"Шок будущего" или "Футурошок" - пятый альбом Иэна Гиллана и его рок-группы Gillan, выпущенный в 1981 году компанией Virgin Records. Название взято от одноименной - наделавшей в свое время шуму - книги социолога и футуролога Элвина Тоффлера Future Shock. В заглавной песне Иэн Гиллан пытается передать описанный в книге шок современного человека, не успевающего адаптироваться к быстро изменяющейся современной среде (в связи с ускоренным научно-техническим прогрессом, развитием связи, ускорением потока событий и прочее, и прочее, и прочее).
Два альбома многие поклонники считают лучшими у Гиллана и его группы Gillan: это Scarabus (1977 г.) и Future Shock (1981 г.). Эти очень разные альбомы наиболее раскрывают талант Гиллана в его сольной карьере. Разные по составу участников, по характеру музыки, оба альбома демонстрируют плоды удачного песнетворческого союзе Гиллана с Колином Таунзом. Если Scarabus был более расслабленный и, можно сказать, приджазованный, то Future Shock - это скорее хэви-металл с чуть ли не панковской энергией и непосредственностью.
Во Future Shock Гиллан еще молод и легко берет высокие ноты, его голос свеж, интонации часто напоминают "дип пёрпловские". Гитарист Берни Тормэ извлекает из гитары удивительные стоны и плачи. Именно в группе Gillan Тормэ добился известности как "гитарный герой" новой волны тяжелого металла.
Future Shock вышел в роскошном оформлении: конверт с разворотом, внутри которого вшит 16-страничный буклет с большими фотопортретами группы и каждого музыканта по отдельности, яркими иллюстрациями Алана Дэниэлса с изображением каких-то кислотных женщин-амазонок в гламурных позах и текстами песен. Гитарист Тормэ с басистом Джоном Маккоем, обвешанные пулеметными патронами крупного калибра, имеют весьма воинственный вид. Пластинка вкладывается в правый карман внутри разворота.
На оригинальном издании альбома на выводной канавке пластинки выведено клеймо мастера Джоэль (Дорк) Мичиэлс и надпись "Это твоя понтефрактская пастилка?" (Понтефрактские пастилки - это такие конфеты с лакричным экстрактом, первоначально изготовлялись в Понтефракте, графство Йоркшир, Англия).
Future Shock - великолепный экземпляр в коллекции поклонников всего, что связано с Deep Purple.
ПОДРОБНЕЕ:
Весь март 1981 года GILLAN методично, город за городом, завоевывали Англию. Тем временем, вышедший в апреле Future Shock поднялся до 2-го места в чартах Великобритании, как и выпущенный месяцем ранее сингл «New Orleans//Take A Hold Of Yourself». Песню «New Orleans» Гиллан посоветовал записать группе WHITE SPIRIT (продюсером их альбома был Маккой). Но так получилось, что спеть ее довелось самому Яну, и он попал в точку. Песня стала настоящим хитом. Этот рок-н-ролл очень симпатично слушается в хардовом исполнении, интересно сочетаются зазывный крик Гиллана и гитарная партия, повторяющая вокальную.
Популярность группы росла, как на дрожжах. «Это был фантастический период! Я чувствовал себя превосходно. Впервые после моего взлета с DEEP PURPLE я опять был в авангарде рок-музыки, исполняя сильный и убедительный материал», - вспоминает Ян Гиллан.
Future Shock действительно получился мощным и убедительным, хотя и несколько монотонным. Заглавная композиция - это банальный рок-н-ролл с органными «переливами». «Night Ride Out Of Phoenix» - более выразительная песня с яркой мелодией. «(The Ballad Of) The Lucitania Express» звучит так, как будто кто-то поставил эту пластинку со скоростью 78 оборотов в минуту, настолько бешеный темп задают в ней музыканты. «No Laughing In Heaven» начинается перекличкой между гитарой и органом, а Гиллан рассказывает историю о грешнике, который курил, пил и распутничал, но потом круто изменил свою жизнь, намереваясь попасть в рай. Он стал вести праведную жизнь, ходил в церковь... Но после смерти, возле райских ворот, где его встречает святой Петр, он узнает, что на небесах царит невероятная скука - там только молятся да библию ЧИТАЮТ.
Ян разыгрывает диалог, изменяя голос. В конце песни совсем отчаявшийся «праведник» просит:
Отпустите меня из рая,
Я заблуждался, я не могу здесь оставаться.
В раю нельзя смеяться!
О Боже, здесь ужасно.
Схожу с ума в раю.
Заберите меня отсюда, пустите меня в ад.
В раю нельзя смеяться.
Не смейтесь, это место - ад.
Но ему отвечают, что слишком поздно.
Текст этой песни Ян написал на салфетке в одном из американских баров.
Композиция «Sacre Bleu» - дань моде на хэви-метал, очередной темповый номер. После «New Orleans» идет «Bite The Bullet», тоже рок-н-ролл, но родного, гиллановского разлива. На переднем плане здесь фортепиано. «If I Sing Softly» выпадает из общего настроя диска - гитарный перебор, флейта... Очень приятная и меланхоличная композиция. На ее фоне незатейливый рок-н-ролл «Don't Want The Truth» явно проигрывает. Завершает альбом еще одна вещь, идущая, как и «If I Sing Softly», вразрез с основной линией диска. «For You Dreams» очень далека от забойного харда. Фортепиано играет простой рифф, подключаются ударные и бас... Эта песня наполнена особой атмосферой, она многослойна, имеет яркий запоминающийся припев.
За звучание диска отвечал Джон. Но миксы, которые сделал Маккой, музыкантам группы не понравились. Гиллан вместе с Уоткинсом перемикшировали альбом, что, вполне понятно, не понравилось уже Джону. Ян принял соломоново решение - в качестве продюсера Future Shock указан несуществующий персонаж «Wan-Kin».
Обложку для пластинки рисовал молодой художник Алан Дэниэлс (Alan Daniels), а название альбома Гиллан позаимствовал у американского писателя Элвина Тоффлера (Alvin Toffler). Нашумевшая книга «Шок будущего» увидела свет еше в 1970 году, хотя Ян прочел ее девять лет спустя. Тоффлер писал о том, что индустриализация и технический прогресс идут настолько быстрыми темпами, что люди не успевают за ними. Человек не в состоянии переваривать громадный объем информации, обрушивающийся на него. Тоффлер описывает ранее неизвестное психологическое состояние - «шок будущего». По его прогнозу, человечество погибнет от того, что не выдержит психологических нагрузок.
|