Iron Maiden, The Final Frontier 2010

IRON MAIDEN ~ 2010
THE FINAL FRONTIER
EMI Records ~ Рок-энциклопедия

The Final Frontier (Последний рубеж) - пятнадцатый студийный альбом британской хеви-метал группы Iron Maiden, релиз которого состоялся 16 августа 2010 года. Длительность альбома составляет 76 минут и 35 секунд, что является наибольшей продолжительностью альбома в истории группы. Ранее рекорд принадлежал предыдущему альбому, A Matter of Life and Death, продолжительность которого составляла 72 минуты и 6 секунд.

30 лет прошло с момента выхода первого альбома группы, учитывая, что этот является пятнадцатым студийным альбомом, то группа выпускала в среднем по альбому в 2 года. И за всю карьеру было продано свыше 80 миллионов копий. В поддержку релиза альбома было проведено мировое турне под названием The Final Frontier World Tour. Над обложкой альбома, как и над некоторыми предыдущими, работал Мэлвин Грант. Уже известный талисман группы, «Эдди», предстает перед фанами в достаточно необычном виде. Маскот Iron Maiden уже можно наблюдать на обложке альбома, а также в новом клипе на первый трек «Satellite 15... The Final Frontier».

Впервые о новом альбоме стало известно в апреле 2009 года, когда Нико МакБрэйн, в интервью Rock Radio, заявил что Iron Maiden уже заказала студию на начало 2010 года. 4 марта 2010 года уже было известно наименование альбома и даты турне группы на лето этого же года. 5 июня, на официальном веб-сайте группы появился счетчик с обратным отсчетом до 12:01 (UTC), 8 июня. К концу обратного отсчёта появились обложка нового альбома, дата выпуска, и список композиций. Также эта дата была релизом нового сингла, который был доступен для свободного закачивания с сайта, под названием «El Dorado». 13 июля стало также известно что, альбом будет доступен для скачивания через iTunes LP, также выйдет в виде ограниченного коллекционного издания Mission Edition, в котором помимо музыкального альбома, будут содержаться новый клип (Satellite 15... The Final Frontier), интервью, обои, фотографии, игра Mission II: Rescue & Revenge и многое другое.

Альбом стал третьим по счету, наряду с Brave New World и A Matter of Life and Death, в котором Стив Харрис является соавтором 9 песен, и единоличным автором одной («When The Wild Wind Blows»). Первым синглом с нового альбома стал «El Dorado», который можно было бесплатно скачать с официального сайта уже 8 июня. Композиция «When the Wild Wind Blows» является третьей по продолжительности в истории группы, уступая «Rime of the Ancient Mariner» и «Sign of the Cross». 9 июля можно было лицезреть тизер клипа на первый трек альбома, «Satellite 15... The Final Frontier». Полноценный клип вышел 13 июля.

Тур в поддержку альбома, The Final Frontier World Tour, начался 9 июня с Северной Америки, города Даллас, в США. Далее прошли ещё 25 концертов в основных городах США и Канады. После этого группа начнет тур по Европе, который начнется 30 июля с концерта в Дублине, где сыграет на различных фестивалях. Европейский тур окончится 21 августа в городе Валенсия, Испания. Вторая часть тура продолжилась выступлением 11 февраля 2011 года концертом в Москве в Олимпийском, на котором присутствовало 16,439 зрителей. А после продолжился концертом 15 февраля 2011 года в Сингапуре в крупнейшем в стране крытом помещении Singapore Indoor Stadium, на котором присутствовало 9,785 зрителей. По данным сайта Billboard.com на выступлении в Москве Iron Maiden заработали более $2,000,000, а по результатам двух выступлений добились отметки в $3,163,843.


Скачать бесплатно альбом The Final Frontier 2010

СКАЧАТЬ АЛЬБОМ
IRON MAIDEN "THE FINAL FRONTIER" 2010 г.
ВЫ МОЖЕТЕ ТУТ, НЕМЕДЛЕННО, БЕСПЛАТНО
И БЕЗ ВСЯКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

СВ-выпуск альбома Iron Maiden "The Final Frontier", 2010 г.


Iron Maiden, The Final Frontier, 2010, CD-выпуск

Iron Maiden, The Final Frontier



Итак, не буду утомлять унылым вступлением как это сделали Iron Maiden в своей первой песне с нового альбома The Final Frontier и перейду сразу к делу. Пластинка похожа на десяти серийный сериал (тавтология?), хотя учитывая хронометраж – это скорее «Титаник» с девятью продолжениями (сиквелами! Так круче) и чем ближе финальная часть, тем продолжительнее становятся эпизоды. Но неважно. Как и во всех сериалах в The Final Frontier имеется несколько главных и второстепенных ролей. К сожалению, актриса по имению «пиздатая мелодия» выступила в роли второго плана.

«Пиздатую мелодию» можно время от времени лицезреть в некоторых сериях, больше всего ее заметно в эпизоде под названием «Starblind» особенно начиная с пятой минуты, где она своей игрой сражает наповал, а так же «пиздатая мелодия» обильно отметилась в эпизоде «Coming Home». Но в основном если пробежаться по сериалу, то времени «пиздатой мелодии» выделяли немного, хотя общий хронометраж конечно велик. А это явное упущение.

Продолжая сериальную тематику следует заметить, что у всех сериалов бывают как яркие так и блеклые пиздец-как-растянутые эпизоды, так вот в The Final Frontier неоправданно растянутых эпизодов до кучи. В лучшем случае зритель утомляется, а в худшем переключает на другой канал, что снижает популярность, рейтинги падают и сериал приносит меньше прибыли. А неприбыльные сериалы обычно закрывают.

Кстати говоря, так же на второй план были выведены такие герои как «пиздатый рифф» и «ахуительный соляк». Их естественно так же трудно уловить, но если получается, то можно получить два-три оргазма. Но помните, помимо хороших персонажей есть один очень злой. Его кличут «анальным проникновением», обитает сей ужас в первой половине первого эпизода. Будьте осторожны.

Что до главных персонажей металлической саги, то они оставляют.. нет, не оставляю впечатлений. Скорее создают серость и убивают какие либо эмоции у зрителя. А длительность сериала и вовсе заставляет иногда думать «блять кончайся уже, заебло».

PS: Разные люди говорят, дескать виа Ранетки копируют виа Iron Maiden, так вот я слушал всякие «доказательства» и плагиат это слишком сильное слово, которое пользуют для сравнения этих групп. Пардон.. не Ранетки, а Ария с Волерой.. впрочем один хуй. Всем пока увидимся во вторник.


Рецензент: Cage


Десять песен, почти полтора часа звучания, настоящая глыба от основателей тяжелого жанра – поначалу просто оторопь берет, как к такому альбому подступиться? Кажется, нужны месяцы и месяцы, чтобы расслушать все нюансы, все хитрости, запрятанные опытными мастерами своего дела. С высоты своего нынешнего положения Iron Maiden" вполне могут позволить себе не идти на поводу у ожиданий фэнов, не заботиться о легкой усваиваемости своих идей. Хотя и фэнам уже достаточно самого выхода альбома, чтобы их ожидания сбылись. Как отметил знаток творчества группы Александр Авдуевский, группа давно уже продает не альбомы как таковые, а саму принадлежность к "миру Iron Maiden", где покупка диска, поход на концерт – только составные части общего культа.

Однако любители "Мэйден" пока еще не превратились в какую-то замкнутую касту, а музыка для них по-прежнему самоценна. Что же в "The Final Frontier" найдут для себя поклонники группы, да и тяжелого рока в целом?

Самодостаточность команды проявляется уже в компоновке треков на диске. Причудливое интро (эдакий "мэйденовский" взгляд на спэйс-рок) звучит довольно свежо, зато дальше – не слишком выразительный, но уже изрядно раскрученный, благодаря синглу, боевик "El Dorado". Типичный поздний "Мэйден" – напор, мощь, но без особых красивостей и тонкостей. Таков и заглавный трек "Final Frontier". А вот дальше... на слушателя обрушивается поток, на первый взгляд, почти неразличимых чудо-эпиков под 10 минут каждый, где Брюс Дикинсон мерно вещает что-то голосом сказителя Бояна, добравшегося уже до 304-й строчки своей бесконечной былины о Добрыне Никитиче... Только потом сознание всё-таки выхватывает из этого потока отдельные вещи и ощущается некое разнообразие. Так, "Alchemist" – добротный скоростной трек, при этом куда мелодичнее предыдущих альбомных "боевиков". "Coming Home" – поэтичнейшая брюсовская баллада о воздушных полетах. "Starblind" – один из по-настоящему проработанных пауэр-эпиков, который заставляет вспомнить времена "Seventh Son...". А "The Talisman" дал многим повод упрекнуть команду в уходе в прог-метал. Но это всё же слишком поспешное утверждение. Способность записывать длинные песни – это еще не прогрессивность. Нынешние Iron Maiden развивают свои вещи, если так можно выразиться, не вглубь, а вширь. Там, где ждешь насыщенности звучания, полифонии, развития тем, логики и изящества в "связках" между ними, слышишь в основном навязчивые повторения куплетов-припевов и добротные, уже довольно приевшиеся сольные партии. Драматургически выстроенная композиция могла бы вести нас через цепочку эмоциональных состояний, с катарсисом под конец, – у Iron Maiden же всё, как правило, выдержано в одной интонации.

"Винить" в этом, наверное, следует популярный ныне принцип записи "живьем в студии". Мысль здравая, наверное... для блюз-рока или тру-блэка, но Iron Maiden более тщательная проработка нюансов и "указующий перст" авторитетного саундпродюсера очень помогли бы. Да, Кевин Ширли – суперпрофессионал, но не верится, что у него было свое слово в процессе работы. В особенности грустно за голос Брюса Дикинсона, ведь еще свеж в памяти блистательный "Accident Of Birth", где его вокал показывал глубины драматизма и выразительности. И дело даже не в том, что все мы стареем. Просто концертный Брюс и студийный Брюс – два разных вокалиста. А на "The Final Frontier" мы слышим, скорее, его концертную версию.

Положение отчасти спасают тексты. Именно благодаря им раскрывается финальная 11-минутная "When The Wild Wind Blows" – харрисовская пауэр-баллада с фолк-интонациями. (А не выпустить ли группе акустический бард-фолковый альбом в следующий раз?) "Мир, каким мы его знаем, подходит к концу" – эта фраза суммирует предапокалиптические настроения и события 2010 года. Некая семейная пара вырыла себе бункер в надежде спрятаться от грядущих потрясений... Кончилось всё плохо – для героев песни, а вот для мира – кажется, хорошо. И то верно, зачем Iron Maiden думать о конце света, когда у них всё идет по плану?


Рецензент: Владимир Импалер


Iron Maiden – одна из немногих культовых групп, которая продолжает искать относительно свежие и новые формы выражения своих идей, хотя имеющийся статус и солидная история достижений, казалось бы, дают им полное право почивать на лаврах. Да и задержек в процессе создания очередного альбома британцы себе никогда не позволяли. Четырехлетний перерыв между «A Matter of Life and Death» и актуальным «The Final Frontier» стал для них рекордным. А раз группа до сих пор полна энергии, то никакого снисходительного отношения к их современному творчеству («Да, начудили старики… Но когда-то у них ведь были хорошие песни. Поставлю-ка я им больше баллов с учетом былых заслуг») быть не должно. Ведь Iron Maiden до сих пор стремятся всем доказать: их лучший альбом еще не создан.

Как и на двух предыдущих релизах, на пятнадцатом по счету альбоме легенд хэви-метала внимание следует уделить, прежде всего, монументально-эпичным композициям, благо, их здесь большинство (шесть из десяти песен длятся около восьми минут и более). Ах, что же это за композиции! Одна другой прекрасней! Правда, чего-либо совсем уж неожиданного в них британцы не исполнили, за исключением стартового трека «Satellite 15... The Final Frontier», вернее, его первой половины. Шаманская перкуссия, воистину космические, даже не мелодии, а, скорее, просто звуки соло-гитар, упругий тяжелый ритм и потусторонний голос Дикинсона производят воистину неизгладимое впечатление! На смену этой полубезумной симфонии приходит весьма бодрый рок-н-ролльный мотив, и волшебство первых минут альбома слабеет, но не пропадает совсем. Все же, «Satellite 15...» - одна из лучших песен-«открывашек», что сочинили музыканты «Железной Девы». Еще пять эпиков выстроились один за другим во второй половине альбома. Несмотря на определенную шаблонность построения, присущую многим масштабным композициям группы еще со времен «The X Factor», каждая из них хороша и великолепными мелодиями, и гитарным многоголосьем, и безупречным вокалом Брюса Дикинсона. Любимой композицией на альбоме я бы назвал «When the Wild Wind Blows». В ней сошлись, с одной стороны, тревожное ощущение приближающейся всемирной катастрофы, описываемое в тексте, с другой – восхитительная драматичность музыки, которая передает, скорее, чувства усталости и одиночества, приближение конца жизненного пути одного человека, но не человечества в целом.

Впрочем, есть на альбоме еще четыре песни, почти лишенные прогрессивной составляющей, и более близкие к обыденному хэви-металу. Вообще, если еще на «Brave New World» бодрые и мелодичные «боевики» были едва ли не лучшей стороной альбома, то в дальнейшем англичане все увереннее делали упор на размеренные монументальные композиции. И сейчас не покидает чувство, что сочинять песни короче семи минут им уже не интересно. Скорее, на треках со второго по пятый Iron Maiden просто «отбывают номер», хотя и здесь не все так просто. Песня «El Dorado», на мой взгляд – воплощение того, что обычно именуют «мутностью». Трек этот обладает не самой простой структурой, однако же ни выдающихся риффов, ни запоминающихся мелодий мною там обнаружено не было, а на существование припева и вовсе не сразу обращаешь внимание. Идущая следом «Mother of Mercy» не пришлась по вкусу из-за слишком уж гнетущих риффов и излишне надрывного вокала (особенно в припевах). Что касается оставшихся двух песен, полубаллады «Coming Home» и мелодичного боевика «The Alchemist», то они, несомненно, хороши, но про каждый можно сказать: «воплощенная банальность».

Можно ли назвать альбом «The Final Frontier» удачным? Несомненно! Из десяти треков провальными, да и то очень субъективно, можно назвать лишь два. Однако же «Satellite 15... The Final Frontier» позволяла надеяться на нечто большее. Необычность, экспериментальность, нестандартность подхода. По большому счету, космическая магия первого трека так в нем и осталась. Волшебство финальных композиций уже совсем иного рода. В конце концов, таких песен, как, например, «The Talisman» Iron Maiden писали немало, и, надеюсь, запишут еще больше. А вот таких, как «Satellite», у них еще не было… Но, надеюсь, еще будут!


Написал: Jotun


На 15-м студийном альбоме Iron Maiden направили своё творчество к доселе не изведанным рубежам. Если бы потребовался пример жизнеутверждающей силы хэви-металла, то это Iron Maiden. Конечно, многие группы в подобной позиции с 30 годами альбомов и туров за плечами и безбедной счастливой пенсией на горизонте уже давно бы перестали считать, что творческий процесс всё ещё является их главной мотивацией, но Iron Maiden, несмотря на весь тур "Somewhere Back In Time" и сопутствующую ему настольгию, каким-то образом благополучно выбрались из этого круговорота и в полной мере сохранили как творческие способности, так и стальной авторитет.

С 2000 года, когда заново реформированный "классический" состав группы выпустил "Brave New World" и начал размеренное возвращение на вершину металлического олимпа, Maiden находились в такой форме, которую группам этого возраста редко удаётся достичь. На протяжении разнообразного, но завораживающего альбома "Dance Of Death" 2003 года и мрачного, но горделиво прогрессивного "A Matter Of Life And Death" 2006-го, Стив Харрис и его коллеги намеренно перестраивали свой фирменный звук, но даже по этим высоким стандартам "The Final Frontier" - смелый и пугающий прыжок в неизвестность.

Всё начинается с "Satellite 15... The Final Frontier"; закрученная, скрежещущая, псевдо-индустриальная буря вспененных риффов и канонады барабанов поставит в тупик любого, за исключением самых открытых приверженцев Iron Maiden. Спустя несколько минут хаоса тёмное, жуткое и зловеще приглушённое интро резко сменяется напористым, мясистым заглавным треком. Как всегда, в том числе благодаря яркой продюсерской работе Кевина Ширли, Iron Maiden звучат великолепно; великая группа, наслаждающаяся собственной помпезностью и демонстрирующая всё, на что способна.

Но по мере развития этого 76-минутного альбома становится понятно, что это что угодно, только не почивание на лаврах. На самом деле, как и "A Matter Of Life And Death", только в большей степени, "The Final Frontier" увлекает группу в новые музыкальные районы и бомбардирует слушателя таким количеством необычных штрихов, что это больше похоже на начало новой главы, чем просто на продолжение непрекращающейся саги. Даже номинальный сингл альбома "El Dorado", который недавно был доступен для бесплатного скачивания и был представлен группой во время американского тура, предшествовавшего выпуску альбома, заметно отходит от предполагаемой композиционной формулы Maiden, предлагая свежий подход к звучанию, которое прекрасно выдержало три десятилетия превратностей моды.

Другие песни представляют собой смесь знакомого с неожиданным, "Mother Of Mercy" извергается словно вулкан тоски и усталости от мира, её коллаж риффов увенчан восхитительно взвинченным вокалом Брюса Дикинсона. Тем временем "The Alchemist" - короткий и резкий боевик, имеющий все шансы занять место излюбленной фэнами композиции 1992 года "Fear Of The Dark". Как и сентиментальная, но мужественная "Coming Home" с парящим припевом, которая точно заставит взрослых мужиков распустить нюни, когда будет исполняться в следующем году на концертах.

Но в действительности именно большие эпики на "The Final Frontier" отражают пылающее пламя творчества в сердце группы. С возросшей сейчас ролью гитариста Эдриана Смита в написании песен. Maiden пробуют такие текстуры, которых не было замечено за время его отсутствия в группе в 90-е. В результате такие песни, как грациозно шагающая и обезаруживающе сложная "Isle Of Avalon" и её мечтательная, почти психоделическая оборотная сторона "Starblind", привносят в альбом дополнительную глубину и оттенки. Тем временем дикие смены темпа и переплетающиеся гармонии "The Man Who Would Be King" и "The Talisman" предлагают величественный баланс между поверхностной бравадой и крепким, нагруженным риффами драйвом.

И всё же лучше всего удался завершающий 11-минутный, написанный Харрисом в одиночку эпик "When The Wild Wind Blows", который прекрасно воссоздаёт земной ужас знаменитой апокалиптической истории Рэймонда Бриггса серией мрачных, но захватывающих пируэтов, тонкой смены мелодических средств и такой атмосферностью, в которой можно утопить один из любимых авиалайнеров Брюса Дикенсона.

Слишком многослойный и весомый, чтобы осилить за один присест, "The Final Frontier" - такой альбом Iron Maiden, которым можно было бы проверять случайного обывателя, но в таком патронтаже Maiden никогда не нуждались. Миллионы преданных поклонников и так будут в восторге от каждой секунды альбома.


Написал: Волчонок


"Я просто одинокий солдат боевых действий
в кровавой безнадежной войне".


Слова песни "Матери Милосердия" ("Mother of Mercy") из концерта Iron Maiden "The Final Frontier", 2010 года.

Кузница хеви-метал Туманного Альбиона выдала пятнадцатый студийный альбом "The Final Frontier" ("Последняя граница") группы Iron Maiden и тема борьбы, выраженная в эпиграфе словами из песни "Матери Милосердия"("Mother of Mercy") из данного концерта Iron Maiden продолжается. Далеко не зря, по возвращении группы в студию Compass Point Studios, Нассау, Багамы, где они ранее записывали свои выдающиеся альбомы 80-х – "Piece of Mind", "Powerslave" и "Somewhere in Time", Dickinson сказал, что студия осталась той же, что и тогда, ничего не изменилось. И что, они чувствовали ту знакомую атмосферу, и это повлияет на исполнение композиций и атмосферу будущего альбома. И это действительно стало символично для создания настоящей работы, котоpая готовилась музыкантами очень тщательно. Кроме того, альбом записывался и на The Cave Studios, Малибу, Калифорния, США, в период 2010 года. Альбом выпущен на лейбле EMI Records (Британия).

Состав: Bruce Dickinson – вокал; Dave Murray – гитара; Adrian Smith – гитара, дополнительный вокал; Janick Gers – гитара; Steve Harris – бас-гитара, клавишные, дополнительный вокал; Nicko McBrain – ударные, перкуссия.

Альбом является по счёту четвертым, после "Killers", "Brave New World" и "A Matter of Life and Death", в котором Steve Harris принял участие в написании всех композиций.

Открывающий альбом драйвовый трек-боевик "Satellite 15... The Final Frontier" ("Спутник 15 ... Последняя граница") (авторы Smith и Harris)захватывает низким, pокочущим звуком pитм-секции с прог-окраской, в которой половину композиции в пульсирующем режиме идёт один короткий ритмический рисунок с периодично включающейся тревожной гитарой. Вторая часть представляет чистый хард'н'хеви. Лирической темой является рассуждение, в последний период своей жизни, астронавта военного космического челнока о смысле прожитых годов и своих самых дорогих и важных ценностях – Родина, семья. Трек расчитан на MTV-формат, на который снято музыкальное видео, представляющее 5-минутный клип этой песни. Астронавт стремится уничтожить незванных гостей планеты в виде нового воплощения Eddie. Прокравшись на борт космического корабля вслед за астронавтом, Eddie нападает на него и выбрасывает астронавта в космос, незадолго до самого разрушения планеты используя пирамидальные артефакты. Ключевой момент этой сцены изображен художником-иллюстратором Melvyn Grant'ом на обложке альбома.

Вторая композиция – "El Dorado" ("Эльдорадо") (авторы Smith, Harris и Dickinson) выпущена как сингл из альбома. Выполнена в лучших традициях "Somewhere in Time" с более сгущенной ритм-секцией и средним диапазоном частот. У термина El Dorado в испанском языке существует значение – мифическая страна золота и драгоценных камней. Dickinson объясняет сам смысл песни: "El Dorado" имеет циничный стишок о дерьме и призрачности экономического благосостояния. Кажется, что это явление похоже на бурю, когда люди берут взаймы деньги, как сумасшедшие и погрязают в долгах. Я подумал: "Это на самом деле происходит, люди в этом вихре, все мы в глубокой воронке! И, что El Dorado, где "улицы выложены золотом" – это миф".

Одна из самых вокально-выразительных композиций альбома – "Mother of Mercy" ("Матери Милосердия") (авторы Smith и Harris) представлена в саунде, приближенном к "Brave New World" из концерта 2000 года с одноимённым названием, в лирике схожа с "These Colours Don't Run" из альбома "A Matter of Life and Death" 2006 года. Вступление настраивает на спокойное и, вместе с тем, тревожное размышление о смысле колоссальных человеческих потерь в беспощадных кровопролитных войнах. Композиция развивается в динамичный битовый темп с умоляющим взыванием Dickinson'а к добру, милости и снисхождению: "Матери милосердия, услышьте моё последнее дыхание в огне... Матери милосердия, услышьте мой последний вздох". Лирика повествует о раненом солдате на поле боя, который чувствует вокруг запах смерти и огня. Композиция оканчивается словами последнего куплета: "Я просто одинокий солдат боевых действий в кровавой безнадежной войне".

Трек-баллада "Coming Home" ("Предстоящий дома") (авторы Smith, Harris и Dickinson) с утончённой прог– риффовкой. Bruce поет о возвращении домой и, увидев огни на взлётно-посадочной полосе трогательно наблюдает, как его самолет садится на землю. Iron Maiden cделали эту вещь просто блестяще. Живая классика периода становления группы.

Взрывной скоростной номер в стиле ретро – "The Alchemist" ("Алхимик") (авторы Gers, Harris и Dickinson). Гитаpы перекрёстно ткут плотное металлическое полотно, иногда совсем абстpагиpуясь от мелодической линии, выводимой вокалом. Кстати, песня с таким же названием имеется в сольном альбоме Dickinson'а "The Chemical Wedding" 1998 года, однако эти композиции совершенно разные.

На фоне шума волн, сурово ласкающих берег острова, длительным вступлением начинается эпик "Isle of Avalon" ("Остров Авалон") (авторы Smith и Harris).

Настроение саунда устремлено в сторону альбома "Somewhere in Time" 1986-го. Лирическая составляющая пронизана легендарными образами эпохи короля Артура, коими славится легендарный остров Авалон. При содействии волшебника Мерлина, получение Артуром Экскалибура – особенного меча, cогласно одной из легенд, выкованном на Авалоне.

Метал-сага "Starblind" ("Слабовидящий") (авторы Smith, Harris и Dickinson) структурно построен на широких риффах, рваной, и вместе с тем прекрасной ритм-секции и меняющемся динамизме. Со вкусом композиция украшена блюзовой вставкой, в которой представлено вязание необычных гитарных узоров. Слабовидящий, достигший истинной исихии, имеет духовное зрение.

"The Talisman" ("Талисман") (авторы Gers и Harris) – ещё одна сложная и красивая композиция, выполненная в музыкальном настроении альбома "A Matter of Life and Death". Исходящий саунд из фолкового интро в мощный основной рифф и серьёзные вокальные взрывы Dickinson'а с завершением на вершине партитур эмоциональным рёвом, что требует от вокалиста широких и очень сильных легких. Несмотря на продолжительность в 9 минут, для слушателя трек проходит довольно быстро, что, кажется, в половинуменьше.

Вкрадчивое тревожное интро c дум-аккордами, в треке "The Man Who Would Be King" ("Человек, который хотел быть королем") (авторы Murray и Harris), оригинальный запоминающийся риффинг. Как музыкальной, так и личной частью композиции точно выражены черты характера человека, одержимого страстью властолюбия. Человек, который хотел быть королем редко делает именно то, что вы ожидаете, как после лукаво-вкрадчивого интро, на первый взгляд мягкого и незлобного, через несколько мгновений исчезает прочь...

Композиторcкие качества Harris'a, в закрывающей альбом композиции "When the Wild Wind Blows" ("Когда дикий ветер дует") (автор Harris), развиваются в геометрической прогрессии. Это прогрессивный рок с объемным и глубоким звучанием. Вдохновением на создание данной работы послужил графический роман 1982 года британского художника Raymond'a Briggs'a с таким же названием. Роман преследует цель антисоветской пропаганды того периода, который в своём сюжете показывает подготовку, а затем и жизнь персонажей Jim'a и Hild'ы, якобы, после ядерного удара по Великобритании со стороны Советского Союза. Dave Murray комментирует данное произведение: "Рок-песня, среди других на альбоме более длительная со сложной структурой, но звучит вполне естественно. Третья по длине песня группы на сегодняшний день, после "Rime of the Ancient Mariner" и "Sign of the Cross"". Steve Harris игрой на клавишных придаёт теме ту хмурую и тревожную атмосферу, которая соответствует передаваемому настроению произведения. Композиция является одной из удачных во всем репертуаре группы. Это, пожалуй, одно из наиболее глубоких и серьёзных музыкальных творений Iron Maiden наряду с грандиозными "Hallowed Be Thy Name", "Seventh Son Of A Seventh Son" и "Blood Brothers".

Прекрасная и разноплановая работа продюсера Kevin Shirley (работает с Iron Maiden с альбома "Brave New World", а также работал с Journey, Rush, Led Zeppelin, Joe Bonamassa, Marya Roxx и Dream Theater), который за базис саунда альбома принял звуковой формат "Somewhere in Time" с более прописанной и усиленной ритм-секцией и некоторыми выделенными фрагментами композиций с пост-1986-го периода. О работе ритм-секци Harris – McBrain нужно сказать, что они шагнули далеко за рамки классического британкого хеви-метала в сторону "мейнстримного" хеви и прога. Экспериментируя со смелыми ритмами, они создали целую палитру новых цветовых оттенков, к примеру в композициях "Satellite 15... The Final Frontier", "Coming Home", "Starblind", "When the Wild Wind Blows". Очень богатое и плотное оснащение композиций гитарным саундом, ещё бы, с гитарным трио Murray – Smith – Gers. Хотя, с этим проблем у Murray'a и Smith'a не возникало и до принятия в коллектив Gers'a. Радуют композиторские решения Harris'a, а так же построения гармонических гитарных структур Smith'a и виртуозная техника исполнения задумок Dave'ом Murra'ем. Bruce Dickinson отлично выполнил задачу по вокалу. Лирическая часть, как всегда, выразительна и глубока. Альбом "The Final Frontier" является самым длинным студийным альбом группы, однако его особенностью является то, что за счёт его содержательности и динамизма, во время прослушивания, это практически не замечается. В сравнении с предыдущим альбомом, является более динамичным в плане музыкальной части и части саунда. Данная работа интересна и огромным количеством свежих идей.

Музыкальные жанровые особенности альбома, предложенные Iron Maiden, в сравнении с их земляком Ozzy Osbourne, выдавшим в этом году свой сверх-мейнстримовый альбом "Scream", представляют собой меньшее отклонение в сторону "мейнстримного" хеви, а несение своих исконных традиций. Установленный ранее Iron Maiden свой музыкальный стандарт, однозначно, себя оправдывает и, более того, принесёт радость своим фанам. В чартах Великобритании альбом занял 1 позицию, кроме того, 1 место занял в Канаде, Австрии, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции, 3 место в Ирландии, задумались чарты Billboard над своей оценкой! За неделю после релиза по объемам продаж альбом достиг статуса "Золотой" в Финляндии, Швеции, и, естественно, это далеко не предел. Таким образом "The Final Frontier" стал самым резонансным альбомом как у себя на родине, так и за её пределами.

В итоге можно сказать, что альбом "The Final Frontier", является наиболее разноплановым со времён выпуска альбомов "Somewhere in Time" и "Brave New World", вобрал в себя самые удачные идеи прошлых работ и предложенные идеи согласно современных вкусов. Это очень грамотная, взвешенная и высококачественная работа, как музыкантов, так и продюсера. Это крепость и вкус вина 30-летней выдержки. Данное произведение доказывает, что в настоящее время заслуживает отнесения к категории "Классика", как с точки зрения прошлого опыта группы, так и настоящих тенденций развития жанра, в котором работает команда.


Написал: Money Simmons


Iron Maiden веников не вяжут, это известно даже ярым ненавистникам позднего творчества группы. Где-то в глубине своей души они это понимают, я уверен. Ну а "Мэйдены" на радость слегка поредевшим рядам фанатов продолжают искать себя в музыке, хотя, казалось бы, имеют полное право почивать на лаврах 14ти студийных альбомов. И вот, 15ый студийник легендарных британцев увидел свет. Что можно сказать сразу? То, что средняя длина композиций теперь может легко перевалить за 7 минут, а закрывающая альбом композиция "When the Wild Wind Blows" и вовсе длится более 11 минут. Стало быть, Стив Харрис и Ко в очередной раз сказали громогласное "ДА!" прогрессивности своей музыки. Лично мне такой "Мэйден" по душе, я со временем стал предпочитать более вдумчивую и размеренную музыку. Да и, возможно, было бы странно, если бы 50-летние дядьки продолжали, как и в молодости, строчить убойные боевички про всякую там нечисть. Они стали солиднее, им теперь гораздо более к лицу смокинг, чем рваные джинсы.

Говоря про музыкальные эксперименты, хотелось бы провести аналогию с многоуважаемыми (а точнее даже многообожаемыми) Scorpions. Те на пороге 21-го века также решили опробовать себя в новых направлениях, печальным итогом чего стал весьма сомнительный "Eye||Eye". Я и сам был бы готов отвернуться от группы, если бы не их возвращение к корням со временем. "Мэйден" же экспериментирует более осторожно. А вообще, это все консерватизм Харриса. Этот консерватизм проявляется даже в экспериментах, как бы странно это ни звучало.

Если кратко пробежаться по некоторым трекам, то вот что хотелось бы отметить:

"Satellite 15". Потрясающая "открывашка". Иначе, кроме как "открывашкой", ее и не назовешь, ибо это не полноценная песня, а интро с присутствующим вокалом. Композиция погружает слушателя если не в транс, то, по крайней мере, в состояние заторможноости восприятия окружающих его событий. По крайней мере на мне эффект был таким. Очень атмосферно... космос...

"Final Frontier". Замечательно, но я ей перенасытился. Не стоило 153 раза смотреть клип.

"El Dorado". Как по мне, так это далеко не провальный трек. Мне он пришелся по душе еще ранее, когда простым смертным дали его послушать. По крайней мере, здесь можно легко услышать фирменный Харрисоновский "бас-галоп". А еще: "I'm a Chester with no tears; I'm playing on your fears". На этой же песне заметно, что Брюсу с трудом таки дается пение в своей манере сирены. Возраст, что поделать... Но он старается, и картины не портит. Опять же вокал стал солиднее, что ли.

"Coming Home". Ничего определенного сказать не могу, но и не отметить нельзя. Потрясающий трек. Очень мелодичная полубаллада. Брюс здесь во всей красе.

"The Alchemist". Вот он! Слабый трек на альбоме должен быть, так же как и в любой программе есть ошибка.

А вот далее начинается бомба, которую подготовили нам Iron Maiden. Вторая половина альбома сплошь состоит из композиций по 7-11 минут. Именно здесь, в таких сложных и, если хотите, интеллектуальных произведениях, группа смогла использовать весь потенциал имеющихся в составе 3 гитаристов. Третья гитара позволяет создать потрясающие по красоте пассажи. Правда "Isle of Avalon" и "The Talisman" мне пока что совершенно не запомнились. Думаю, я просто не "въехал", и время это исправит. Но "Starblind" и "When the Wild Wind Blows" – совершенно гениальные композиции.

Настало время определиться с оценкой. Это будет не 10. А вот между 9 и 8 меня просто разрывает, несколько раз для себя менял оценку. В протокол ставлю 9.


Написал: niklep


"The Final Frontier" – это сгусток уважения. К себе, своему времени и, возможно, чуточку к музыке, как искусству. Неробкая и немного завуалированная попытка устроить эдакую радиопьесу по мотивам бородатой и косматой научной фантастики, кормившей толстые американские журналы в 40-50-х. Тем, кто привык воспринимать хэви-метал в суровом естестве эпических раскатов грома и мощной канонады риффов, лучше пролистнуть ещё одну страницу красочного буклета, убедиться, что нового ничего нет, и уйти в истории о том, что мэйдены уже не те. Остальным, кто даст "Последнему рубежу" чуть больше шансов, вероятно, но не точно улыбнётся удача. Гениальности в 15-й работе самой титулованной команды тяжёлой музыки ни на грош. Она насквозь соткана из противоречий, которые как будто готовились столкнуться лбами на просторах болванки. Сначала открыла личико слишком яркая художественная часть при всей строгости оформлений последних полутора десятков лет. Затем неудачно проверил на прочность наше терпение не самый умелый сингл "El Dorado", заставивший заранее заготавливать оправдания, словно грибы и ягоды на зиму. А после олд-скульное и хрипящее интро, как будто приклеенное к дебютной композиции и чуждое ей, усложнило процесс вчитывания в "The Final Frontier". Более странной вещицы Стив Харрис не записывал за тридцать лет активного музицирования своей Девы. Но новинка "железяк" избавлена от лишнего пафоса и лоска. Чуть позже в русле стандартных вроде бы боевиков начинаешь замечать, что альбом – очередной в коллекции прогрессивных пластинок Iron Maiden. В компании "A Matter Of Life And Death" (2006), но с налётом лености авторов. И ведь опять же привереды ждут как минимум "Brave New World" (2000), где все хиты равны как на подбор, клянут за очевидную старомодность риффов и интонаций, но в появляющейся прогрессивности также не видят смысла.

Композиторское детище Харриса и Смита с участием остальных – разудалая тройка. "Coming Home" – вот тебе и раз. Уморительный шлягер уровня "The Clansman" или даже нетленок с "Seventh Son Of The Seventh Son" (1988), к которым он ближе всего. Простое, но роскошное соло вдобавок. "Starblind" – вот тебе и два. Песня, которая крутится вокруг, словно маленькая собачонка, просящая есть. Уже сыта по самое горло, но всё равно дай. Материал, упакованный в несколько слоёв, находит свой самый яркий вокальный пируэт, когда уже кажется, что припев пробежал мимо и снова жди куплета. Аккурат там, где берёт начало 39-ая строчка текста на слове "crucible". Кстати, лирика, пожалуй, никогда, за исключением прошлой работы, не была так важна для британцев. Ну и "When The Wild Wind Blows" – вот тебе, то есть нам, и три. Спокойный, пасторальный, вдумчивый и такой тёплый, по-настоящему британский эпик со своей немного старческой в долгих повторах философией. С размеренным, полным воспоминаний зовом Дикинсона, которому можно простить одну растянутую на зубрении ноту где-нибудь по соседству, но нельзя забыть столь оптимистичного окончания. Между этими кометами секстет берёт на себя смелость раз за разом испытывать слушателя на прочность, продлевая удовольствие: на самом деле это самая протяжённая пластинка в истории IM. Если не сказать "однозначно затянутая". При этом чем дальше в лес, тем больше стрелкам приходится трудиться. Если куцая серединка не перепрыгивает рамки шести минут, то вторая половина гипертрофирована до безумия. В частности, "Isle Of Avalon" и "The Talisman", мягко говоря, не заслуживали столь мексиканско-сериальной судьбы. Мелодически они на плаву, но затапливают голову бесконечными клише из прошлых пластинок.

Не впечатляет совсем серенькая вещица "El Dorado", манит полубалладной обыденностью "Mother Of Mercy", а каноническим старым боевиком в арсенале проявляется только лишь быстрая "The Alchemist". Тематическая эволюция, которая цементирует треки, скроенные в одной манере, – пожалуй, плюс. Как утверждают сами авторы, это вроде эссе о человеке, жизни и смерти, войне и мире – только перенесенное на просторы космоса. Учитывая, что в прошлый раз IM были четко прибиты к земле, уносясь то в религию, то в историю с британскими солдатами, оправданный ход. "The Final Frontier" – это существо с двумя лицами, заставляющее одних петь дифирамбы по умолчанию, поскольку у Харриса просто не может получиться плохо, вторых – жаловаться на банальные аккорды, замороченную, переусложнённую структуру, головоломный, почти прог-металлический сонграйтинг и дикинсоновское пение на одной ноте. Истина как обычно скрывается где-то посередине, но ближе к последним. Впрочем, не стоит забывать, что тридцать лет быть флагманами крайне сложно – у всех случаются кочки и ухабы. Но ради таких вещей, как "Coming Home" и "Starblind", стоит вгрызаться в неуступчивые структуры. Не каждый день IM летят в космос.


Написал: Hatebreeder


У этой всемирно знаменитой британской хэви-метал-группы раньше было два лица, на которые было чертовски приятно смотреть: громобойные боевики и яркие, очень длинные и мелодичные эпики. Но их объединяло одно общее свойство - многослойность звука. При прослушивании музыки Iron Maiden должно неминуемо посетить ощущение лакомства торта из нескольких слоев. Причем, эти слоя должны быть один другого краше и вкуснее, и становиться их должно с каждой секундой только больше, чтобы слушатель не скучал. Но на последней своей полнометражной булочке наш кондитер ударился в эксперименты. Эксперименты произвели, в общем и целом, хороший результат. Но видно невооруженным глазом, что где-то музыканты перестарались, а где-то, наоборот, поленились должным образом поработать. Хотя, эта спорная булочка получила кучу положительных отзывов и почти ни слова критики. А критиковать тут есть за что, предостаточно.

При всей гениальности и красоте задумки, как музыкальной, так и лирической, это никакой не шедевр. И виновна в этом не сама музыка, а ее творцы. От своего иконного стиля "Железяки" ушли далековато, пытаясь сделать почти doom'овую атмосферу. Это привело к тому, что звук просто отвратительный: все инструменты сливаются вместе с вокалом (записанным явно наспех) в одну очень невкусную и неудобоваримую кашу. Зачем так затирать звук, ведь фирменного звучания с предыдущего, действительно шедеврального "A Matter Of Life And Death" хватило бы для создания нужной атмосферы!? Впечатление такое, что авторы долго ели какой-то препарат, способный улучшить их способности (им это вообще надо?). Но если анаболиками и стероидами (это я шучу, просто сравнение хорошее) сильно увлекаться, то можно все испортить. Iron Maiden, к большому сожалению, докушались.

Можно простить то, что это уже не "Мэйден". Можно тепло принять смелый и качественно проработанный, адаптированный к своему стилю, эксперимент. Но эти британцы, видимо, уже так стали собой упиваться, что решили - "фанаты все стерпят". Нет уж, не выйдет у Вас ничего, господин Харрис!

Добротные и смелые эксперименты - хорошо, пофигистский подход к ним - плохо. Нужно было больше времени, чтобы как следует поработать над "Последним Рубежом". В некоторых местах, например, явно не хватает прогрессивности. Добавим к этому вышеупомянутую звуковую лажу и... полное недоумевание и разочарование. Ведь песни могли стать настоящими шедеврами, с первого до финального трека. Эти музыканты всегда очень долго и трепетно работали над своими записями, используя все ресурсы. А тут упорно не хочется верить, что гитар ТРИ. Зачем три гитары для такого материала!? Конечно, красивые мелодии никуда не делись, но стало их меньше. Поскупились, недоработали, недодумали, недосочинили! Дикинсон уже не так силен своей глоткой, а от звуковых фокусов он зазвучал и вовсе отвратно. Вокал почти не выделяется из общей звуковой картины. Разве так должна звучать всеми любимая "Сирена"? Я так не считаю.

Философски умные, интересные и злободневные тексты, даже антивоенные треки здесь есть. Задумка великолепная, но. Структура песен сильно упростилась. Это не плохо. Точнее, это НЕ было бы плохо, но звук, обработанный отвратительно, портит всю малину. Хорошо, что это хоть как-то компенсируют яркие припевы, от которых веет чем-то rock'овым. Общая атмосфера альбома - не то doom, не то и вовсе black. Зачем это все!? Где вкусные риффы, плотно наложенные друг на друга и щедро облагороженные умопомрачительными мелодиями!? Где "Сирена"!? Я Вам скажу, где - все необходимое МОГЛО быть здесь, но где-то перестарались, а где-то - обленились. Для человека, воспитанного на IM восьмидесятых, здесь нет ничего. Былых Iron Maiden с их очарованием и силой больше нет. Если так и дальше пойдет, то группа заиграет какой-нибудь депрессивно-суицидальный блэк. Как, интересно, тогда их примут и захвалят!? Ярые фанаты сейчас, наверное, порвут эту рецензию на куски. Хотя, какого черта, я же и сам такой фанат!?


Написал: Leatherhead


Классики метала вернулись, чтобы напомнить, что такое настоящий британский хэви, и как надо его играть. Iron Maiden... волшебные слова для ценителя тяжелой музыки. Группа, которая стала культурным феноменом, снискала мировой успех и фактически закрепилась в мэйнстриме, просто создавая потрясающую музыку, при этом, никогда не изменяя своему стилю. Они не играли панк, когда он доминировал на британской сцене, не заигрывали с глэмом, когда он был в моде, не "рубили" гранж и ню-метал, когда это было столь актуально. При этом, некоторые композиции, созданные гением Стива Харриса и Ко., в музыкальном плане просто затыкают за пояс все вышеперечисленные направления (при всем уважении к глэму!). Единственное, что разделило любителей IM - это эксперименты группы с прогом и общее усложнение музыки после «Brave New World» (или даже после «The X Factor», если угодно). На «AMOLAD» эти эксперименты достигли своего апогея и лично меня заставили усомниться в их целесообразности. Слишком перегруженная и сложная для восприятия получилась музыка. И не было повода считать, что «The Final Frontier» будет написан в ином ключе. К счастью, опасения не подтвердились.

«The X Factor» встретил «Somewhere in Time». Именно так я бы охарактеризовал данную работу. От «Икс Фактора» здешним песням досталось богатство аранжировок, очень красивые мелодические рисунки, переплетающиеся и дополняющие друг друга красивейшие мелодии. От «Somewhere... » данная пластинка унаследовала, как мне кажется, цельную атмосферу. У альбома есть собственное Лицо. То, чего отчаянно не хватало, например, «Dance of Death», который является просто сборником песен.

Хочу заметить, что «The Final Frontier» я оценил не сразу, а только после вдумчивого прослушивания в наушниках и в хорошем качестве. Музыкальный материал преобразился так, что я даже удивился, как я сначала не расслышал всех этих нюансов звучания. Кто-то скажет, что действительно хороший материал прекрасно слушается в любых условиях, однако этот принцип работает далеко не для любой музыки. Еще очень важно слушать альбом целиком. В контексте даже «El Dorado» слушается здорово, а уж про эпики я вообще молчу. Мурашки по коже и только. Представьте: вот вы слушаете и восхищаетесь гитарной гармонией или риффом, а потом это сменятся еще более классным музыкальным ходом. Я сбился со счета, сколько раз я восхищался в такие моменты. А финальная песня - действительно прямой путь в нирвану.

Я искренне восхищаюсь музыкантами Iron Maiden. Дядькам уже всем за 50, а они играют так, как никто другой. Какие здесь гитарные соло! Красивые, запоминающиеся, кричащие - в лучших традициях хэви-метала. Казалось бы, что лучшее в жанре уже давно написано и сыграно, но нет, «Мэйдены» по-прежнему творят свою магию не хуже, чем раньше. Яркий пример феномена, под названием талант. Мастера!

У «The Final Frontier» только две проблемы. Первая: подсевший вокал Брюса Дикинсона. Нет, Брюс по-прежнему великолепен, но по сравнению с его лучшими годами, вокал стал ощутимо слабее. Нет больше той звонкости и былой мощи в голосе. Кажется, что высокие ноты даются ему не без труда. Это естественно, но немного грустно. Вторая: дата выхода. В 2010 году данная работа воспринимается совсем иначе, чем она воспринималась бы, скажем, в середине 80-х. Уверен, если бы этот альбом увидел свет в "Золотую Эру", а вокальные партии исполнялись бы молодым Брюсом, то это был бы один из самых почитаемых и эпохальных альбомов в творчестве «Мэйден».

Итак, для меня это лучший альбом с 95-го года. Ничего кардинально нового, в композициях то и дело слышатся кусочки из предыдущих песен группы или фирменные проигрыши, но это не самоплагиат. Это почерк, стиль. По другому просто быть не могло. «The Final Frontier» выгодно отличается от всего того, что группа делала после 2000-го. Нет перегруженности, есть только музыка. Кроме того, это довольно энергичный альбом, видно, что музыканты хотели вернуть в свои песни былую напористость. И это у них, по-моему, вполне получилось.

Я сомневался между 9-кой и 10-кой, но так получилось, что сейчас я слушаю «When the Wild Wind Blows». А это решило все.


Написал: Payne


"The Final Frontier" – пятнадцатый студийный диск лидеров мировой хэви-метллической сцены Iron Maiden. Несмотря на рекордную продолжительность, этот альбом не только не надоедает, но и требует все новых и новых прослушиваний.

Почти 30 лет прошло с тех пор, как легенды новой волны британского хэви-метал Iron Maiden выпустили революционный диск "The Number Of The Beast" (1982). За ним последовала серия не менее сильных релизов, включая пластинку "Seventh Son Of The Seventh Son" (1988), которую сами участники группы называют лучшей в своей богатой дискографии. В девяностые годы дела у британцев пошли на спад. Сначала из группы ушел гитарист Эдриан Смит, а затем и вовсе лидер и символ Iron Maiden Брюс Дикинсон, считающийся одним из лучших рок-вокалистов всех времен. Появились даже разговоры о скором распаде Iron Maiden. Инициаторам таких идей было невдомек, что группа не просто сохранит свое существование, но и в новом тысячелетии станет сильнее, чем прежде. После возвращения в группу блудных сыновей Брюса и Эдриана численность коллектива выросла до шести человек. В Maiden заиграли сразу трое гитаристов, и это открыло для группы новые возможности. В 2000 году англичане выпустили великолепный альбом "Brave New World", и, несмотря на свой солидный возраст, заявили о том, что впереди у Iron Maiden еще сотни концертов и ряд новых пластинок. С тех пор легенды хэви выпустили еще три диска, "Dance Of Death" (2003), "A Matter Of Life And Death" (2006) и, наконец, "The Final Frontier" (2010), о котором и пойдет речь.

Пятнадцатый по счету студийный альбом патриархов хэви-метал – это набор неожиданностей, сюрпризов и подарков для любого поклонника Iron Maiden. Первый трек – "Satellite 15... The Final Frontier" – это песня лишь на половину, поскольку в начале идет невнятное, футуристическое интро, подобных которому у группы раньше не было. Затем следует заводная "El Dorado", ставшая официальным синглом с новой пластинки. Вслед за первыми двумя треками расположилась первая песня из серии антивоенных произведений, "Mother Of Mercy". Эту тему на этом же альбоме продолжит эпик "When The Wild Wind Blows". У песни потрясающий сюжет, основанный на одноименном мультфильме о вымышленном ядерном нападении Советского Союза на Туманный Альбион. Если следить за текстом трека, одиннадцать минут пролетят как одна, а распробовав на вкус все его мелодии, вам захочется повторить все сначала. Со временем вам, скорее всего, понравятся все треки "The Final Frontier", но есть здесь и те песни, которые западают в душу. Это и баллада "Coming Home" с просто невообразимым вокалом Брюса в припеве, и девятиминутный трек "Talisman", еще одна история о море и его покорителях от Iron Maiden, и гипнотизирующая своим невысоким темпом и мягкими риффами "Man Who Would Be King".

Четыре года назад Iron Maiden издали очень интересный и в той же степени противоречивый альбом "A Matter Of Life And Death". С тем, что англичане делали в восьмидесятые годы, эта пластинка не имеет ничего общего. Но топтаться на одном месте и играть то, что уже было сыграно и что было привлекательным двадцать лет назад, но никак не может быть привлекательным сегодня, Iron Maiden явно не собираются. "The Final Frontier" во многом похож на предшественника. Здесь тоже немало длинных композиций, а вместо прямолинейных и строгих хэви-металлических рифов и запилов гитаристы выдают порой куски из прог-металла, тем самым обогащая свои композиции сложными структурами и замысловатыми размерами. Что и говорить, твердолобых боевиков вроде "Run To The Hills" или "Be Quick Or Be Dead", ставших живой классикой, здесь уже не услышать. На дворе не то время, а у аудитории не те вкусы. Начиная с 2000 года, Iron Maiden издают свои альбомы редко, но компенсируют это их огромной продолжительностью. 76 минут могли бы стать испытанием для слушателя, не будь "The Final Frontier" тем, чем он является. Практически полностью отказавшись от долгих и однообразных вступлений и припевов, в которых по нескольку раз повторялось одно и то же (и то, и другое нередко было на трех последних трех дисках группы и ставилось ей в укор), Iron Maiden записали потрясающий диск с песнями, которые с каждым прослушиванием становятся все лучше и лучше.


Написал: Алексей Варфоломеев


Iron Maiden reaches «The Final Frontier»… После того, как было объявлено название грядущего альбома легендарной британской группы, миллионам ее фанатов по всему миру стало сразу очень не по себе. Показалось, что это все и совсем. «Последний рубеж» – последний альбом, логика виделась предельно прозрачной и очевидной.

К счастью, все это оказалось не больше чем уловкой хитреца Дикинсона. В поиске эффектного названия для пластинки, и в качестве отправной точки для генерации творческих идей, он вдруг понял, что «The Final Frontier» будет как нельзя более подходящей вывеской. По его задумке, последний рубеж кажется таковым только до того, как он будет преодолен, а потом за ним наверняка еще будут новые вершины и высоты… А провокационность и двусмысленность такого названия только добавит масла в огонь нетерпения поклонников. Что ж, стоит согласиться, имя кораблю было подобрано весьма эффектное – остается выяснить, каким же получилось плавание?

А плавать в этот раз Iron Maiden предложили нам среди звездных россыпей и планетарных орбит. Не сказать, что идея слишком оригинальная, альбомов на космическую тематику в металле – космическое же число. Да и у самих британцев уже были подобные футуристические мотивы еще во времена «Somewhere in Time». Однако концепция нового альбома получилась действительно интересной – группа сравнивает себя с межзвездным кораблем, “Satellit’ом 15” (по порядковому номеру пластинки), который отправляется вместе со слушателями на покорение того самого последнего рубежа, за которым… неизвестность. Стоит отдать должное творческой команде Iron Maiden – абсолютно каждую из своих работ они облекают в новую идейную оболочку, что делает все из них безошибочно узнаваемыми и уникальными. Эти концепции касаются оформления альбома, тематики песен, а также всего концертного антуража. А в центре всего этого концептуального креатива стоит фигура Эдди, меняющегося с каждым новым альбомом. Вот и на этот раз он преобразился с легкой руки Мелвина Гранта (его кисти принадлежат также обложки «Fear of the Dark» и «Virtual IX»), превратившись в самого натуралистичного пришельца, нисколько не потеряв при этом своей идентичности.

Однако, при всей внешней новизне и оригинальности замысла, внутренне, музыкально альбом не является чем-то совершенно новым. Революционные времена в творчестве Iron Maiden давно позади, вместо них имеет место поступательное развитие. Если смотреть узко, «The Final Frontier» продолжает музыкальную линию своего предшественника «A Matter of Life and Death». Но, если копнуть глубже, сегодняшний стиль группы берет начало от тенденции, идущей еще со времен «The X Factor», который дал точку отсчета для нынешнего стиля группы, и «Brave New World», который задал ему окончательное направление движения. В итоге, можно обозначить стиль музыки на рассматриваемом релизе через перечисление данных трех значимых работ: в нем преобладают композиционные решения первого из упомянутых, а также атмосфера второго и третьего в интересном переплетении. Творчество группы в 2010 году совершенно не похоже на то, что было в 80-х – во время, которое многими совершенно обоснованно считается золотым веком Iron Maiden. С тех пор в музыке коллектива очень сильно возросла доля прогрессивных элементов, что окончательно отмежевало их от других групп так называемой Новой Волны Британского Heavy Metal. Однако в основе стиля лежит все то же уникальное гармоничное сочетание мелодичности, тяжести, и интеллектуального смыслового наполнения.

При взгляде на трек-лист в глаза бросается очень большая продолжительность композиций: 10 песен общей длительностью более 75 минут, что является рекордом группы, причем все эпики сосредоточены во второй половине альбома. Первая же часть подготавливает слушателя к их восприятию как нельзя лучше, чередуя разные по настроению и темпу номера.

Открывает альбом композиция, которую можно назвать действительно абсолютно новой и оригинальной. «Satellite 15… The Final Frontier» совершенно сбивает с толку при первом прослушивании, ничего похожего у Iron Maiden еще не было – тревожные глухие ударные, отчаянные гитарные запилы, необычный вокал Брюса передают атмосферу, в которую попал затерявшийся космонавт в бесконечном звездном пространстве. Все это звучит, словно саундтрек к фильму. И вдруг, в самый кульминационный момент обстановка разряжается миллионом искр, когда вступает простой, но эффектный рифф заглавной композиции. Беспокойное настроение слушателя сменяется позитивом и оптимизмом, которое развивают запоминающийся припев и симпатичное соло. На эту песню (без интро «Satellite 15…») группой был выпущен видеоклип, который представляет собой весьма незамысловатую историю, но зато реализованную с помощью очень качественной современной компьютерной графики, в отличие от явно проигрышных в этом смысле клипов на «Different World» и «Wildest Dreams».

Песня «El Dorado» была опубликована как первый сингл еще в начале лета, и попала в концертный сет-лист The Final Frontier World Tour 2010. Однако совершенно нельзя сказать, что эта песня сколько-нибудь полно отражает весь альбом в целом – наоборот, все композиции разноплановы, и ни одна из них не может вполне охарактеризовать все в сумме. Поэтому «El Dorado» была выбрана в качестве сингла только из-за того, что, по мнению группы, она хорошо бы принималась на концертах – и действительно, расчет оправдался.

«Mother of Mercy» могла бы появиться еще во времена “The X Factor”. В самом деле, все это мы слышали в исполнении британцев уже не раз – лиричное вступление под чистые гитары, которое затем продолжают жесткие риффы и текст на антивоенную тематику. Сразу вспоминаются «The Aftermath», «Paschendale»… Но, несмотря на явное повторение тематики и музыкальных приемов, Iron Maiden удалось создать совершенно новую композицию с запоминающейся мелодией и необычным припевом. В который раз Стив Харрис сотоварищи на старом фундаменте воздвигли новое величественное строение.

Следующие за этим «Coming Home» и «The Alchemist» снимают эмоциональное напряжение, вызванное драматизмом предыдущей песни. Первая представляет собой одно из лучших творений Брюса – душевный и трогательный рассказ о переживаниях человека, который проводит многие часы за штурвалом самолета, над землей, над морями и океанами, вдали от дома и родных. Вокальные мелодии практически совершенны, соло-партии Мюррея и Смита словно уносят слушателя под облака, а припев, возможно, лучший из тех, которые Дикинсон когда-либо писал. «The Alchemist» шлет нам привет из 80-90-х, это задорный боевичок с очень знакомыми гитарными риффами в духе «Man on the Edge», но только выполненный в современном стиле группы. Структура композиции не так предсказуема, как может показаться в начале, припев длинный, интересный и многосложный. А довершает положительное впечатление зажигательное соло Герса.

«Isle of Avalon» открывает вторую, «эпическую» половину альбома. Медленно развиваясь, она очень долго готовит слушателя, окружая его магической атмосферой из кельтских мифов и легенд… А потом вмиг окунает его в море эмоций, вызванных длинным и цепляющим припевом. Брюс снова поет очень высоко и необычно для последних альбомов. Средняя часть песни – прогрессив в чистом виде, ломаные витиеватые соло, сопровождаемые нетипичной ритм секцией удивляют, такого у Iron Maiden еще не было. Концовка, впрочем, более предсказуема, но от этого не менее захватывающа.

«Starblind» является самой сложной в плане лирики композицией. В ее основу положена очень интересная метафора, согласно которой религия представлена в виде «солнца», ослепляющего верующих своими догматами, а «путешествиями между звезд» называется жизнь без религии, в мире свободном от ее обещаний и страхов. Музыкальная атмосфера выстроена под стать текстовой составляющей – гнетущие риффы, величественный припев заставляют по-настоящему сопереживать исполнению песни. А в середине композиции содержится просто сногсшибательный проигрыш – бесконечно эффектный и гениальный в своей простоте, это несомненно один из лучших моментов на альбоме.

Перед тем, как приступать к «The Talisman», следовало бы объявлять штормовое предупреждение. Песня представляет собой стремительную 9-минутную приключенческую повесть о переселенцах в Америку. Тема опять же повторяется («The Pilgrim»), но она несомненно того стоила, чтобы к ней еще раз вернуться. В этот раз замысел реализован настолько удачно, что с первых секунд погружаешься в сюжет песни так же сильно, как если бы смотрел ее киноэкранизацию. Композиция просто поражает органичным сочетанием музыки и текста, мелодий и интонаций – одно дополняет и обыгрывает другое, нет ни одного лишнего элемента, и вся история пролетает перед глазами слушателя со скоростью штормового ветра. Следующая за этим «The Man Who Would Be King» берет слушателя совсем иным. Спокойные завораживающие музыкальные узоры Мюррея и притягивающая атмосфера смиренного отчаяния и разочарования не разбивается даже тяжелыми риффами в основной части песни. А неожиданно наступающая мелодичная концовка трогает до глубины души.

Мы уже привыкли, что сольные композиции Стива Харриса отличаются размахом замысла и изящностью исполнения, в результате которого почти наверняка получается шедевр и фаворит концертных выступлений («Hallowed Be Thy Name», «Fear of the Dark»). Однако на этот раз Харрис превзошел все наши ожидания. Закрывающую вещь на альбоме «When the Wild Wind Blows» описывать очень сложно, это нужно просто услышать. Это 11 минут, до краев наполненные разнообразными красивейшими мелодиями и риффами. Структура песни непредсказуема и необычна, а лирическая составляющая очень оригинальна. В ее основу положена история из графической новеллы Раймонда Бриггса «When the Wind Blows», однако пересказана она не дословно, а с интересными сюжетными изменениями, суть которых интригует, но остается неясной до самых последних строчек. В итоге – Стив создал одно из лучших творений Iron Maiden, и теперь остается запастись терпением, чтобы дождаться концертов в 2011 году, и услышать живое исполнение этой композиции.

Авторство на альбоме распределилось уже привычным для последних альбомов образом. Очень большой вклад внес Эдриан Смит, ему принадлежат первоначальные идеи большинства песен. Другое дело, что конечным их воплощением и доведением до финального варианта (который, по признанию самого Эдриана, нередко отличался от его истинной задумки) занимался Стив Харрис, поучаствовавший таким образом в создании каждого без исключения трека. И, конечно, как обычно несколько своих идеи привнесли Брюс, Яник и Дейв.

Дикинсон и Харрис привычно поделили между собой почетную обязанность написания текстов. И стоит без преувеличения сказать, что получилось у них это блестяще – лирика на альбоме самая совершенная и зрелая из всего прежде ими созданного. Она интеллектуально насыщенна и органично сочетается с музыкой. Хотелось бы отдельно отметить текст Брюса «Coming Home» за исключительную поэтичность и «The Talisman» авторства Стива за сюжетную полноту.

Качество работы продюсера Кевина Ширли не вызывает каких-либо нареканий. С тех пор, как он начал сотрудничать с группой в 2000 году, на каждом из альбомов ему удавалось создавать неповторимое и непохожее звучание. И если «Dance of Death» и отчасти «A Matter of Life and Death» были в этом смысле несколько трудными для восприятия – звук на них был немного необычный, то «Brave New World» до сих пор радует качеством и чистотой звучания. И «The Final Frontier» в этом смысле очень напоминает работу 2000 года, но, опять же, безошибочно от нее отличим. В нем чувствуется дух живых выступлений Iron Maiden, и он изначально не задумывался как отполированная до мелочей студийная работа. Группа стремилась воссоздать в студии атмосферу живых выступлений (именно поэтому музыканты не записывают свои партии каждый отдельно, а пишутся все вместе), так как совершенно резонно чувствуют именно в этом свою силу. Iron Maiden еще с первых своих дней были, прежде всего, «живой» концертной группой.

Мастерство музыкантов группы не подвержено воздействию времени, все исполнено на запредельном уровне. Три гитариста взаимодействуют с удивительной сыгранностью, но каждый сохраняет при этом свой уникальный стиль: любое соло безошибочно узнаваемо с первых нот. Ритм-секция на альбоме выдает потрясающие отрезки, заставляя даже забыть о существовании остальных членов группы. Вокал Брюса на альбоме неоднозначен. С одной стороны, в нем еще чувствуется предостаточно силы, это прекрасно видно на концертах, он способен вытягивать абсолютно все песни из репертуара Iron Maiden. С другой стороны, признаки старения голоса скрыть сложно, к тому же альбом будто специально изобилует необычно высокими вокальными линиями, не будь их – уверен, никто бы ничего и не заметил вовсе. Но Дикинсон даже и с ними справляется на отлично, так, что это не вызывает неприятных эмоций у слушателя. С ним все в порядке, и находясь в такой прекрасной форме для своего возраста, он мог бы задуматься и об очередном сольном альбоме.

Таким образом, «The Final Frontier» представляет собой блестящее сочетание мастерства музыкантов и обилия зрелого продуманного материала, в основе которого интеллектуальные композиционные решения. Альбом нужно слушать и слышать, чувствовать, размышлять, следить за творческой мыслью композиторов. Диск не будет легкой прогулкой для тех, кто привык к сборникам трехминутных типовых металлических вещей. Чтобы воспринять и понять «The Final Frontier», нужно приложить усилия – хотя бы тысячную долю от тех творческих затрат, которые приложила сама группа в процессе его создания. И тогда альбом восхитит вас так же, как он уже привел в восторг весь мир, заняв первые места в музыкальных чартах огромного количества стран, и завоевав единодушное признание профессиональных критиков. Iron Maiden создали один из лучших своих альбомов. И нам лишь остается надеяться, что свое самое лучшее творение они еще смогут создать по ту сторону «последнего рубежа».


Написал: pavel 10



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ

СБОРНИКИ


Железная реклама от Iron Maiden


Вернуться в IRON MAIDEN

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА