Марлен Дитрих
Журнал "Музыкальная жизнь", № 11, июнь 1964 г.
Западная эстрада

Музыкальная жизнь, № 11, июнь 1964 г. Марлен Дитрих

Журнал "Музыкальная жизнь", № 11, июнь 1964 г.
Марлен Дитрих

Эстрада

Стр. 22-23


К этому концерту нельзя подходить с традиционными рецензентскими критериями - пусть даже самыми объективными. Рассуждения об исполнительской манере, о стиле, о построении программы кажутся просто ненужными. Все это, конечно, налицо : и обаятельная манера держаться, и стиль пения - строгий и вдруг чуть-чуть наивный, и своеобразная, не жанровая, а биографическая архитектоника концерта. Но не об этом хочется думать во время выступления Марлен Дитрих. Потому что весь концерт - не что иное, как два часа близкого духовного общения с личностью художника и человека. Причем художника неизмеримо талантливого - ведь недаром же Марлен Дитрих называют порой «актрисой номер один» мирового кино, как Чаплина - «актером номер один». А человека - судьбы нелегкой и драматичной.

Журнал Музыкальная жизнь, № 11, июнь 1964 г. К этому концерту нельзя подходить с традиционными рецензентскими критериями - пусть даже самыми объективными. Рассуждения об исполнительской манере, о стиле, о построении программы кажутся просто ненужными. Все это, конечно, налицо : и обаятельная манера держаться, и стиль пения - строгий и вдруг чуть-чуть наивный, и своеобразная, не жанровая, а биографическая архитектоника концерта. Но не об этом хочется думать во время выступления Марлен Дитрих. Потому что весь концерт - не что иное, как два часа близкого духовного общения с личностью художника и человека. Причем художника неизмеримо талантливого - ведь недаром же Марлен Дитрих называют порой «актрисой номер один» мирового кино, как Чаплина - «актером номер один». А человека - судьбы нелегкой и драматичной.

Об этом и думаешь весь вечер. Об актрисе, чей талант не смогли приручить ни нацистские идеологи, ни голливудские бизнесмены. О женщине, утратившей однажды родину, но не потерявшей мужества, не разучившейся любить.

Песни Марлен Дитрих - то сложные, то простоватые и бесхитростные, то изящные, - помимо чувств и ассоциаций непосредственных, так сказать, «первого плана», пробуждают в нас мысли непреходящие и серьезные. Так оно и должно быть, ведь эстрадное пение для Марлен Дитрих - не профессия, не самоцель, не забава, а одно из испытанных средств выражать свое отношение к миру, к обществу, средство общаться с людьми.

Она прекрасно умеет делать это и в кино; вспомните «Нюрнбергский процесс» - роль жены нациста сыграна ею предельно реалистично и вместе с тем истинно публицистически, с самых высоких гражданских позиций.

Однако кино есть кино; здесь все неизбежно подчиняется общему замыслу фильма, правде образа.

Иное дело - песня. Вот где можно выходить к зрителям с открытой душой, где можно «впрямую» говорить все, что думаешь и как думаешь.

Марлен Дитрих поет... И, слушая ее, поражаешься, как удается актрисе наполнить неприхотливую и не всегда совершенную форму эстрадной песенки большим и волнующим содержанием...

Марлен Дитрих Марлен Дитрих говорит, что собрала свои песни в пути, в пути творческом и жизненном. Эти слова многое объясняют в ее искусстве. За мелодиями из старых кинофильмов мы ощущаем и на эстраде драматизм созданных Дитрих героинь, постигаем сущность их образов - искренность, доброту, ум. Да и «чужие» песни, которые исполняет Дитрих, давно уже сделались ее «собственными» - она «подбирала» их в разных странах мира именно потому, что они во многом соответствовали ее мироощущению.

За каждым номером программы концерта - страничка биографии (словно листок из старого календаря, личного и общечеловеческого), и актриса сама рассказывает об этом перед каждой песней. Она говорит и поет на трех языках: на родном - немецком, на английском и французском. Не ради щегольства, а потому, что с Америкой и Францией актрису связывают годы, прожитые вне родины.

В конце концов неизбежно приходишь к выводу, что концерт Марлен Дитрих - это история в миниатюре, история страданий и борьбы западноевропейского артиста первой половины XX века. Вот песня Ф. Ваксмана и М. Хольпэта «Одиночество». Чье это одиночество? Только ли той изверившейся в любви женщины, о которой Марлен Дитрих поет печально и просто? Или, быть может, речь идет и об одиночестве артистки, которая оставила поруганную нацистами родину, но так и не нашла счастья за океаном, где ценили ее утонченную красоту, но редко понимали широту ее интеллектуального актерского таланта.

...Да, так и было. Марлен Дитрих, слава немецкого кино - белокурая, голубоглазая, вполне «арийская» «звезда» уехала из Германии, когда фашисты захватили власть. И не как-нибудь уехала, а демонстративно, объявив журналистам, что стыдится быть немкой, пока у власти в Германии Гитлер. Нацисты пытались сделать «хорошую мину при плохой игре» - они звали актрису обратно, будто бы ничего и не произошло. Она смеялась им в лицо, обидно и уничтожающе, как умеет смеяться Марлен Дитрих...

Или вот - другие песни. Это довоенная Америка - внешне беспечная и немного экзотичная для европейцев. Это простые люди Америки - радушные и веселые. За несложными ритмами фокстротов, за будничными подчас текстами актриса умеет разглядеть поэзию простых человеческих радостей, прелесть юмора и непринужденных, «без чинов», отношений. И сегодня эти мелодии напоминают о тех днях, когда Марлен Дитрих выходила на эстраду не в ослепительном вечернем туалете, а в строгой одежде защитного цвета. Она пела для солдат союзных армий, и выступления ее были утверждением радостной человечности, несовместимой с существованием фашизма... Да, искусство таких художников, как Марлен Дитрих, несовместимо с дискриминацией, унижением человеческого достоинства. Их искусство учит жизнелюбию, гуманизму, радостнопоэтическому восприятию жизни. Этими чувствами пронизаны все песни, которые поет актриса, даже те, что полны глубокой грусти.

Листая старые страницы Жозеф Косма написал музыку к одному из самых известных стихотворений Жака Превера - «Завтрак». Эта миниатюра, легкая, как акварель, в то же время глубоко трагична. Марлен Дитрих прекрасно передает и светлую, оптимистическую в своей сущности тональность преверовской поэзии и музыки Косма, касающихся такой печальной темы, как боль неразделенной любви. В песне Жильбера Веко «Мари» Марлен Дитрих разыгрывает перед нами настоящую драму отчаяния. И все-таки, в силу своего удивительно активного отношения к жизни, она и тут не оставляет слушателей подавленными, а, наоборот, беспокоит, заставляет не столько тосковать, сколько думать.

Думать... Вот этого-то ей и не хотели простить. Уже после войны в Гамбурге какие-то недобитые эсэсовцы свистели и орали во время концерта Марлен Дитрих. Они быстро свыклись с американскими солдатами на улицах, но не могли видеть немецкую актрису, призывавшую людей оставаться людьми. Да и в официальных кругах ФРГ актрису до сих пор порицают как «плохую патриотку». Она действительно «плохая патриотка» с точки зрения немецких реваншистов: ей слишком дорог мир на земле. Мы убедились в этом, слушая, как Марлен Дитрих поет известную песню Пита Сигера «Где все цветы?». Эта песня жестока, потому что в ней вся правда сказана до конца. Увядшее - не расцветает. Девушки, о которых мечтали одни, стали женами других. Парни, которые ушли под грохот барабана, никогда не вернутся. Что ж поделаешь, цветы не расцветают во второй раз... В устах Марлен Дитрих эта песня звучит горько, беспощадно. Беспощадно - к войне, к несправедливости, к горестям жизни.

...После первого концерта в Москве Марлен Дитрих сказала: «Я люблю русских. Вам не знакомы мелкие, «нейтральные» эмоции. Вы или жестоко страдаете, или безмерно радуетесь. Я считаю, что у меня тоже русская душа».

Это приятно слышать, но скажем точнее: у вас душа настоящего человека, Марлен Дитрих.


Ан. Макаров
Фото В. Ахломова


Опубликовано:
22 ноября 2016 г.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Внимание! Марлен Дитрих!

Рок-энциклопедия. Листая старые страницы

КАРТА САЙТА

СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЭСТРАДА

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

Голые девственницы. Журнал Музыка Высшего Интима