Надо отдать должное рокерам-ветеранам: придумывать названия своим группам они умели. Впрочем, есть мнение, что и играть они тоже умели. Все это в полной мере относится к группе с милым и нежным названием - «Благодарный Мертвец». Многим в этом словосочетании слышится «хэви-металлические» отголоски, а видятся грубые мужчины, затянутые в кожу и бряцающие цепями. Спешу вас разочаровать (а может, и обрадовать): под названием «Grateful Dead» скрывается одна из самых древних групп американского рока, скорее - блюз-рока, которая, наряду с «Jefferson Airplane», была пионером психоделического движения, зародившегося в Сан-Франциско.
Своим названием группа обязана лидеру, ныне покойному, Джерри Гарсии. Именно он в середине - страшно подумать! - 1965 года сформировал этот проект, превратив его вскоре в один из наиболее занимательных и эффектных «живых» коллективов Америки. Увы, но в Европе популярность «мертвецов» никогда не была высокой, а в нашей стране эта группа вообще проходит по разряду малоинтересных и незаметных.
Собственно говоря, музыка любой группы, исповедующей «кислотный», или психоделический рок, у нас мало популярна. Хотя сам термин «кислотный» очень даже в ходу. Тем не менее это направление появилось в середине шестидесятых, и именно Гарсия был одним из пионеров этого явления. Вообще, термин «психоделический рок» настолько неопределенный и расплывчатый, что здесь скорее надо вести речь об определенном состоянии души музыкантов и публики, а не рассуждать о музыкальных канонах. О музыке героев нашего повествования можно сказать, что это своеобразная смесь кантри, блюза, ритм-энд-блюза и ненавязчивого рок-н-ролла. Все это собрано в одно целое, особым образом пропущено через призму личного восприятия мира (мир «разглядывался» главным образом при помощи ЛСД) и представлено публике, которая, в свою очередь, тоже не отличалась особой «трезвостью» мышления. Надо сказать, что в этих условиях главным становилось «живое» выступление группы, так как на пластинках, по крайней мере, одна составляющая творчества - реакция публики - отсутствовала. Поэтому к Гарсии и его группе слава пришла именно из концертных залов и стадионов. Этим отчасти объясняется обилие концертных альбомов в активе «мертвецов»; «Grateful Dead» умудрялись гастролировать по 250-300 дней в году, давая по 100 и более концертов.
Основатели группы - гитарист Джерри Гарсия и клавишник Рон Маккернан - познакомились в 1962 году. Достаточно долго, еще до образования «Grateful Dead», с ними сотрудничал гитарист Питер Элбин (позже Элбин открыл миру Джэнис Джоплин, организовал собственный проект «Big Brother And The Holding Company» и добился с ним гораздо большего коммерческого успеха). Гарсия и Маккернан начали сотрудничество с поэтом-хиппи Робертом Хантером, который в значительной мере способствовал формированию весьма специфических «грейтфулдедовских» интонаций. Кроме этой троицы, в коллектив на первом этапе вошли гитарист Боб Уир, бас-гитарист Фил Леш и барабанщик Билл Крейтцмен.
Летом 1965 года группа начала выступать в Калифорнии, время от времени навещая и соседние штаты. Только назвать это гастролями в классическом смысле слова было никак нельзя - музыканты перебирались на собственном маленьком, раздолбанном автобусе, играя, где попросят (или где они сами найдут желающих послушать музыку) и за что предложат (за ночлег, за ужин - обед, завтрак - или за деньги - на обед, ужин, завтрак, ночлег). Ясное дело, Гарсия и К” вели своеобразный образ жизни, но тогда они были молоды и не обращали внимания на неудобства. И уж конечно, не обходилось без полного набора наркотиков, поскольку этого тоже требовала философия настоящих хиппи, к коим себя причисляли музыканты. Состояние перманентной обдолбанности приводило к тому, что во время концертов группа впадала в долгие, зачастую занудные, импровизации, которые, с одной стороны, существенно усилили техническое мастерство группы, а с другой, - создали коллективу имидж, далекий от того идеала, который был в те годы необходим для коммерческого успеха. Тем не менее группа продолжала существовать, но постепенно материальные проблемы заслонили все. Требовалась более солидная основа, и Гарсия принялся за лихорадочные поиски желающих записывать и издавать музыку под маркой ««Grateful Dead»». Удивительным оказалось то, что в конечном итоге музыкантам удалось подписать контракт с крупной фирмой «Warner Bros.»; однако менеджеры и промоутеры компании всерьез опасались того, что «Мертвец» на рынке будет продвигаться слабо. Если будет продвигаться вообще.
Однако репутация блестящего концертирующего коллектива все же перевесила, и контракт был заключен. «Благодарный Мертвец» вошел в обойму представителей серьезного шоу-бизнеса, и началась совершенно другая жизнь. Правда, частично опасения все же оправдались: ни одна из пластинок «Grateful Dead» ни разу, кроме выпущенной на излете карьеры «In The Dark», 1987 год, не вошла даже в Тор 100! Тиражи оставались более чем скромными, а основной доход Warner Bros, и музыканты получали от гастролей и концертных альбомов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ - НИЖЕ
|