Александр Македонский
Этот очерк, написанный Ф. Унжиным, был впервые опубликован в российском альманахе "Природа и люди" в №1, 1910 г., (стр. 8-10). Статья была адаптирована редакцией нашего портала для современного читателя, но основные положения и обороты мы постарались оставить в неизменном виде.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ
Очерк В. Унжина
Более 23 веков отделяют нас от эпохи Александра Великого, а до сих пор ещё не полностью выяснено историческое значение этого величайшего завоевателя всех времён – до сих пор о личности и деятельности его существуют совершенно различные мнения.
Одни учёные и исследователи смотрят на него, как на благороднейшую личность, воплотившую в себе лучшие черты эллинов, а на деяния его – как на благодетельную для человечества попытку слияния Востока и Запада, европейской и азиатской культур.
По мнению других историков, Александр был эллином только по внешнему лоску своего образования, по крови же и природным инстинктам всегда оставался настоящим варваром. И когда военное счастье сделало его обладателем Всемирной Империи, он превратился в типичного азиатского деспота, высокомерного, тщеславного и капризного. Подталкиваемый честолюбием, естественным для выскочки, он провозгласил себя не только Царём, подобно повелителям Ирана, а даже Богом, сыном двурогого Аммона, - и ослеплённые его блестящей судьбой народы настолько уверовали в это, что под именем «Двурогого Искандера» память его и до сих пор сохранилась в Азии. Свободный эллинский дух был уже невыносим для такого «божественного» повелителя. Напротив, его мечтой сделалось низведение эллинов до уровня раболепных азиатов. Что же касается, наконец, «эллинизирования» Азии, которое многие историки считают главной заслугой Александра, то процесс этот развивался сам собою и гораздо полнее – при его преемниках.
Таковы крайние взгляды, высказываемые о деятельности Македонского Завоевателя. Истина же, как кажется, лежит, по обыкновению, посередине.
Несомненно, что прежде всего это был искатель приключений, вроде Наполеона, только в большем масштабе, и «людоборец», подстать Тамерлану, который, при всей своей кровожадности, также любил науки и искусства. С другой стороны, хотя он и не представлял гения эллинов, но в головокружительном завоевании всего известного тогда мира его сопровождало слишком много людей ясного ума, и страны Востока слишком открылись, благодаря его походам, для воздействия со стороны эллинских государств, чтобы влияние последних не отразилось на Средней Азии, которая до того времени была почти совершенно закрыта для них. Завоевания Александра явились причиной одной из важнейших эволюций во всемирной истории, когда рушилась перегородка между западной и восточной культурами, и из смешения их зародились семена универсальной, общечеловеческой цивилизации. Вот почему эпоху Александра Великого нужно признать великой эпохой всемирной истории – недаром в азиатских легендах имена Александра (Искандера), Рустема, Зароастра странным образом переплетаются с именами Соломона (Сулеймана), Магомета и позднейших исторических лиц.
Помимо общего свойства человека – связывать важнейшие исторические события с определённой личностью, в этой популярности Александра Великого немалую роль играли и его сказочные походы, изумительные не только для древних, но и для нас, при современном развитии путей сообщения. Правда, необыкновенная удача походов Македонского Завоевателя в значительной степени объясняется тем, что Персидская держава не представляла тогда сплочённого государства – она была заселена племенами, не только различными по языку, нравам и интересам, но и слишком угнетёнными рабством, чтобы они могли защищать собственную свободу, и слишком равнодушными к судьбе их повелителя, чтобы защищать последнего против чужеземца. Македонцы везде встречали на своём пути лишь враждебные армии, а не народы, и благодаря превосходству военного искусства, легко одолевали нестройные, разрозненные полчища врагов, хотя среди последних было немало и греческих наёмников.
Тем не менее не стоит упускать из виду грандиозность этих походов, далеко оставляющую за собою деяния других «завоевателей мира». Действительно, Александр Великий прошёл со своей армией по Европе, Африке и Азии более 16 тысяч километров, то есть расстояние, в два с половиной раза превышающее расстояние от Петербурга до Владивостока. Если вспомнить, что другой завоеватель – Чингиз-Хан – пройдя от центра Средней Азии до Чехии, совершил переход всего в 7000 километров, а Наполеон от берегов Вислы до Москвы и обратно – 3000 километров, - то грандиозность походов Македонского Завоевателя древнего мира воочию открывается перед нами.
Понятно и то, что огромное царство Александра немедленно же распалось, как только исчезла его железная воля, сдерживавшая в равновесии разноплеменной состав населения. С ним случилось то же, что обыкновенно бывает с государствами, не связанными ничем внутри, кроме Повелителя. И могучий гений Александра, по-видимому, перед смертью прозревал печальную судьбу его завоеваний, приведшую его, в конце концов, к смерти во цвете лет.
Когда сподвижники спросили у него, кому он после смерти оставляет царство, Александр ответил: «Достойнейшему», причём прибавил «боюсь, однако, чтобы по мне не справили кровавых поминок»…
И предчувствие не обмануло его: едва он испустил последний вздох, как начались усобицы и смуты, стоившие жизни всем членам царской семьи и большинству полководцев покойного. Коса смерти стёрла с лица земли виднейших свидетелей подвигов Великого. Империя его распалась, потомство всё погибло, и от «божественного царя царей» остался лишь жалкий труп, и то служивший предметом распри между его наследниками, пока Птолемей не увёз его в Александрию Египетскую.
Блестящим метеором пронёсся по древнему миру этот, бесспорно, даровитый человек и угас, едва достигнув возраста тридцати двух лет. Потомки его сподвижников, македоняне и греки, давно уже забыли о нём, и только в степях Средней Азии мечтательный номад поминает в своих фантастических легендах имя Двурогого Искандера, приписывая ему сверхъестественные подвиги и ставя во главе славных «батырей» (богатырей).
Опубликовано: 30.9.2013 г.
|
|
|