Iron Maiden 1980


Описание альбома Iron Maiden 1980 г.

Группа Iron Maiden была основана басистом Стивом Харрисом в далёком 1976 году в Лондоне. С тех пор прошло 30 лет, но никто не собирается отправлять Железную Деву на свалку истории. Для многих людей именно с Iron Maiden ассоциируется весь хэви-металл в принципе, у группы и по сей день огромное количество фанов во всём мире. Многие более молодые банды считали Мэйденов своими учителями, а экспериментальные альбомы группы второй половины восьмидесятых много сделали для формирования такого стиля, как пауэр-металл. Но вернёмся в самое начало.

Итак, с 1976 до самой середины 1979 года в группе продолжалась текучка кадров. Но в конце концов группа обрела следующий состав: Стив Харрис (бас), Дейв Мюррей (гитара), Поль Ди`Анно (вокал) и Дуг Сэмпсон (ударные). В таком составе ребята записали демку из трёх треков (Iron Maiden, Prowler и Strange World) и отправили её лондонскому ди-джею Нилу Кею. Кассета ему понравилась, и он согласился помочь Мэйденам с записью полноформатного альбома. Для его записи к группе присоединился второй гитарист Дэннис Страттон, ушедшего Дуга Сэмпсона заменил за ударной установкой Клайв Барр. Ребята не стали мудрить с названием альбома и назвали его Iron Maiden – самое что ни на есть подходящее название для дебютного альбома. В записи принимали участие бессменный менеджер музыкантов Род Смоллвуд и продюсер Уилл Мэллон, сваливший всю свою работу на звукоинженера Мартина Левана. Для оформления обложки ребята привлекли молодого художника Дерека Риггза, который стал дизайнером обложек Мэйденовских альбомов на многие годы и создал Эдди – живого символа группы.

Несмотря на то, что Iron Maiden был для группы дебютным, он вышел на славу – он занял заслуженное четвёртое место в британских чартах, сопровождающий сингл Running Free – тридцать четвёртое. Совсем молодая группа была удостоена чести выступать на Top of The Pops, причём ребята добились того, чтобы им разрешили играть вживую, чего не делал никто со времён The Who, которые в 1973 буквально разгромили студию BBC. И альбом такой популярности безусловно заслуживал – ребята уже тогда играли очень технично и с нехилым драйвом, а слэповый бас Стива Харриса и гитара Дэйва Мюррея уже тогда создали неповторимый почерк группы. Конечно, окончательно стиль Железной Девы оформился на The Number of The Beast, но и их первый альбом представляет собой весьма цельное творение. Конечно, юный возраст группы сказывался – тексты группы пока ещё не блещут поэтичностью, а звук ещё не имеет «взрослого» минорного привкуса. Но для дебюта Iron Maiden получился просто замечательным, он и по сей день является одним из лучших альбомов Мэйденов.

В принципе, альбом Iron Maiden не содержит проходных, незапоминающихся треков, ну а такие песни, как Iron Maiden, Running Free, Prowler и Phantom of The Opera, стали настоящими хитами. Этот альбом позволил группе завоевать такую популярность и авторитет, что уже тогда такие молодые группы, как Exodus, Slayer и многие другие ориентировались на них в своём творчестве. Если кратко охарактеризовать звучание альбома, то это достаточно быстрый, техничный и мелодичный хэви-металл с узнаваемым слэповым басом и барочной гитарой Мюррея. Дисторшена и забоя не слишком много, нигде нет грязи и даже небольшой неряшливости, свойственной, например, многим альбомам Motorhead. Голос Поля Ди`Анно несколько отличается от привычного большинству мощного, почти оперного вокала Брюса Дикинсона – первый поёт чуть более задорно и хрипло, его вокальный диапазон несколько уже, и он не так щепетилен по отношению к нотам, как Брюс.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ


Английские выпуски

Iron Maiden, 1980

Iron Maiden, 1980

Iron Maiden, 1980, UK

Iron Maiden, UK



Английское переиздание из серии FAME


Итак, перейдём к песням.

1. Очень редко бывает так, что первая же песня на первом альбоме в какой-либо МП-3 коллекции сразу нравится – обычно перебираешь десяток другой треков, прежде чем находишь что-нибудь стоящее. Но первый трек этого альбома, Prowler, мне понравился сразу. Харрис сочинил просто замечательное вступление равно как к этой песне, так и ко всему альбому в целом. Задорное вступление переходит в драйвовый основной рифф. Посередине следует быстрый и техничный проигрыш, в котором поочерёдно показывают свои умения гитаристы, басист и ударник, затем идёт мгновенное виртуозное соло в исполнении Дейва Мюррея. Ну а потом ритм постепенно возвращается в норму и заканчивается песня протяжным воплем-стоном Поля Ди`Анно. Текст песни весьма незамысловат и повествует о мальчике-онанисте, подглядывающем за женщинами из кустов. Вот такой вот он, первый хит от Iron Maiden. Всем настоятельно советую послушать Prowler также в концертной версии – там эта песня сыгранно ещё более зажигательно, чему, видимо, поспособствовала жаркая атмосфера Рио-де-Жанейро.

2. Следующий трек, Sanctuary – этакий бесшабашный и немного забойный рокешник. Такие песни Мэйдены делали только на заре своей карьеры. Несмотря на некоторую простоту и топорность, песня содержит в себе несколько сладких изюминок: «уличный» бэк-вокал, заводной ритм и... звук сирены в конце песни. Нет, зря господин Харрис что есть мочи открещивается от панк-рока. Например, для того, чтобы из Sanctuary сделать панковскую вещичку, достаточно просто сыграть её несколько грубее и грязнее и слегка упростить «излишне» сложное гитарное соло. Я, конечно, понимаю, что панки в конце 70х не давали многим металлическим командам, в том числе и Мэйденам, дышать свободно, но непосредственно музыка здесь вовсе не при чём.

3. – Remember Tomorrow – совершенная противоположность предыдущей песне. Это вдумчивая и очень лиричная баллада. Текст, который сочинил Поль – безусловно самый глубокий и сильный на альбоме. Песню эту Ди`Анно посвятил своему покойному отцу. На протяжении более чем пятиминутной композиции несколько раз меняется ритм и темп, а также динамика: за спокойными, напевными куплетами следуют мощные гитарные удары, сопровождаемый криком вокалиста. Подобный жанр найдёт своё продолжение на композиции Children of The Damned с легендарного альбома The Number of The Beast.

4. Четвертый трек альбома, Running Free был также выпущен как отдельный сингл. Песня вполне этого заслуживает – чего стоит один только джазовый ритм барабанов и прекрасно его дополняющий бас Харриса. Короче говоря – ребята записали очень заводную и бесшабашную песенку, под которую при наличии фантазии можно даже поколбаситься, хотя, как мне кажется, хэви-металл – это вам не дискотечная попса. Текст песни ничем особенно не примечателен – это всего лишь обыкновенная байкерская история.

5. Phantom of The Opera, пятая композиция на альбоме считается Стивом Харрисом одной из самых лучших песен группы за всю её уже тридцатилетнюю историю. Что-то роднит эту семиминутное эпическое произведение с классической музыкой – может быть, гитара Дэйва Мюррея, чрезвычайно похожая на скрипку, а может быть, и вокал Поля ДиАнно в сочетании с «хорообразным» бэк-вокалом. Что касается мелодии и тональности, Phantom of The Opera действительно безупречна – таланту Харриса (он автор песни) мог бы позавидовать любой классический композитор и дирижёр. В двух совершенно разных гитарных соло Страттон и Мюррей выкладываются на все сто. И конечно, песня была бы совершенно не та, если бы не фирменный бас Стива Харриса. Если кто не знает, о чём песня, послушайте одноимённую рок-оперу группы Queen – кстати, тоже очень приятное занятие. Несмотря на необычайную сложность в исполнении, Phantom of The Opera стала ещё одним концертным хитом с этого альбома наряду с Iron Maiden, Prowler и Running Free. Интересный факт – сию композицию можно сыграть на губной гармошке, что и было проверено автором на личном опыте.

6. Transylvania – ещё один «классический» опус от Iron Maiden, на этот раз чисто инструментальный. Первоначально для этой песни был сочинён текст, но потом ребята решили, что и без него можно обойтись. Действительно, в композиции и так всё есть – вакханалия виртуозных гитар, яркий бас и джазовые ударные. Ещё один трек на отлично!

7. Баллада Strange World – седьмая на альбоме. Песня, в общем, хорошая, но, признаться честно, явно не мэйденовская. Даже бас Стива Харриса здесь совсем не тот, да и ударные вообще никакие. Зато Поль ДиАнно здесь показывает практически все возможности своего голоса.

8. Charlotte The Harlot – первая часть Саги о Шарлоте, в которую также входят 22 Acacia Avenue (The Number Of The Beast), Hooks In You (No Prayer For The Dying) и, по неподтверждённым данным, From Here To Eternity (Fear Of The Dark). В переводе название означает «Шарлота–шлюха», так что смысл песен понятен без лишних слов. Charlotte The Harlot - самая яркая и сочная композиция на альбоме, хотя музыка при этом не контрастирует с несколько грустным текстом. В общем и целом, Charlotte The Harlot создаёт впечатление этакого карнавального представления, разворачивающегося прямо перед глазами слушателя.

9. Вот мы и подошли к концу. Заглавный трек альбома The Iron Maiden одновременно является и самым тяжелым. И это притом, что Мэйдены в принципе используют не очень сильный дисторшн, да и основной рифф песни очень и очень мелодичен. Если врубить эту песню на полную, соседи просто сойдут с ума. Секрет кроется в забойной басовой линии и мощных ударных. Эффект усиливается визжащим звуком гитар и пронзительным вокалом. При этом, мощнее эта песня звучит в живом исполнении с вокалом Дикинсона, хотя и у ДиАнно тоже очень неплохо получается. Iron Maiden – не просто бесспорный концертный хит, но и своего рода программное произведение. Как-никак, название обязывает.

Ну что, господа металлисты!? Вот вам и хитовый альбом, представляющий собой прямо-таки образчик хэви-металла времён NWOBHM. Вслушайтесь получше – и найдёте здесь почти всё, что надо: и свойственный почти всем металлическим группам 80х – 90х слэповый бас, и некоторые отголоски приближающегося спид-металла и трэша в таких песнях, как Iron Maiden и Prowler, барочную гитару Мюррея, которую чуть ли не копировали многие соло-гитаристы более молодых групп. Не зря многие трэшеры, дэтстеры и, в особенности, пауэр-металлисты отдают должное творчеству Железной Девы и её первому альбому, в частности. Ну а тем людям, которые заинтересовались творчеством Мэйденов просто нельзя обходиться одним The Number Of The Beast и Fear Of The Dark. Уж что-что, так Iron Maiden обойти вниманием просто-напросто нельзя.







IRON MAIDEN ~ 1980

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ


Железная реклама от Iron Maiden


Вернуться в IRON MAIDEN

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА