Журнал Ровесник, 1999 г. Grateful Dead

GRATEFUL DEAD
Журнал "Ровесник", № 4, 1999 г.


Надо отдать должное рокерам-ветеранам: придумывать названия своим группам они умели. Впрочем, есть мнение, что и играть они тоже умели. Все это в полной мере относится к группе с милым и нежным названием - «Благодарный Мертвец». Многим в этом словосочетании слышится «хэви-металлические» отголоски, а видятся грубые мужчины, затянутые в кожу и бряцающие цепями. Спешу вас разочаровать (а может, и обрадовать): под названием «Grateful Dead» скрывается одна из самых древних групп американского рока, скорее - блюз-рока, которая, наряду с «Jefferson Airplane», была пионером психоделического движения, зародившегося в Сан-Франциско.

Своим названием группа обязана лидеру, ныне покойному, Джерри Гарсии. Именно он в середине - страшно подумать! - 1965 года сформировал этот проект, превратив его вскоре в один из наиболее занимательных и эффектных «живых» коллективов Америки. Увы, но в Европе популярность «мертвецов» никогда не была высокой, а в нашей стране эта группа вообще проходит по разряду малоинтересных и незаметных.

Собственно говоря, музыка любой группы, исповедующей «кислотный», или психоделический рок, у нас мало популярна. Хотя сам термин «кислотный» очень даже в ходу. Тем не менее это направление появилось в середине шестидесятых, и именно Гарсия был одним из пионеров этого явления. Вообще, термин «психоделический рок» настолько неопределенный и расплывчатый, что здесь скорее надо вести речь об определенном состоянии души музыкантов и публики, а не рассуждать о музыкальных канонах. О музыке героев нашего повествования можно сказать, что это своеобразная смесь кантри, блюза, ритм-энд-блюза и ненавязчивого рок-н-ролла. Все это собрано в одно целое, особым образом пропущено через призму личного восприятия мира (мир «разглядывался» главным образом при помощи ЛСД) и представлено публике, которая, в свою очередь, тоже не отличалась особой «трезвостью» мышления. Надо сказать, что в этих условиях главным становилось «живое» выступление группы, так как на пластинках, по крайней мере, одна составляющая творчества - реакция публики - отсутствовала. Поэтому к Гарсии и его группе слава пришла именно из концертных залов и стадионов. Этим отчасти объясняется обилие концертных альбомов в активе «мертвецов»; «Grateful Dead» умудрялись гастролировать по 250-300 дней в году, давая по 100 и более концертов.

Основатели группы - гитарист Джерри Гарсия и клавишник Рон Маккернан - познакомились в 1962 году. Достаточно долго, еще до образования «Grateful Dead», с ними сотрудничал гитарист Питер Элбин (позже Элбин открыл миру Джэнис Джоплин, организовал собственный проект «Big Brother And The Holding Company» и добился с ним гораздо большего коммерческого успеха). Гарсия и Маккернан начали сотрудничество с поэтом-хиппи Робертом Хантером, который в значительной мере способствовал формированию весьма специфических «грейтфулдедовских» интонаций. Кроме этой троицы, в коллектив на первом этапе вошли гитарист Боб Уир, бас-гитарист Фил Леш и барабанщик Билл Крейтцмен.

Летом 1965 года группа начала выступать в Калифорнии, время от времени навещая и соседние штаты. Только назвать это гастролями в классическом смысле слова было никак нельзя - музыканты перебирались на собственном маленьком, раздолбанном автобусе, играя, где попросят (или где они сами найдут желающих послушать музыку) и за что предложат (за ночлег, за ужин - обед, завтрак - или за деньги - на обед, ужин, завтрак, ночлег). Ясное дело, Гарсия и К” вели своеобразный образ жизни, но тогда они были молоды и не обращали внимания на неудобства. И уж конечно, не обходилось без полного набора наркотиков, поскольку этого тоже требовала философия настоящих хиппи, к коим себя причисляли музыканты. Состояние перманентной обдолбанности приводило к тому, что во время концертов группа впадала в долгие, зачастую занудные, импровизации, которые, с одной стороны, существенно усилили техническое мастерство группы, а с другой, - создали коллективу имидж, далекий от того идеала, который был в те годы необходим для коммерческого успеха. Тем не менее группа продолжала существовать, но постепенно материальные проблемы заслонили все. Требовалась более солидная основа, и Гарсия принялся за лихорадочные поиски желающих записывать и издавать музыку под маркой ««Grateful Dead»». Удивительным оказалось то, что в конечном итоге музыкантам удалось подписать контракт с крупной фирмой «Warner Bros.»; однако менеджеры и промоутеры компании всерьез опасались того, что «Мертвец» на рынке будет продвигаться слабо. Если будет продвигаться вообще.

Однако репутация блестящего концертирующего коллектива все же перевесила, и контракт был заключен. «Благодарный Мертвец» вошел в обойму представителей серьезного шоу-бизнеса, и началась совершенно другая жизнь. Правда, частично опасения все же оправдались: ни одна из пластинок «Grateful Dead» ни разу, кроме выпущенной на излете карьеры «In The Dark», 1987 год, не вошла даже в Тор 100! Тиражи оставались более чем скромными, а основной доход Warner Bros, и музыканты получали от гастролей и концертных альбомов.


ПРОДОЛЖЕНИЕ - НИЖЕ



Grateful Dead

Журнал Ровесник, № 4, 1999 г.


Зато публика просто «торчком торчала» от выступлений группы! Билеты продавались быстро, и любая объявленная гастрольная поездка гарантировала солидную прибыль. Постепенно группа приобрела культовый статус - посещение шоу «Grateful Dead» одно время считалось едва ли не обязательным для нормального американца. «Мертвецы» много выступали на совместных концертах с «The Who», «Allman Brothers Band», «The Band», ездили в турне с ведущими американскими и английскими рокерами. Популярность «Grateful Dead» неуклонно росла, но трагическая смерть Рона Маккернана в 1973 году от передозировки героина привела к приостановке деятельности группы.

Спустя год «Мертвец» возвращается с прекрасным альбомом «Blues For Allah», который оказался наиболее удачным из всех студийных работ 70-х годов. Хотя существует мнение, что в звучании пластинки превалируют элементы кантри.

К концу семидесятых интерес к психоделической музыке ослаб, и Гарсия, почувствовав творческий застой, занялся многочисленными побочными проектами, не забывая при этом записывать и сольные альбомы. Наиболее заметными среди таких групп-сателлитов были «Old And In The Way» и «New Riders Of The Purple Sage». Первая представляла собой «одноразовый» студийный коллектив с Гарсией во главе, но именно он едва не привел к распаду основной группы Джерри. Однажды в домашней студии Гарсии собрались несколько ведущих сейшнменов Сан-Франциско и записали фонограмму продолжительностью около одного часа. Выпущенная после этого усилиями Гарсии пластинка оказалась столь сильной и эффектной, что Джерри решил продолжить работу с новым коллективом и дальше. Однако покупатели диск не оценили, а критики просто не заметили. У второго проекта была своя предыстория - одно время, когда Гарсия еще учился в колледже, он дружил с Дэвидом Нелсоном и Джоном Доусоном. Было это в 1962 году. Позже Нелсон и Доусон организовали группу «Riders», которая открывала концерты «Grateful Dead». Поскольку лидеры Riders налегали на кантри, Гарсия предложил попробовать «сделать что-нибудь общими усилиями». В начале 1971 года группа удлинила название до «New Riders Of The Purple Sage» и под этой «вывеской» начала выпускать пластинки. Естественно, Гарсия оказывал всяческое содействие группе, но популярность ее так и не поднялась с нулевой отметки. Лишь в 1974 и 1975 годах наметился сдвиг в лучшую сторону, но к этому моменту группа имела приличные долги и пару лет спустя самораспустилась.

Несмотря на такие «походы на сторону», «Grateful Dead» продолжали жить и выпускать очередные порции (именно так, в год выходило по два-три диска) альбомов, гастролировали по миру, но было ясно, что лучшие времена позади. Часто меняющиеся члены коллектива периодически лечились от алкогольной и наркотической зависимости, время от времени кто-то из музыкантов оказывался в коме; к началу 80-х публика и критики перестали удивляться, когда в прессе появлялись сообщения о «ком-то из «Grateful Dead», больше напоминающие бюллетень о состоянии здоровья столетнего старца, а не мужчины в расцвете сил. Все это в первую очередь относилось к Джерри Гарсии.

9 августа 1995 года Джерри не стало. Он умер от инфаркта - достаточно типичная смерть для тех, кто увлекался героином и ЛСД. С этого момента группа «Благодарный Мертвец» перестала существовать.

После себя Гарсия оставил богатое творческое наследие, которое требует тщательного исследования и осмысления. Однако специфика музыки группы такова, что непонятно, кто и когда это будет делать, тем более, что интерес к классической «психоделии» уже угас.



Андрей БЕСПАМЯТНОВ

Опубликовано 20.12.2015 г.



ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ШАМАН
Журнал "Hi-Fi & Music", Декабрь, 1995 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GRATEFUL DEAD

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ GRATEFUL DEAD

СБОРНИКИ GRATEFUL DEAD


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в GRATEFUL DEAD

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА