Good Singin', Good Playin' (Хорошее пение, хорошая игра) - одиннадцатый студийный альбом американской рок-группы Grand Funk Railroad, вышедший в августе 1976 года на MCA Records (MCA-2216) в США, на EMI International в Европе.
Grand Funk Railroad к середине 1970-х годов переживала кризис. Музыкантов группы раздирали противоречия по многим причинам: творческое истощение, разногласия в музыкальных направлениях и просто личные причины. К тому же пришедшая в моду музыка диско вытесняла хард-роковых монстров со сцены, молодежь перестала покупать рок-пластинки и ходить на рок-концерты - их заменили дискотеки. Группа намечала распасться в 1976 году. Выпустив в январе 1976 последний альбом для Capitol Records - Born to Die, музыканты по контракту дали обязательство не разглашать раньше времени информации о своем распаде.
И тут к Grand Funk Railroad внезапно проявил интерес Фрэнк Заппа. Он предложил группе спродюсировать альбом. Такое предложение от мэтра авангардного рока конечно не могло оставить Грэнд Фанк равнодушными. Музыканты решили попробовать еще один шанс. Ради такого случая с ними заключила контракт на запись MCA Records.
Идея на первый взгляд казалась сумасшедшей: не от мира сего безумный музыкальный ученый продюсирует подростковых кумиров, играющих заводной тяжелый рок. А на самом деле, у Заппы и Грэнд Фанк оказалось много общего. Как сказал барабанщик Дон Брюэр: "Его точка зрения на то, каким должен быть рок-н-ролл, совпадает с нашей... Делать все как можно проще и херачить на полную катушку."
Инструментальные дорожки записали в "Болоте" - так назвали самодельную студию, которую Дон Брюэр собрал с нуля за три года. Записывали всё живьем. Заппа шикарно сыграл на лидер-гитаре в "Out To Get You". Отношения между ними сложились самые дружеские. Заппа придумал для развлечения в перерывах стрелять из рогаток. Как вспоминал Марк Фарнер: "У нас у всех в карманах были рогатки, в перерывах мы выходили наружу и стреляли по консервным банкам. Знаете, подбрасываешь банку и стреляешь по ней. У Заппы это здорово получалось."
Закончив инструментальную запись, взяли неделю отдыха, а потом, по просьбе Заппы, записывать вокалы полетели в Лос Анджелес на студию Record Plant. Там же сделали некоторые инструментальные наложения, совсем немного. После первого же дня работы в студии группа опять чуть не распалась, но воссоединилась на следующий день как ни в чем не бывало.
Самое ценное в продюсировании Фрэнка Заппы было почти полное отсутствие его. То есть он совершенно не стал устраивать здесь все свои технические заморочки, с которыми экспериментировал в своей группе The Mothers of Invention. Здесь Фрэнк просто отошел в сторонку и дал возможность музыке Грэнд Фанк самой проявить себя. Ему удалось достичь на студийном альбоме поистине живого звучания.
"Всё что я делал, это записывал их", - говорил Заппа. - "Я создал документ, который точно передает их звучание. Это всё их ноты, их музыка. Всё что я сделал - запечатлел это на пленку. В этом моя концепция этого альбома - это первый альбом Grand Funk Railroad, в котором они похожи на себя. На прежних альбомах их запродюсировали в доску. Если этот альбом не принесет им общественного признания, значит в Америке не осталось нормальных ушей. Это рок-н-ролльный альбом года, друзья мои. На всей пластинке ни одной проходной вещи. Единственное, что я делал с их материалом, это обрезал, где было необходимо, потому что вещи были очень длинные, а надо было уместить по обе стороны пластинки. Итак каждая сторона получилась довольно длинная - по 23 минуты."
Музыканты Грэнд Фанк подтвердили слова Заппы. Так, басист Мэл Шакер сказал: "У нас всегда было определенное представление о том, как мы должны звучать в студии, и требуется особый продюсер, чтобы передать это звучание. По-моему, Фрэнк Заппа ближе всех приблизился к этому звучанию." Дон Брюэр добавил: "Фрэнк проделал невероятную работу, и ещё: он был очень аккуратен, чтобы не отразить на нас собственный стиль. Он понимал, что это было бы ошибкой для нас обоих, как с точки зрения Грэнд Фанк, так и с точки зрения Фрэнка Заппы, и я особенно ценю это его решение."
Еще лучше и подробнее рассказал об этом Марк Фарнер: "У каждого продюсера в голове свои идеи, но лучшим для нас был, по-моему, Заппа. Он был совершенно приземленным, у него голова не была забита своим, он был здесь с нами. Остальные продюсеры отражали свое отношение, свой стиль, и это вылезало на каждой пластинке. Можно по звучанию определить, что эту запись делал Джимми Айнер, а эту - Рандгрен. А Заппа просто взял наш звук и расширил его, вместо того, чтоб добавлять туда свои выдумки. Попытался чтоб мы звучали как можно лучше сами по себе - без спецэффектов, наложений, ленточного эха и т.п.
Он более точен и открыт по поводу всего, что делает. Он очень внимательный к другим, и не начнт делать что-либо, пока не получит твоего согласия. Он всегда пытается выяснить твое мнение, прежде чем затеять что-то. С Тоддом было совсем не так. Я помню, он всё делал, не объяснив нам толком, и мы были не в курсе, что творилось. С Фрэнком была полная коммуникация, какой не было ни с кем до того.
Этот альбом, по-моему, мощнее чем последние три или четыре альбома. Фрэнк сделал так, что группа зазвучала как группа. Мы пытались избавиться от этого чистого студийного звучания, которое получается при изоляции одного инструмента от другого, а в результате пропадают истинные тона этого инструмента. Вместо изоляции каждого инструмента, мы применяли на записи внешние микрофоны, которые снимали общий звук."
Группа получила от Заппы не только великолепно записанную пластинку, но и почерпнула немало знаний о технике студийной записи. Каждый из музыкантов научился профессионально обращаться со студийным оборудованием. Впрочем, Заппа сам похвалил успехи Грэнд Фанк в этой области:
"В этой группе каждый умеет обращаться с микшерным пультом. Вы можете назвать какую-нибудь еще группу в рок-н-ролле, где все участники умеют обращаться с микшерным пультом? Когда начинаешь обсуждать с ними, нужна ли им компрессия или нет, или еще какие технические вопросы, они знают, о чем идет речь. Поэтому с ними легко работать."
Так же впечатляющи, как процесс записи, и сами песни альбома Good Singin', Good Playin'. Основные авторы группы - Фарнер, Брюэр и Фрост находились в наилучшей форме и создали один из лучших своих материалов. Вообще-то, Марк Фарнер, как в прежние времена написал большую часть этого альбома - 8 из 11 песен. Одна песня "Pass It Around" (Раздай это по кругу) написана совместно с Брюэром, и в ней мы слышим сильный вокал барабанщика. Брюэр с Фростом сделали здесь только одну совместную вещь - "Out To Get You", которая представляет собой скорее инструментал, где совсем немного пения.
Одна вещь - кавер старого хита группы The Contours "Can You Do It" (1964) из ритм-н-блюзовой конюшни Motown Records. Получилась довольно заводная вещь, выпущенная на сингле, она поднялась в американских чартах на 45-ое место.
В альбоме есть замечательная по содержанию вещь с красноречивым названием "Don't Let 'Em Take Your Gun" - "Не позволяй им забрать твое оружие" и с простым припевом:
Мой батя сказал мне: Сын,
Не позволяй им забрать твое оружие.
Это то, что они пытаются сделать.
Сын, Не позволяй им забрать твое оружие.
Они пытаются отобрать у тебя Билль о Правах
.
Марк Фарнер так прокомментировал эту песню: "На самом деле, она захватывает намного шире, чем контроль за оружием. Песню можно интерпретировать в разных смыслах, но я в душе имел в виду нечто сокровенное для нас: наше право иметь оружие, и я стою за него на все 100 процентов. Я - пожизненный член NRA [Национальная стрелковая ассоциация], и я верю в право самозащиты каждого в этой стране. Право защищать свою семью и свой дом."
"1976" - вторая вещь на альбоме, связанная с политикой. В 1976 США праздновали свое 200-летие, и Марк Фарнер призывает в этом году задуматься:
Бог послал человека на эту планету,
Но человек забыл, что послан Небесами
Человек воспринимает планету как нечто самоценное
Я думал, у американцев будет больше здравого смысла.
Обложка Good Singin', Good Playin' - строгая черно-белая фотография - отражала саму суть альбома: никакой пыли в глаза, никаких украшательств, просто чистейший Грэнд Фанк рок-н-ролл. На фотосессию Заппа позвал несколько разных актеров и музыкантов, например комедийную актрису Лили Томлин - просто для того, чтоб создать веселую цирковую атмосферу. У всех были большие надежды на этот альбом. Планировалось большое мировое турне...
Good Singin', Good Playin' появился в продаже в августе 1976, и хотя критики сильно расхваливали его, а многие даже называли лучшим альбомом Grand Funk Railroad, большой популярности он не обрел и поднялся в Billboard 200 до № 54. Это сильно разочаровало группу, Заппу, компанию-издателя и всех, кто принимал участие в создании альбома. Тут все прежние противоречия разгорелись с новой силой, и Грэнд Фанк Рейлроуд распались.
|