Мир Госпел-Музыки
Музыкальная Энциклопедия

Госпел и рок-н-ролл - евангельский мир

Госпел и рок-н-ролл

Рок-н-ролл родился в южных штатах Америки, где изначально преобладали евангельские протестантские церкви. В музыке американского юга смешались кельтская народная музыка, английские церковные гимны и африканские ритмы. Отцы-основатели рок-н-ролла находились под влиянием этого музыкального винегрета. В 1955 г., когда рок-н-ролл только зарождался, церкви в США ломились от прихожан. Пятидесятническая церковь получила прихожан в лице Элвиса Пресли и Джерри ли Льюиса, баптистская – в лице Чака Берри, Литтла Ричарда, Бадди Холли.

Элвис Пресли
Элвис Пресли официально заявлял, что его семья была «религиозной» и регулярно посещала богослужения и евангелизационные собрания. И хотя Пресли был религиозен, он так и не прошел через покаяние, водное крещение, не стал членом церкви. Он наблюдал и слушал, но никогда не принимал участия в жизни церкви.

Госпел и рок-н-ролл. Элвис Пресли В конце 50-х годов, когда Элвис уже стал всеамериканской легендой и его карьера была в самом расцвете, певец по завершении воскресного богослужения пришел в ризницу к пастору и сказал: «Пастор, я самый несчастный человек на свете!.. У меня столько денег, сколько мне и не потратить. У меня миллионы фанатов. У меня есть друзья. Но я постоянно делаю то, чему вы меня не учили, и не делаю того, чему вы меня учили».

К концу жизни Элвис всерьез задумывался о том, чтоб перейти исключительно на госпел песни. Однако известный проповедник Хамбард советовал не делать этого: - Элвис собирает полные залы и вставляет в программу церковные гимны, и таким образом готовит сердца людей к принятию веры, т.е. делает огромную работу.

Джерри Ли Льюис
Играть рок-н-ролл, тусоваться в подозрительных заведениях, где люди напиваются и танцуют, предаются животной страсти, значило уйти в порочную жизнь. Если рок-н-ролл считался грехом, то все ожидали от впавшего в него именно телесного греха.

Рок-н-ролл считался запретным плодом, что придавало ему определенный шарм, в противном случае отсутствовавший бы. Совет белых граждан Алабамы вынес вердикт, в котором говорилось, что ритмы рок-н-ролла «пробуждают в человеке низменные страсти и животные инстинкты, разжигают в нем похоть».

В случае с Джерри Ли Льюисом конфликт между верой и музыкой был глубок и продолжителен. Джерри Ли вырос в пятидесятническом приходе. Всю жизнь он считал, что недостаточно силен, чтобы быть христианином. В молодые годы он то пил, то каялся, то проповедовал, то играл блюзы в местных пивнушках. Подростком он поступил в Юго-Западный библейский институт, но через три месяца его оттуда выгнали за то, что он сыграл церковный гимн «Мой Бог жив» в стиле буги-вуги.

Льюис так никогда и не избавился от мысли, что вдохновение может исходить только от Бога или от дьявола. Об этом он думал и в 1957 г., когда записал свой самый известный хит «Языки пламени».

Он закончил запись со словами, что рок-н-ролл – музыка мирская, что приблизиться к Богу можно, только уйдя от мира. Уверенность в том, что он проклят, никогда не покидала его. Он пил, принимал наркотики, буянил, разводился, похоронил двух жен и сына. Он жил так, будто на нем и вправду лежало проклятие.

«Я знаю верный путь, - говорил он в 1970 г. В интервью журналу «Роллинг Стоун». – Я был воспитан христианином. Но ничего не вышло. Наверное, я оказался слишком слабым». Позже Льюис говорил: « - Как вы себе представляете: можно ли в церкви сыграть «Языки пламени» или «Тряску»? Можете себе представить, чтобы Иисус Христос пел эти песни? Например, в пасхальное воскресенье… Можете?»

Литтл Ричард
У Литтла Ричарда похожая судьба. Первый его духовный кризис произошел в 1957 г. Во время австралийского турне. Тогда он решил оставить рок-н-ролл, чтобы поступить в библейский колледж. Подобно Пресли и Льюису, он записывал церковные гимны, но в конце концов вернулся в рок-н-ролл. Второй кризис наступил в 1997 г. Став евангелистом он старается лавировать между верой и музыкой: записывает рок-музыку и одновременно отвергает рок-н-ролл в своих проповедях.

Сейчас он говорит: «Ритмы современной музыки во многом пришли из вуду. В них слышится бой барабанов вуду. Если изучать музыкальные ритмы, это становится очевидным. Мне кажется, что такая музыка уводит людей от Христа. Она заразна. Я думаю, Бог хочет, чтоб люди отвернулись от рок-н-ролла и вернулись к Скале спасения. Только так они смогут подготовиться к вечной жизни».

Но на самом деле пропасть между рок-н-роллом и Скалой спасения оказалась не так велика, как считал Ричард. Его музыкальный стиль целиком и полностью берет начало из церковных песнопений. Он сам исполнял госпелы, восхищался такими звездами этого жанра, как брат Джо Мэй и сестра Розетта Тарп. Первую свою запись он сделал для лейбла, занимавшегося музыкой в стиле госпел; представители этой студии искали исполнителей, способных сымитировать «церковный звук». Им это нужно было для того, чтоб укрепиться на рынке ритм-энд-блюза.

Влияние госпела
Истоки раннего рок-н-ролла восходят больше к кантри и блюзу. Но вот гармонию, вокальный окрас, сценическое движение, эмоциональный накал рок взял у госпела – белого и черного. И Пресли, и Льюиса на музыкальную карьеру вдохновили именно проповедники.

Бадди Холли. Госпел и рок-н-ролл Бадди Холли, создавая звук для группы Crickets, взял за образец стиль своего церковного хора и кантри-спиричуэлы группы Louvin Brothers. Незадолго до смерти он решил записать альбом госпелов. Песня «Пути истинной любви» с его последнего альбома была переложением церковного гимна «Все будет хорошо», исполненного группой Angelic Gospel Singers.

Госпел-квартеты
В 50-х годах Пресли обратил взгляд на госпел-квартеты, которые в те времена были не менее безудержны, чем негритянские госпел-певцы. Они играли на публику, собирали толпы зрителей, в них рождались звезды. В г.Атланта проводились всеношные госпельные пения.

Пресли боготворил звезд госпела до конца своих дней. Его любимцами были Самнер – высокий обладатель мощного баса из группы Blackwood Brothers, который ходил с Пресли в одну церковь, Джейк Хэсс и Хуви Листер из Statesmen Quartet. Листер был рукоположенным священнослужителем. Но именно он привнес в госпел элементы шоу-бизнеса.

Он говорил: «Если нужно трясти головой, барабанить по клавишам, чтобы удержать молодежь от пивнушек и секса на задних сидениях автомобилей, то я буду это делать. У дьявола есть свои развлечения. У нас – свои. Меня осуждают. Говорят, что я слишком буйный для христианина. Но я могу предъявить результаты. А результат – это главное».

Белые госпел-квартеты появились в 20-х годах. Как ни удивительно, создавали их издательства, продававшие христианские песенники. Накануне Второй мировой войны квартеты почувствовали свою силу, и их связи с издательствами начали ослабевать. Они становились самостоятельными исполнителями.

Именно тогда-то, в 40-х годах, квартеты начали работать над своим сценическим образом, выдумывая разные трюки для привлечения слушателей. Пионерами в этом деле стали Ranger Quartet. Они переоделись техасскими рэйнджерами и ездили на свои концерты на велосипедах. Потом они отрастили тонкие усики и стали носить двубортные пиджаки в тонкую полоску. В таком виде они больше походили на чикагских гангстеров, чем на Божьих посланцев. Они также первыми обзавелись спонсорами – их пятнадцатиминутные радиопередачи оплачивали фармакологические фирмы.

Хуви Листер, энергичный молодой человек с волнистыми длинными волосами и усами, любил играть динамичную музыку для Господа. Вместе с Крамплером и Джейком Хессом они собрали Statesmen Quartet, который и стал одной из первых супергрупп белого госпела. Благодаря им эта музыка приобрела коммерческий успех и задала тон целому поколению рок-музыкантов, воспитывавшихся на духовной музыке.

Сколько бы ни говорили о греховности танцев, шоу-бизнеса, музыкальных автоматов, телевидения, успех госпел-квартетов объяснялся в большой степени тем, что они несли зрителям радость и демонстрировали блестящее мастерство и христианские ценности. Они пели о любви к ближним, святости, стойкости в вере, в то время как их исполнительская манера напоминала блюз, кантри, рэгтайм и джаз. Те, кому стыдно было ходить на танцы и в кино, смело приходили сюда порадоваться и повеселиться.

«Бог не для того создал религию, чтобы все мы ходили с постными лицами. – говорил Листер. – Я не думаю, что кто-нибудь считает, будто восклицания мужчин и женщин на евангелизационных собраниях непристойны. Мы делаем то же самое. Мы несем людям Духа Святого».




КАНТРИ ГОСПЕЛ

ЭЛВИС И ГОСПЕЛ

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ГОСПЕЛ

СУЩНОСТЬ ГОСПЕЛА

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛК-МУЗЫКА

МУЗЫКА ДЖАЗ

МУЗЫКА ДИСКО

МУЗЫКА БЛЮЗ

10 САМЫХ ДОРОГИХ ВИНИЛОВ

НАЗАД В РАЗДЕЛ "МУЗЫКА ГОСПЕЛ"


Музыкальная Астрология для госпел Музыки

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА