Журнал "Музыкальная жизнь", № 15, август 1964 г.
Эстрадный ансамбль из ФРГ
Стр. 22-23
«Оркестр Курта Эдельхагена - один из наиболее популярных в Европе. Раньше в нем была группа звезд, теперь же весь оркестр состоит из звезд» - в таком духе была написана аннотация к гастрольным концертам, которые давал в СССР эстрадный коллектив из ФРГ. В какой-то мере эта характеристика соответствует истине: несмотря на свою молодость, Курт Эдельхаген очень быстро завоевал известность, выступая по Кельнскому радио с группой первоклассных джазовых музыкантов из разных стран Европы.
Мы вправе были ожидать интересной и содержательной программы. Но, к сожалению, выступая перед советскими слушателями, оркестр Курта Эдельхагена не показал почти ничего, что отличало бы его репертуар или исполнительскую манеру от бесчисленного множества стандартных «радиооркестров». Знаменитая в тридцатых годах румба «Кариока», «Сен-Луи блюз» да неизбежные «Очи черные», поданные в претенциозно усложненной и тяжеловесной обработке, - вот в основном инструментальные произведения, вошедшие в программу гастрольных концертов. Порадовала лишь фантазия на темы современных советских песен: сочная гармонизация, изобретательность и блеск партитуры заставляют по-новому оценить хорошо знакомые мелодии.
Уверенное владение приемами джазовой импровизации демонстрировал Карл Брево (тенор-саксофон), исполнявший пьесу Диззи Гиллеспи «Ночь в Тунисе» в сопровождении ритм-группы.
Две трети программы заняли выступления вокалистов. Наиболее благоприятное впечатление оставила Инес Таддио - исполнительница современных итальянских песен (Инес Таддио - итальянка). Приятный и сильный голос, живой артистический темперамент певицы особенно выигрывают при сравнении с исполнительской манерой другой вокалистки - Моники Гримм, которая то уныло шепчет в микрофон, то переходит на надрывный крик с фальцетными перебоями. И то, что она сопровождает свои номера игривыми па твиста, отнюдь не способствует повышению их художественной ценности. Стремление компенсировать бедность музыкального выражения излишней «пластической свободой», а на самом деле просто развязностью, характерно для многих эстрадных певцов.
Какой поразительный контраст к их вымученной «живости» являет спокойное достоинство и предельно лаконичный жест Марлен Дитрих - великолепной артистки, выступавшей у нас вскоре после гастролей оркестра Эдельхагена!
Вообще твист и рок-н-ролл заняли неподобающе много места в программе концертов эстрадного ансамбля из ФРГ. «Коронный» номер Вилли Брандеса - так называемая «пародия» на рок-н-ролл. Но пародия хороша, когда она дается остро, легко и в меру; Брандес же добросовестно и старательно копировал ужимки, всхлипы, хрипы и судороги американской «звезды» рок-н-ролла Элвиса Пресли, прославившегося особенно истеричным и разнузданным поведением на эстраде.
Пожалуй, только вокальная группа «Медиум терцет» не поддается всепроникающей американизации: Л. Нитшке, X. Никампф и В. Витте, аккомпанируя себе на гитарах, исполняют старинные южнонемецкие польки, вальсы и лендлеры, окрашенные веселым и добродушным юмором. Если отвлечься от элементов раздражающей, но, видимо, обязательной для западногерманского ревю буффонады, искусство «Медиум терцет» подкупает своей музыкальностью.
В целом же встреча с оркестром Курта Эдельхагена разочаровала. Нам показали высокий профессионализм, безупречную технику и, за редким исключением, не дали музыки, в которой раскрылось бы творческое своеобразие композиторов и исполнителей.
Л. ПЕРЕВЕРЗЕВ
Опубликовано:
22 ноября 2016 г.
|
|
ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ
|