Creedence Clearwater Revival - дебютный альбом одноименный американской группы Creedence Clearwater Revival (часто сокращают до CCR), выпущенный фирмой Fantasy 5 июля 1968 г.
В 1958 году не во всякой американской школе была своя рок-банда, а в школе Potola Jr. High, что в сан-францисском пригороде Эль Серрито была. И называлась The Blue Velvets. Группу создали Джон Фогерти и Дуг Клиффорд, сошедшиеся на любви к блюзу, R&B и рок-н-роллу. Джон купил себе, с помощью мамы, в рассрочку за 80 долларов гитару Sears Silvertone с комбиком, устроил в подвале дома репетиционную, где и обучался игре на гитаре самостоятельно. Поработав разносчиком газет, он заработал 88 долларов, чтобы расплатиться с кредитом и с мамой. Дуг тренировался на стареньком барабане, установленном на подставку для цветов самодельными палочками, выточенными из старых билльярдных киев.
Неудовлетворенные первоначальным звучанием, они пригласили в группу приятеля Дуга - Стю Кука. Стю несколько лет учился игре на классическом фортепиано, но в его душу так же запал рок-н-ролл, который он постоянно слушал по местной радиостанции KWBR в Оуклэнде. Дуг и Стю родились в одно время, с разницей в несколько часов, были неразлучными друзьями, даже в школе сидели обычно за одной партой, поэтому немудрено, что Стю оказался в одной рок-группе с Дугом. The Blue Velvets ("Голубые вельветы" или "Голубой бархат") играли инструменталы и все хиты, что крутились в то время в джук-боксах. Джук-боксы (juke box) - музыкальные автоматы - неотъемлемый атрибут любого американского бара и кафе в те времена (в американском фильме "Лолита" по Набокову есть яркий эпизод, иллюстрирующий эту "культуру джук-боксов"), которые за брошенную в щель автомата монетку, включали выбранную клиентом сорокопятку, из множества заряженных в аппарат пластинок.
К концу 1959 The Blue Velvets стали играть по всему округу на танцах, вечеринках и ярмарках. Несмотря на большое количество подобных тинейджерских рок-групп, мест для выступлений хватало всем, ибо танцплощадок, вечеринок и муниципальных ярмарок в Сан-Франциско и окрестностях было очень много.Так что к 1961 году юная группа успела в живых выступлениях отшлифовать свое мастерство настолько, что возгорелась желанием сделать запись.
Впервые они записались, еще будучи девятиклассниками, в 1959 году, аккомпанируя одному чернокожему певцу по имени Джеймс Пауэлл. Это была медленная четырехаккордная песенка под названием Beverly Angel в стиле ду-воп, сингл, выпущенный на Christy Records поиграли по местному радио от силы три недели.
В то время старший брат Джона - Том Фогерти уже работал, был женат и делал в окрестностях сольную карьеру, как певец и музыкант. Например, играл на танцах по всем школам с группой The Playboys. У Тома был настолько впечатляющий вокал, что его зазывали к себе лучшие местные группы, такие как Spider Webb и The Insects. Говорят, он доводил до визжащего экстаза девичью публику, исполняя знаменитый хит Бобби Фримана Do You Wanna Dance.
В 1959 году и Spider Webb, и The Insects распались. Однако Том не оставлял мечты сделать карьеру в рок-н-ролле. Сразу после записи с Пауэллом, Том попросил группу младшего брата Джона аккомпанировать на его записи. Они сделали демо из двух песен и послали известному Пэту Буну, но тот не впечатлился, прислав запись обратно. Тогда Том попросился в группу младшего брата. В то время Джон Фогерти еще не пел, The Blue Velvets исполняли преимущественно инструментальную музыку, а Том уже был местной звездой вокала и на 4 года старше остальных в группе. Поэтому команда получила название Tommy Fogerty and The Blue Velvets и была достаточно востребована на танцах, школьных вечеринках, ярмарках и прочих мероприятиях по всей Северной Калифорнии.
В 1961 они начали записывать демо-пластинки. Одному маленькому местному лейблу под названием Orchestra понравились две песенки братьев Фогерти "Come On Baby" и "Oh! My Love". Потом они штампанули еще две: "Have You Ever Been Lonely" и "Bonita", а в июне 1962 еще две: "Yes You Did" и "Now You're Not Mine." Все эти синглы канули в Лету, никем не замеченные.
В 1963 году один джазовый артист по имени Винс Гуаральди записал сингл под названием "Cast Your Fate To The Wind." Это был настолько редчайший случай, когда джазовый инструментал стал национальным хитом, что про него сделали специальную телепередачу. Музыканты The Blue Velvets смотрели эту передачу и удивились, что Гуаральди записал этот хит на местном лейбле Fantasy в Сан-Франциско. В марте 1964 Джон и Том отобрали несколько инструменталов The Blue Velvets и отнесли их в фирму Fantasy, надеясь, может быть эти вещи заинтересуют Гуаральди.
Энергичность и решительность группы впечатлили одного из основателей Fantasy Макса Уайсса. Он подписал с ними контракт и предложил сменить название, считая, что The Blue Velvets звучало чересчур старомодно и отдавало 1950-ми годами. Они выбрали себе имя The Visions. Когда группа записала для Fantasy "Little Girl (Does Your Mama Know)" и на обратную сторону - "Don't Tell Me No Lies", но сингл еще не вышел в продажу, грянула битломания. Владелец Fantasy решил подзаработать на ней. Он не поехал в Англию, чтобы подписывать там себе какую-нибудь группу из обоймы популярного ливерпульского "мерси-бита". Он просто выпустил готовый сингл группы, переименовав их в The Golliwogs, и под этим прозвищем группе пришлось существовать следующие три с половиной года. (Golliwogs - куклы-уродцы (с нелепой, безобразной внешностью, чёрными лицами и спутанными волосами. Странно, какими ассоциацями Уайсс связал название Beatles с Golliwogs...)
The Golliwogs продолжали играть на вечеринках, но не только в школах, а иногда и на военных базах, а с достижением 21-летия у всех членов группы (Тому было тогда 25) - в барах и других злачных заведениях Западного побережья. В этот период Джон Фогерти тоже начал петь. Стараясь компенсировать слабость усилителей и колонок, он орал во всю глотку, выработав таким образом "фирменный" голос группы Creedence. Стю в то время вместо пианино взялся за бас-гитару, а Том стал совершенствоваться в игре на гитаре.
Окончив школу, Стю и Дуг пошли учиться в государственный колледж в Сан Хосе, а Джон устроился клерком в компанию Fantasy. Они репетировали по вечерам в будни, а в выходные выступали. Это было время, когда Джон Фогерти формировался как сочинитель песен, он много работал, чтобы совершенствоваться в этом искусстве. Но позже, вспоминая про песни Golliwogs, говорил, что они были "очень натянутые, неестественные. Я был больше озабочен коммерческой записью в то время."
В октябре 1965 они записали песню "Brown Eyed Girl" (это была собственная, не версия одноименной песни Ван Моррисона). Сингл имел небольшой успех и разошелся тиражом более 10 тыс. экз. Но это был единственный успех группы под названием Golliwogs. Следующий сингл - с песней Тома "Walk on the Water" прошел незамеченным (хотя перезаписанная впоследствии на дебютный альбом, эта песня имела позже успех). Группе ничего не оставалось, как продолжать отрабатывать сцену в студенческих городках, барах и клубах.
Дуг ушел из колледжа, стал работать. Тут подошел их призывной возраст: Дуга и Джона забрали на срочную военную службу. Неизвестно, служил ли Стю, но скорее всего - нет, потому что папа у него был юрист и прочил сыну идти по своим стопам - всем известно, насколько комфортна и обустроена жизнь американских лойеров. К лету 1967 - знаменитому хипповскому "лету любви", "власти цветов" и психоделии - все участники группы были уже достаточно взрослыми и стояли перед трудным выбором: что делать дальше?
Выбор был сделан в пользу музыки. Стю продал машину, подаренную ему отцом по случаю окончания колледжа, и вместе с Дугом арендовал небольшой розовый дом, где группа стала репетировать и вообще тусоваться большую часть времени. Том бросил свою работу. Они скинули все свои деньги в общий фонд, расплатились с теми из кредиторов, что приходили к ним с обрезами, забыв про других, пока те тоже не рассвирепели. И играли везде, где за это платили, причем платить им стали больше. Но не намного.
Осенью 1967 группа попала в неприятнейшее положение. Братья Уайсс, владевшие фирмой Fantasy, на которой была подписана группа, охладели к этому бизнесу. У них было давно налаженное и гораздо более прибыльное производство пластмассы, и они решили закрыть малорентабельную Fantasy. Лейбл спас от закрытия один из его работников Сол Зейнц. Он собрал группу заинтересованных инвесторов и выкупил Fantasy. Как бывший работник компании, Джон Фогерти был знаком с Зейнцем, у них были неплохие отношения друг с другом. Зейнц внимательно наблюдал за развитием музыкальной сцены Сан-Франциско, где в то время большую роль играли "подпольные" радиостанции и концертные площадки, типа Филлмор, где блистали группы типа The Grateful Dead и The Great Society (которые вскоре переименуются в Jefferson Airplane). Зейнц был не прочь продолжить контракт с группой, только предложил им сделать ряд изменений, в том числе сменить название.
Музыканты охотно согласились сменить название, поскольку ненавидели имя Golliwogs, навязанное им прежним руководством компании. При выборе названия, рассматривались среди прочих такие варианты, как Muddy Rabbit (Грязный Кролик), Gossamer Wump (нечто труднопереводимое) и Creedence Nuball and the Ruby, где Creedence происходило от имени Credence Nuball - так звали приятеля Тома Фогерти. В его имя добавили еще одну букву "e" для созвучия со словом "creed" (кредо). Вообще-то само слово Credence и без лишней буквы "e" означает "вера, доверие". Кто такой Ruby - непонятно, но теперь уже и не важно, поскольку название переделали в Creedence Clearwater Revival, где с Creedence - понятно, Clearwater ("чистая вода") - было взято из крутившейся в то время рекламы пива Olympia, и вообще было созвучно набиравшему в то время силу движению за охрану окружающей среды, а Revival - "возрождение" - как сказал позже Джон Фогерти, было "самой важной частью". Оно должно было вызывать оптимизм у группы, уже уставшей от 10-летнего существования на музыкальной сцене без существенного успеха.
Группа выпустила сингл Porterville (еще под старым именем The Golliwogs) и села в студию записывать дебютный альбом. Одной из песен альбома была Susie Q Дэйла Хоукинса - один из любимых концертных номеров группы. Ее стали крутить на радио еще до того, как альбом поступил в продажу. Дело в том, что Creedence завоевали любовь и расположение местных сан-францисских радио-диджеев после того, как поддержали их забастовку, сыграли благотворительный концерт в их пользу и участвовали в прочих, связанных с этим мероприятиях. Билл Дрейк - один из влиятельнейших людей на рок-радио того времени полюбил эту мелодию, группа принесла на радио пленки с ее записью, и песня имела большой успех еще до выпуска альбома. Вот почему альбом вышел с красным ярлыком "Включая Suzy Q." на конверте.
Уже в первом альбоме Creedence практически сформировалось фирменное звучание, которым прославилась группа. Только на первом альбоме еще отразился разгар всеобщего увлечения в то время психоделией и всякими звуковыми эффектами, порожденный битловским альбомом Sgt. Pepper's. Джон Фогерти интересно экспериментирует с гитарным звуком в нескольких соло, а в песне Gloomy применяет технику "обратной записи", т.е. запись соло-гитары воспроизводится в обратную сторону. В последующих альбомах, где Creedence почувствуют себя уверенее в собственном стиле и звучании, таких экспериментов уже не будет. Звук будет более традиционным, соответственно удачно подобранному ими имиджу простых парней с Юга.
Три песни в альбоме - каверы, пять - сочинения Джона Фогерти или братьев Фогерти. Каверы звучат ярче, особенно I Put a Spell on You и Suzie Q, вероятно потому что были хорошо обкатаны на концертах. Собственные песни еще не такие яркие, как будут впоследствии, но тем они и интереснее, необычнее для людей, давно знакомых с основными хитами Creedence. Возникают споры по поводу того, кто из братьев Фогерти поет в Suzy Q., но скорее всего, что первый и третий куплет поет Джон, а второй - Том. Гитарный рифф во втором соло Джон взял из песни Хаулина Вулфа "Smokestack Lightning". Песню I Put a Spell on You записал впервые в 1956 году "Вопящий" Джей Хоукинс - поп-певец с оперным вокалом и театральными замашками. Кроме "Криденс" песню исполняли Beefeaters, Crazy World of Arthur Brown, Nina Simone, The Animals, Them, Jimmy Barnes, Tim Curry, The Alan Price Set, Natacha Atlas, Mica Paris (вместе с Jools Holland and Pink Floyd's David Gilmour), Sonique, Bryan Ferry, Bette Midler, Nick Cave и Marilyn Manson. Но надо отметить, что в этой нехилой компании версия Creedence звучит очень самобытно.
На обратной стороне конверта Ральф Дж. Глизн из журнала Rolling Stone долго описывает блестящую рок-музыкальную сцену города Сан-Франциско, который по его словам "стал Ливерпулем для американского рока", где вслед первому эшелону талантливых групп (перечисляются все те же Grateful Dead, Jefferson Airplane) возник второй эшелон, а за ним - третий... И только в последнем абзаце этой пространной статьи упоминаются наконец создатели этой пластинки: "Creedence Clearwater Revival является прекрасным образцом этого третьего поколения сан-францисских групп, которое подтверждает (что демонстрирует в полной мере и этот альбом), что сила сан-францисского звучания никуда не исчезла."
|