Альманах «Рецензент»
№ 6, июнь 2013 г.
Рецензия на альбом
ЭМЕРСОН НОСТАЛЬГИРУЕТ:
ГРУППА С ОРКЕСТРОМ ЗАМЕНИЛА РОК-ТРИО
Кит Эмерсон - дважды заслуженный музыкант. Герой клавишных, король прога, ходок по канату, натянутому над оркестровой ямой, жонглёр звуками и вечный изгой: чужой среди своих рокеров и свой среди чужих любителей классики.
В золотые свои годы группа “Эмерсон, Лейк энд Палмер” занималась, как сейчас выражаются, троллингом. Это нам сейчас, из двухтысячных, их музыка кажется вполне пристойной и ботанской. По тем временам это было издевательством над классической музыкой - путём превращения её в рок. Рокеры тоже зачастую воспринимали вплетение пассажей какого-нибудь Леоша Яначека как издевательство. Трио и не пыталось делать серьёзных лиц, хулиганя на сцене и подчас задействуя для игры на инструментах части тела, совершенно для этого не предназначенные.
Но - прошло время, мишуру сдуло ветром, блёстки истлели, задор присыпало пылью. Всю дешевку слизало языком, осталось только самое достойное. Оказалось, что ELP были хороши не только эпатажем, но и - вон оно как - писали хорошую музыку. Классические музыканты признали Эмерсона “своим”, его произведения теперь исполняют оркестры по всему миру. В рок-пантеоне вся эта семья заняла не менее достойное место.
Но, видимо, на этом сердце великого клавишника не успокоилось: в 2012-м году Эмерсон выпускает целую коллекцию своих классических работ (включая парочку новинок), исполненных с симфоническим оркестром (Munich Radio Orchestra). В записи принимает участие и его новый партнёр Марк Боннила, с которым несколько лет назад Кит Эмерсон записал роскошнейший проговый диск.
Надо сказать, что на словосочетание “группа с оркестром” я уже реагирую недобрым взглядом: где-то в начале века прошла целая волна моды на оркестровое сопровождение рок-концертов. Было это по большей части очень помпезно и безвкусно - особенно помпезно и безвкусно это делали Metallica и Scorpions. От соблазна не устояли и Deep Purple - те самые люди, которые когда-то записали, по-моему, единственный осмысленный альбом в этом жанре, но было это аж в 1969-м. Проблема всех новых опытов была в том, что оркестр этим песням и не был нужен вовсе. А если и нужен то только после специальной переработки. Металлика же с дотошной точностью воспроизводила свои же компакт-диски, впихивая оркестр в “свободные места” аранжировки. Скучно!
Эмерсон сотоварищи, конечно, поступил куда более добросовестно: оркестр заменил добрую груду синтезаторов и даже вокалиста. От группы осталась ритм-секция и - иногда - гитара Бониллы. Изредка всё проскакивает “муг” - не понятно по какому принципу.
И тут выясняется удивительная вещь: вернувшись к классическим корням своей музыки, Эмерсон невольно обнажил то, что в своё время все эксперименты ELP по скрещиванию классики и рока были не только эпатажем, но ещё и умной, тонкой и небесполезной работой. Музыканты не просто переигрывали известные ноты на новых инструментах - они пропускали музыку сквозь себя, переводили с одного языка на другой. И судя по хит-парадам очень удачно переводили.
Вы конечно, могли неоднократно слышать “Картинки с выставки” в классическом исполнении - как оркестром, так и на одном фортепьяно. Разве не скучно? Разве вам не хватало всех этих ярких, язвительных, воющих и жужжащих звуков органа Эмерсона? Разве не этого бы хотел Мусоргский, доживи он до наших времён?
Мне кажется, в новом тысячелетии надо играть классику так, как это делали ELP. Без малейшего почтения к традициям. Также как снимать “Анну Каренину” следует так, как это сделали Джо Райт с Томом Стоппардом в 2013-м - современным киноязыком.
И новый диск Эмерсона демонстрирует это беспощадно. Слушаешь тот же “Таркус” и понимаешь, что оркестр - громкий, сочный, прекрасно записанный - просто не справляется с известными партиями. Не хватает разнообразия тембров, выразительности, динамики. Ничего не хватает. Удивительно, но факт. Слушать приятно - но эмоций от всей этой братии со струнными и духовыми ничуть не больше, чем от троицы с синтезаторами и гитарами.
Так зачем это было нужно? Осуществить давнюю мечту? Отметиться на территории? Не знаю. К репутации музыканта, по-моему, диск ничего не добавил.
Но хотя бы дал пищу для размышлений.
Автор:
Павел Губарев
Источник:
РЕЦЕНЗЕНТ
Опубликовано:
1-2.7.2019 г.
|