По словам Эрика Клэптона Гари Мур - «единственный белый гитарист, который сказал свое слово в черном блюзе».
Роль и место ирландского мастера Гари Мура в современной музыке определить очень просто: это самый известный гитарист среди всех недооцененных гитаристов. Или самый недооцененный среди известных. Поклонники классического хард-рока, модель которого по-прежнему строится согласно заветам Ричи Блэкмора, не могут простить Муру «хождения во блюз», - хотя по всем признакам выходить из блюза музыкант не намерен. Знатоки и ценители же блюза, во-первых, не убеждены, что музыка Гари Мура - блюз, а те, кто признают ее таковым, - и это во-вторых, - по-своему обижены на маэстро за шашни с хард-роком. И как ни разверни пухленького маэстро, нет ни одного ракурса, под которым его фигура смотрелась бы абсолютной.
Родился, женился, собрал, распустил, ушел-пришел, а также записал, и все сошли с ума от счастья - все это у Гари Мура было по классической программе. Единственное, чего не было, - безоговорочного признания заслуг во вселенском масштабе. Была группа Skid Row, в которой Мур играл со светочем ирландского народа Филом Лайноттом, но из Skid Row звездой первой величины вышел Лайнотт, и уже в статусе звезды собрал группу Thin Lizzy, к которой на некоторое время прибился и Мур (до того он недолго играл в Colosseum II). И Мидж Юр, и Сноуи Уайт, и даже Джон Сайкс, пройдя через Thin Lizzy, обзавелись репутацией, которая со временем обеспечила контрактами их группы. Гари Мур ничего полезного, с точки зрения финансовых перспектив, из Thin Lizzy не вынес, и его первые сольные альбомы ничего даже специалистам не говорили: ну играет человек хард-рок, так кто ж его не играет, особенно если на дворе середина 80-х? А вот некоторые коллеги Мура по цеху его технику очень даже заметили и отметили, а первым еще во времена Skid Row, то есть в 1970 году, таким наблюдательным оказался сам Питер Грин - великий блюзовый гитарист, чью группу Fleetwood Mac во время гастролей по Ирландии поддерживали Skid Row. Еще тогда Грин обратил внимание на странный звук, который издавала гитара коллеги, а когда узнал, что он объясняется страшной бедностью музыканта (денег на стандартные струны не хватало, и Мур оснастил свою соло-гитару толстенными басовыми канатами, которые натягивал до состояния якорной цепи в шторм), лично уговорил президента фирмы Epic Records подписать со Skid Row контракт.
А по Лондону пустил благую весть: есть в Ирландии гитарист, который играет классный блюз! Но никто на новость внимания не обратил.
А Гари Мур исправно записывал сольные альбомы, в работе над которыми ему помогали и Оззи Осборн, и Иэн Пейс и Гленн Хьюз из Deep Purple, и Грег Лейк из ELP, и Нодди Холдер из Slade, - в общем, весь цвет английского мэйнстрима, включая Коззи Пауэлла, Дона Эйри, Боба Дейзли и Нила Картера, гостил в студии Мура, но стоило гитаристу перечь государственную границу Ирландии, начинались вопросы: «Кто это?» и «Зачем?». В блюз он «ушел» самым естественным обра зом - потому что и до того играл только блюз. Правда, жесткий и тяжелый, но блюз.
И те, кто знали в блюзе толк, это понимали. Например, Эрик Клэптон - в Англии у него конкурентов не было и, принципе, уже и быть не могло, так он сам себе его создал собственными руками, объявив Гари Мура «единственным белым гитаристом который сказал свое слово в черном блюзе». Про себя Клэптон заметил: «Я лишь всю жизнь безуспешно копирую черных мастеров, и страшно боюсь, что получается плохо». Примерно так же оценили «революцию Мура» и самые авторитетные черные дедушки Би Би Кинг, Алберт Кинг и Алберт Коллинз: поддержав своими божественными гитарами самую выдающую вещь Мура «Still Got The Blues», 1990, они выдали ему индульгенцию на авторское видение блюза, на «блюз Гари Мура», но, к сожалению, не слишком широкие массы поклонников блюза своих кумиров не поняли. То, что дозволено Би Би и двум Албертам, ни в коем случае не может быть преподнесено в качестве приза ирландскому выскочке!
А Гари Мур светит, как Маяковский: его новая группа Scars, с которой он записал альбом «Scars», фактически совершила надругательство над блюзом, если к таковому возможно отнести расчленение трупика блюза. Scars, в состав которых входят барабанщик Primal Scream Даррин Муни и бас-гитарист распавшихся Skunk Anansie Касс Льюис, играют так жестко и жестоко, что в их крепко сколоченных руладах трудно было вообще заподозрить следы блюза, если бы не гитара Мура, - он по-прежнему играет свою музыку, невзирая на протесты ортодоксальной общественности. И вообще, общественность так много берет на себя в последнее время, что выглядит, так сказать, святее Папы: дедушка-клаксон Би Би уже высказал свое восхищение новым опусом Гари, и даже потрепал по плечику его ритм-секцию: «Жестко? Да! Страшно местами? Даже мне страшно! Но очень внушительно!» И добавил: «Если бы мы ничего не меняли в блюзе, мы по-прежнему играли бы его на плантациях».
Ксения ПОЛИНА
РОВЕСНИК №11 2002
Опубликовано: 29 декабря 2014 г.
|