриархальный образ правления и весь своеобразный уклад жизни.

Египтяне вначале совершенно предоставили их самим себе, и в течение трёх-четырёх столетий немногочисленное племя умиравших от голода переселенцев обратилось в миллионную сильную нацию, постоянно пополнявшуюся притоком всё новых и новых переселенцев из Палестины. Неудивительно, что, когда на престол взошёл Рамзес Второй, он обратил самое серьёзное внимание на это могучее, независимое племя. Он решил, что необходимо обезвредить и покорить их настолько, чтобы в случае войны с Азией можно было бы усилить свои войска за счёт евреев. Прежде всего он круто изменил своё обращение с ними, и свободным до сих пор кочевникам пришлось вступить солдатами в египетские войска, стать исполнителями грандиозных архитектурных проектов Рамзеса Второго, - словом, из вольных номадов обратиться в рабов.

При жизни этого фараона, железной рукой управлявшего своим государством, нечего было и думать не только о бегстве, но даже об облегчении участи израильского народа. Когда же на престол взошёл его сын, слабохарактерный Менефта, и чужеземное нашествие ослабило военные силы страны, - могущество династии было подорвано, и народ всюду стал готовиться к восстанию. Тогда же, после сорокалетней скитальческой жизни, в 1316 году, вернулся на родину Моисей – пророк. Святое Писание считает Моисея приёмным сыном дочери Рамзеса, воспитавшей мальчика при дворе фараона. Юношей, не стерпев обиды, он убил одного египтянина и вынужден был спасаться от смертной казни бегством. С восшествием на престол нового фараона ему нечего было бояться смерти и, получив приказание свыше, он явился спасти свой народ из плена. Страдая органическим недостатком речи, Моисей, в качестве посредника, взял с собой своего брата Аарона. Братья предстали перед старейшинами израильского народа, но планы бегства из Египта особенного воодушевления не встретили. Рассудив, однако, что во всяком случае они ничего не теряют, евреи предложили Моисею выхлопотать у фараона разрешение оставить страну.

Братья отправились в столицу Египта. Очевидно, Менефта был довольно доступен для своих подданных, потому что, несмотря на огромный штат придворных, Моисей не только добился чести предстать перед лицом царя, но и быть выслушанным. Однако к истории его небесного посланничества фараон отнёсся недоверчиво, даже насмешливо, и потребовал доказательств.

Посох Аарона, брошенный на мозаичный пол, превратился в змея. Каким бы чудесным не было это знамение самим по себе, но оно, по-видимому, нисколько не смутило фараона: Египет исстари считался страной «чёрной магии», при дворе фараона тоже были маги, которые сделали тоже самое, что и Аарон, но «жезл Аарона поглотил их жезлы».

Нужно заметить, что в Африке среди диких племён и теперь ещё встречаются изумительные заклинатели, которые умеют приводить в состояние, близкое к летаргии самых ядовитых змей и играть ими, как гибкими хлыстами, или превращать их в жёсткие, как палки, неподвижные тела. Вот почему, нужно думать, Менефта не был убеждён чудом Моисея, и на просьбу его отпустить народ в пустыню ответил отказом.

«Берегись, царь», - предостерёг его пророк, - «я обращу воды Египта в кровь».

Действительно, на следующий день желтоватые потоки Нила стали кроваво-красными. Это явление и теперь можно наблюдать ежегодно в августе месяце – объясняется оно следующим образом: к концу лета в верховьях Нила набирается очень много своеобразных органических растительных остатков, и смываемые волнами, они придают воде тёмно-красный цвет, близкий к цвету свежей крови. Фараон и его народ несомненно не раз наблюдали это, и чудо Моисея не достигло своей цели: гордые египтяне не хотели понять, что чудо евреев заключалось не в сверхъестественности своей, а в том, что оно и совершалось, и прекращалось по одному слову пророка.

Через неделю Моисей пригрозил наслать на страну Египетскую тьму жаб, что и исполнил. И эта казнь тоже не представляла для египтян чего-либо необычайного – это явление периодически повторяется и теперь, являясь прямым следствием массы органических остатков в воде, которые представляют великолепную пищу для пресмыкающихся и земноводных. Чудесным было только внезапное появление их и такое же внезапное исчезновение по слову Моисея.

Третья казнь – мошкарой – часто являлась, опять-таки, последствием разлива Нила, во время которого множество личинок остаются на суше и развиваются в такой массе, что делают жизнь людей и животных просто невыносимой.

За мошками последовали «песьи мухи», - не менее ужасный бич Египта, от которого современным путешественникам удаётся спасаться, только защищая лица сетками. Мухи вскоре повлекли за собой пятую казнь, о которой Моисей предупреждал фараона. Это был поголовный падеж скота, который и теперь представляет собой нередкую гостью Египта. Зараза, как правило, разносится мухами.

Наконец, также по слову Моисея, египтян постигла и шестая, также естественная казнь: тела людей покрылись гнойными нарывами в сопровождении сильной лихорадки. Подобные эпидемии даже в недавнем прошлом также были не такими уж и редкими в Египте вскоре после разлива реки.

Едва миновала эта беда, как буря с градом уничтожила хлеба на полях. Хотя подобные сильные бури очень редки в стране, но всё-таки многим путешественникам удавалось наблюдать в Египте грозы с дождём, молнией и градом, как, например, сильная буря, разразившаяся в Александрии в 1908 году. Тем сильнее должно было поразить древних египтян это грозное явление природы, заранее указанное Моисеем и вызванное одним лишь его словом.

Когда же, вслед за седьмой казнью, Моисей стал угрожать саранчой, то фараон впервые смутился. Неизвестно, уверовал ли он теперь в небесное посланничество Моисея, или был удручён постигшими его страну бедствиями. Во всяком случае на этот раз он сделал некоторую уступку евреям, дав им разрешение уйти на поклонение в пустыню, но с условием оставить дома женщин и детей. Это вовсе не отвечало планам Моисея, и – казнь свершилась: саранча уничтожила всё, что пощадила буря.

Понять весь ужас подобного бедствия может только тот, кто видел, как цветущая страна обращается в полную пустыню после отлёта саранчи. Причины и законы их набегов не совсем понятны и до сих пор – туча прилетает, уничтожает всё на своём пути и исчезает неизвестно куда.

Десятая казнь представляла собой наступление полной тьмы в продолжение трёх дней и ночей, после чего измученный фараон согласился отпустить весь народ израильский, и только стада их оставить себе в налог. Эту тьму приносит горячий ветер с юга, несущий столько песку, что воздух принимает жёлтый цвет и солнце проглядывает кроваво-красным туманным шаром. Постепенно всё исчезает, и наступает полная тьма. Жизнь вне стен дома невозможна из-за массы песка, носящейся в воздухе.

Перед последней казнью пророк ещё раз попросил фараона отпустить народ с миром, но рассерженный Менефта пригрозил ему самому смертной казнью. В ту же ночь смерть поразила всех египетских первенцев, начиная от самого наследника престола и кончая последним бедняком.

Такое загадочное моровое поветрие изредка повторялось в Египте и было знакомо фараону, но когда он, к своему ужасу, увидел, что оно и было предсказано, и исполнилось по слову еврейского пророка – он и его приближенные не могли не пасть духом совершенно.

Упорство египтян было наконец сломлено. 15 апреля 1317 года до новой эры кончилось пленение израильтян. Под предводительством Моисея огромная толпа людей тронулась в путь, и через три дня благополучно достигла Красного моря. Поперек Суэцкого перешейка ныне тянутся озёра, и геологические исследования показывают, что западный рукав Красного моря простирался в древности до Горького озера. Около этого рукава и очутились евреи. Усталые путники собирались расположиться на отдых, когда пришла весть о приближении египетской конницы – видимо фараон всё же передумал отпускать евреев. Единственное спасение было в бегстве. На помощь явился восточный ветер, быстро угнавший, по слову Моисея, воду из рукава и осушивший дно, так что, когда к утру прибыла египетская конница, евреи были уже в безопасности.

Но где легко прошла не обременённая багажом толпа израильтян, там глубоко увязали тяжёлые колесницы египтян. Солдаты и не заметили, как переменился ветер: «простёр руку свою Моисей на море, - и вода к утру возвратилась на своё место»…

Такова историческая канва тех событий, которые описаны в Книге Исхода.


Опубликовано: 30.9.2013 г.

Древняя история. История мира. Десять Казней Египетских

МЕНЮ РАЗДЕЛА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

КАРТА САЙТА