Рубрика
АЛЬТЕРНАТИВА
Рецензия на концерты Дэвида Бирна в Москве 11-12 октября 1994 года.
Сразу и безоговорочно! Это стало понятно с первой же песни. Дальше чувство только усиливалось: нас победили, растоптали, сровняли с землей и вполне конкретно указали нам наше место в иерархии мирового рок-н-ролла.
С тех пор было много концертов и наших и импортных – практически все «мимо» - «синдром Бирна». Им заболели многие, бывшие те два дня в Горбушке»… (Спасибо организаторам гастролей – фирме «ФИЛИ Менеджмент»).
О существовании Дэвида Бирна многие из нас узнали благодаря Гребенщикову: услышали имя из уст «Пророка» (я не иронизирую – БГ и был тогда Пророком). И полезли в анналы мировой культуры – выяснять, кто таков? И неизвестно, сколько людей жили бы до сих пор обездоленными, не послушвй они в свое время «Жажду» - «Ты можешь цитировать Брайена Ино с Дэвидом Бирном…» (Много великих дел сделал БГ для народа).
Поэтому появление в концерте Бирна «Аквариума» на разогреве выглядело вполне закономерным. Удивился только сам Бирн: «Для меня это было неожиданностью». Я знал, что группа очень популярна, и думал, что у них свое шоу… Впрочем, будет очень интересно посмотреть, что получится». Посмотрели. Лучше бы мы этого не видели.
Первые несколько тактов и – вот ОНО! И БГ отдыхает! Его массивный, многозвучный и тяжеловесный ныне «Аквариум» просто потерялся на фоне минималиста Бирна, к тому же начавшего в акустике. (Да простит меня Борис Борисович: я всегда была горячей его поклонницей, но отдельно от Бирна все это выглядит куда круче). Эпохальные для «Аквариума» концерты (шутка ли, выступать на одной сцене с музыкантом, творчество которого так хорошо знали и высоко ценили!) обернулись против них: недооценили!
Об этом много писали и говорили. Бедного БГ заклевали совершенно: и «провал», и «фиаско», и «не надо было вылезать»… Я осмелюсь высказать свое мнение: этого нельзя было предусмотреть! БГ рисковал, выходя на сцену, но вряд ли знал, насколько. Ибо нигде: ни в рамках «Talking Heads», ни в последних работах Бирна ЭТОГО нет. Этой бешеной энергии, охватывающей зал. Да, его музыка утаскивает за собой. Когда слушаешь диск, тебя ритмично втягивает в динамик. Но такого водоворота, как на концерте, в записях НЕТ. (Кстати, когда «Программа А» показала его концерт, снятый как обычно плохо, ЭТОГО тоже не было. Видимо, такая сила возникает только при «живом контакте). И все бывшие там: и те, кто были поклонниками Бирна и знали, на кого идут, и те, кто едва ли не впервые его услышали – были поражены одинаково.
КАК? Объясните мне, как он это делает? Что такое он делает на сцене, из чего состоит эта сумасшедшая энергия? Почему почти у всех реакция практически одинаковая – шок и… подавленность. Это были прекрасные концерты! Это был безумный кайф… но какой потом отходняк…
Очередная загадка передачи энергии. На пресс-конференции на вопрос, каков арсенал хитрых приемов, используемых на концертах для поддержания интереса зала, было сказано, что во время удачных концертов все чувства и эмоции переживаются на сцене каждый раз по-настоящему. «Мы стараемся, чтобы не было театра, трюков. Поменьше того, что называется «шоу-бизнесом». Правда, это не всегда работает…» Здесь – сработало! И весь прикол их выступления – в полной иллюзии, что никакого «шоу» нет вообще! И это – отработано до мельчайших деталей! Просто вышли люди, просто стоят и играют, а у зала при этом едет крыша…
О самих концертах (как будто до этого я писала о чем-то другом…). Первые полчаса – акустическая программа, потом, как выразился Бирн, «малость погромче». Исполнен почти весь последний альбом, пелись вещи с предыдущих сольников, и кое-что из «Talking Heads» (в том числе моя любимая «I zimbra»). Зал «стоял на ушах» и не расходился, несмотря на то, что концерты заканчивались заполночь.
Несколько выходов «на бис», и в финале – знаменитая «Heaven». Кто только ее не пытался петь после самих «Talking Heads». Но Бирн нынешний превзошел всех и самого себя прежнего! А в зале – плывущие огни зажигалок. И щемящее чувство восторга и тоски одновременно. И той самой подавленности.
Конечно, постепенно любой шок проходит, раны заживают, остаются лишь рубцы: ЭТО БЫЛО.
Собственно, никто никого и не хотел побеждать. Просто приехал хороший музыкант с хорошей командой, просто ЧЕСТНО отработал свою программу. Просто показал нам, непутевым, как это надо делать. И уехал. А нам теперь с этим жить…
Анастасия Ягодина
Опубликовано:
24.12.2015 г.
|