Альманах "Панорама-89. Молодежь. Искусство. Время", 1989 г.
Сборник статей. Москва, издательство "Молодая Гвардия", 1989 г.
КАК СТАТЬ ПЕРВЫМ
Заметки с конкурсов современной советской эстрадной песни "Юрмала"
Стр. 42-54
Еще года три-четыре назад, если бы вас попросили назвать ведущих исполнителей советской эстрадной песни, ответ был бы предельно прост и лаконичен: Пьеха, Лещенко, Пугачева, Леонтьев, Ротару, Брегвадзе, еще два-три имени. Круг замкнулся. И это в то время, как многие чувствовали острейший дефицит эстрадных звезд, когда уже «приелись» одни и те же, в течение нескольких лет мелькающие на телеэкранах лица, исполнительские манеры и голоса.
«Если бы мне сейчас предложили выбрать молодого певца для участия, скажем, в Сан-Ремо, я бы очень долго думал. И это плохо! Потому что мы остановились на трехчетырех фамилиях... С годами притерпелись к их манерам и имиджам. А где же смена? Где двадцатилетние, с новыми характерами и голосами?.. Да и откуда они у нас, собственно, появятся, если их никто не ищет?» - эти слова были сказаны человеком, который как раз и считает своим профессиональным долгом искать талантливых, перспективных исполнителей (и ищет их, специально выезжая на различные фестивали и конкурсы местного значения), композитором Раймондом Паулсом сразу после VIII съезда Союза композиторов СССР.
Надо сказать, что идею организации Всесоюзного конкурса молодых исполнителей популярной эстрадной песни, шлягеров, Паулс вынашивал уже несколько лет. Наблюдая за теми немногочисленными конкурсами и фестивалями, которые у нас в стране уже проводились, он сделал главный вывод - они мало что дают перспективным исполнителям. И прежде всего потому, что о ходе борьбы, проходящих на них событиях массовая публика мало что знает. Совсем по-другому обстояло бы дело, если бы конкурс показывало Центральное телевидение...
«Помню, я пришел на прием к первому секретарю Юрмальского горкома партии Карлису Лицису и первым делом сказал ему, что он - уже пятый по счету секретарь, с которым начинаю этот разговор о необходимости проводить у нас в Юрмале Всесоюзный эстрадный конкурс для молодежи,- вспоминает Раймонд Паулс,- Лициса это мое ироничное заявление задело за живое, он возмутился, а я страшно обрадовался, что встретил в его лице такого отзывчивого, разумного и деятельного соучастника...»
Главный вопрос - предоставление сцены концертного зала «Дзинтари» и крова в прекрасном курортном городке Юрмала - был решен собеседниками практически с ходу. И уже делом техники было убедить Центральное телевидение снимать конкурс, потому что на Латвийском телевидении Паулс уже провел предварительную работу и оно охотно предоставило свою техническую базу, было готово в любой момент приступить к работе. Несколько «согласований» - и весть о том, что в июне 1986 года в Юрмале состоится I Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни, разнеслась по стране.
Раймонд Паулс: «Хотелось, чтобы это был фестиваль типа «Сопота». Хотелось собрать на него певцов, которых пока еще никто не знает... Но здесь опять было много трудностей - отбором кандидатов занималось Центральное телевидение. Оно обратилось ко всем республиканским телестудиям с просьбой прислать на конкурс малоизвестных перспективных исполнителей. Однако мне как председателю жюри приходили заявки и с фамилиями «заслуженных»! Допусти мы их на конкурс - дискредитируется сама его идея! Я, конечно, понимаю, что «заслуженным» необходимо лауреатство для повышения зарплаты. А молодым - то место, где их сразу заметили бы и телевидение, и критики, и пресса, и публика, давно истосковавшаяся по новым голосам, исполнительским образам. Не исключено, что с первого, да и со второго раза конкурс не получится таким, каким я его себе представляю. Но организовать и провести его обязательно необходимо. Он - единственное средство поддержать талант, помочь ему пробиться на большую эстраду...»
И все же случилось так, что I Всесоюзный конкурс «Юрмала-86» прошел для массового телезрителя почти незамеченным. Испугались редакторы Центрального телевидения выпустить «новорожденный» смотр творческой молодежи в прямой эфир, как это предполагалось сначала, ради чего, собственно, все и затевалось. Лишь ход борьбы на втором туре смогли мы посмотреть воочию. А гала-концерт и дневники конкурса, смонтированные в какой-то полудокумен-тальный фильм «Пять дней в Юрмале», увидели больше месяца спустя. В то время как Латвийское телевидение все дни вело прямые трансляции и жители республики могли считать себя очевидцами происходящего. А происходили в эти дни в зале поистине важные и интересные для нашего эстрадного мира события.
На первых же репетициях стало очевидным, что с тем репертуаром, который привезли большинство певцов на конкурс, их невозможно выпускать в эфир. Исполнителям предложил список из двадцати песен для, так сказать, «добровольно-принудительного» исполнения. Именно этот факт стал потом «основной причиной», помешавшей некоторым певцам (как они считали) занять более высокие места в конкурсе. Однако сегодня, по прошествии четырех лет, можно сказать, что в главных своих оценках на первом конкурсе члены жюри не ошиблись. Полноправно вошли в число лидеров советской эстрады Родриго Фомине и Валентина Легкоступова. Приз зрительских симпатий несколько месяцев спустя (опять же из-за того, что не было прямых трансляций) «догнал» Игоря Демарина. Благодаря Ленинградскому телевидению не затерялась Светлана Медяник. Запомнился и дипломант конкурса Эйнарс Витолс. Некоторое время спустя после конкурса набрал необходимые «обороты» для работы на всесоюзной эстраде другой дипломант «Юрмалы-86» - Эгидиюс Сипавичус.
А вот вопрос репертуара, он как был самым уязвимым местом I Юрмальского фестиваля, еще более обострился на II (когда певцам предоставили полную свободу в подборе конкурсных песен), так им и остался к III. И это несмотря на то, что в 1988 году Центральное телевидение проводило за три месяца до конкурса специальное репертуарное прослушивание и ввело в качестве обязательной песни известный советский шлягер.
Если обратиться к международным фестивалям этих же лет, таким, как конкурс Евровидения, «Сан-Ремо», «Братиславская лира», «Сопот», «Золотой Орфей», то мы увидим, что тенденция наблюдается общая - новых интересных песен мало; большинству исполнителей недостает ярких, запоминающихся мелодий, гармонической изобретательности, поэтической глубины. И это у тех, для кого песни пишутся специально. Готовясь же к «Юрмале», молодежь собирает песни с миру по нитке.
Больших претензий к I конкурсу в Юрмале никто не предъявлял. Ведь по извечному житейскому принципу «первый блин» вполне мог оказаться и «комом». Однако и «комом» его не назовешь, поскольку главное открытие «Юрмалы-86» - личность Родриго Фоминса, его творческие потенции вполне отвечали требованиям современных меломанов. Все мы видели, что этот молодой человек абсолютно свободно и естественно чувствует себя в стихии рок-музыки. Иго поет настолько эмоционально и убедительно, что иногда кажется - слишком уж расточительно обходится он со своим голосом. Хотя... именно максимализм всегда и прежде всего симпатичен молодости. А если еще и собственную мысль, радость и боль вкладывает исполнитель в свою песню, то это уже полная гарантия того, что его исполнение дойдет до каждого. Тогда каждый воспримет песню как свою, а певца полюбит и многое ему простит.
С другой стороны, сразу же стало ясно, что при всем своем творческом потенциале, а Иго оказался на голову выше всех участников, он не станет общим любимцем, не привлечет к себе внимание всей публики. Но его красивый драматический тенор (что очень важно - профессионально поставленный: Родриго Фомине закончил вокальное отделение Лиепайского музыкального училища), внутренняя сила и глубина, приковывающие внимание, чувство образа и стиля современной песни при грамотном подборе репертуара, как русского, так и англоязычного, может вывести его в лидеры среди рок-музыкантов, особенно советских, увы, не обладающих столь яркими вокальными данными. Сразу же после победы
в Юрмале Иго отправился на международный фестиваль «Люди и море», что проводится в Ростоке в ГДР, и стал его лауреатом, получив вторую премию. Вот так - в двадцать четыре года - победа за победой!
Игорь Демарин, выступавший под собственный аккомпанемент гитары, оказался воплощением традиционно любимого на Руси романсово-бардового стиля. Мужественный, сочный баритон, внешний вид, лишенный слащавой красивости, сдержанные манеры и - в результате - массовые зрительские симпатии и как исполнителю, и как композитору: долгое время после конкурса в числе популярных песен держалась его «Иванна», зазвучали его песни и в репертуаре Валерия Леонтьева.
Литовский певец Эгидиюс Сипавичус одним из первых освоил и вынес на советскую эстраду брейк-данс, соединив рваные движения этого танца с пантомимой и окрасив свои песни мягкими красками иронии, сделал из выступления небольшое театрализованное шоу, что дало исполнителю возможность мгновенно устанавливать контакт со зрительным залом. А солист латышской группы «Тип-топ» Эйнарс Витолс оживил настроение публики динамикой нестареющего рок-н-ролла.
Я начала с исполнителей-мужчин, имена которых продолжают звучать на всесоюзной эстраде и по сей день. А ведь большинство премий на первом конкурсе было отдано женщинам: первая премия - Наринэ Арутюнян из Еревана, вторая - Валентине Легкоступовой, две третьи премии - Аис Булуктаевой из Элисты и Светлане Медяник из Ленинграда. Но, пожалуй, более других повезло после «Юрмалы-86» Валентине Легкоступовой. Ее звонкий, мелодически богатый голос часто звучал в радио- и телепередачах. Певица продолжила активную концертную деятельность и поиск своих песен, работая и с маститыми авторами - Раймондом Паулсом, Вячеславом Добрыниным,- и с совсем молодыми. Она по-прежнему ищет свой сценический образ, не отступая от главного принципа, с которым привыкла выходить на сцену,- от искренности в исполнении.
Как видим, задачу-минимум, которую изначально поставил перед юрмальским смотром его инициатор Раймонд Паулс - найти хотя бы одного-двух талантливых, перспективных исполнителей шлягеров,- I конкурс выполнил с лихвой. Правда, Центральное телевидение вспомнило о своих лауреатах лишь мимоходом, показав Иго и группу «Ремикс» в одной из передач телефестиваля «Песня-86» с новой работой Раймонда Паулса и Ильи Резника «Путь к свету» (эта же песня в исполнении Иго и «Ремикса» прозвучала в заключительном концерте лауреатов телефестиваля); а ведь ему, как обладателю «Гран-при» Центральным телевидением были обещаны съемки тридцатиминутного рекламного музыкального фильма. В одной из передач «Утренняя почта» мы увидели Эйнарса Витолса и Эгидиюса Сипавичуса, а в новогодней концертной программе - Валентину Легкоступову и Светлану Медяник.
Год спустя в Юрмалу съехались еще 23 новых молодых соискателя «путевок в эстрадные звезды». И вновь мы открыли для себя нескольких перспективных исполнителей, и вновь увидели свои самые болезненные эстрадные проблемы. И краеугольный камень - серый, блеклый репертуар. И может быть, как следствие этой проблемы - вторичность и даже третичность, какая-то жалкая пародия на эстрадные образы. Это если смотреть на зрелище в целом. Если же взять конкретных лауреатов, то некоторые из них все-таки представляют интерес и могут в будущем претендовать на заметное место на советской эстраде.
«Гран-при» на сей раз не вручался. Лишь один балл отделил обладательницу первой премии эстонскую певицу Карэ Каукс от Олги Раецкой из Латвии, ставшей обладательницей приза зрительских симпатий. Хотя по исполнительскому уровню они были примерно похожи, но по стилю оказались совершенно разными.
Карэ Каукс, солистка таллиннской рок-группы «Махавок» - яркая представительница прогрессивной рок-музыки с великолепным вкусом и чувством меры во всем: конкретно выдержанные сценические движения, выразительная пластика, продуманность костюмов как в их стиле, так и в модном сочетании цветов; согласованность смыслового воплощения песни с ее выражением в голосе, мимике; легкость, искрённость чувств и отсутствие ложных страстей; мягкость и женственность. Чувствовалось, что во всем этом она - индивидуальность!
- В нашей песенной эстраде в последние годы царила индивидуальность Пугачевой,- говорит Карэ.- Она эпатировала, шокировала публику. Любые попытки повторения этого образа обречены на провал. Свой образ создала и Лайма Вайкуле - и обрела свою зрительскую аудиторию. Меня в песне больше всего интересует ее общественная значимость, ее публицистичность, а не демонстрация собственных вокальных данных, достоинств своей фигуры. В большей степени это связано с тем, что в моей родной Эстонии активизировалось движение в защиту экологической среды. Мы - певцы и музыканты - стремимся также внести в это движение свой посильный вклад, своими голосами хотим пробудить разум. А в каком музыкальном стиле мы это делаем - думаю, особой роли не играет. Просто язык рок-музыки в данном случае наиболее тревожный, сильнее волнующий молодежь. Мне очень хотелось бы петь такие же острые, социально значимые песни и на русском языке. Но кто их для меня напишет?..
Олга Раецка - солистка группы «Турай-дес розе», которой руководит очень самобытный латышский композитор Имантс Кал-ныньш. Она обладает яркими индивидуальными интонациями голоса, красиво обыгрывает его с мелодическим рисунком песни. Но, как показало конкурсное выступление, не до конца вникает в смысловую нагрузку исполняемых строк. Иначе чем объяснить, что во время исполнения социально заостренной «Баллады об одном происшествии» Имантса Калныньша, написанной на стихи Булата Окуджавы специально к конкурсу, Раецку подвел вкус - пластика исполнительницы входила в явную дисгармонию со смысловой нагрузкой песни.
Несколько лет назад Олга ушла из ансамбля «Эолика» в коллектив Имантса Кал-ныньша именно потому, что ей надоела ничего не значащая манера исполнения, ей хотелось и сопереживать в каждой песне.
Еще одну яркую «вспышку» на конкурсе «Юрмала-87» мы наблюдали в лице литовского певца Жильвинаса Бубялиса, в одно мгновение перетряхнувшего зрительный зал и сцену, как старый бабушкин сундук, и очаровавшего зрителя своей замечательной песенкой «Старый буги-вуги». Но, увы, исполнителю не довелось войти в число лауреатов, поскольку его репертуар во втором туре (исполнитель должен заменить одну из двух песен, звучавших в первом туре) оказался куда слабее, и певец был удостоен лишь диплома, так же, как и полюбившийся публике Мераб Сепашвили из Тбилиси.
И снова Центральное телевидение не выполнило обещаний, данных своим же «крестникам»,- с каждым из новых лауреатов музыкальная редакция должна была отснять видеоклип, а затем активно использовать его в своих программах. На деле получилось так, что лишь по разу были приглашены в передачи Карэ Каукс с группой «Ма-хавок», Лариса Конарская (Конащук)- обладательница третьей премии «Юрмала-87» и Мераб Сепашвили с группой «Теа-трон», да молодежная редакция отсняла свой видеоклип с Карэ Каукс.
А когда я спросила на пресс-конференции в Юрмале главного редактора музыкальных программ ЦТ Владимира Упорина, почему съемки не состоялись, он ответил, что «видеоклипы вот уже месяцев восемь-девять на Западе не в моде»... Что тут скажешь? Ну наконец-то мы попали в струю! Но только телезрители по-прежнему не видели, что происходило в мире молодежной поп-музыки...
Вот и получилось, что яркие индивидуальности из Прибалтики все эти годы продолжали расти и работать, практически не выезжая за пределы своих республик.
Мы, зрители, возмущались блеклостью телерепертуара музыкально-развлекательных программ, их безликостью, в то время как интересные исполнители попросту были забыты. Особенно это почувствовалось, когда гала-концерт открытия III Всесоюзного конкурса «Юрмала-88» был составлен из выступлений лауреатов и дипломантов двух прошлых юрмальских фестивалей. Какими великолепными номерами одарили нас Эги-диюс Сипавичус и Жильвинас Бубялис, Олга Раецка и Угис Розе!..
- Что дало вам участие в юрмальском конкурсе? - спрашивала я у многих участников гала-концерта.
Иго (Родриго Фоминс):
- Я очень быстро почувствовал, насколько возросла моя популярность. В какой-то степени это приятно, но мне кажется, что такой славы я еще не заслужил, что еще много нужно работать. Вместе со званием лауреата мне повысили концертную тарификацию. Но до начала 1988 года вместе с группой «Ремикс» работал в штате Латвийского радио и практически не выступал с концертами, в основном работали в студии на записях. С одной стороны, записали очень много новых песен, выпустили два диска, а с другой - испытывали огромнейший дефицит в эмоциональном контакте с публикой.
В 1988 году мы ушли с радио, начали работать при Лиепайском молодежном центре досуга, стали выезжать на гастроли по всей стране и ощутили острейший недостаток информации. Ведь все это время нас знала лишь латышская публика. Кроме того, по-прежнему острой остается проблема репертуара. В нашем активе есть несколько очень хороших песен Раймонда Паулса с аранжировками музыкантов «Ремикса». Но в последнее время мы не поддерживали с ним творческих контактов. Больше писали сами. Те же песни, что предлагают нам для исполнения другие профессиональные композиторы, на наш взгляд, уже не актуальны, особенно их тексты на русском языке. В наше время больших социальных перемен и песенное творчество должно быть на уровне.
Олга Раецка и Угис Розе:
- Нам концертных ставок не повышали, потому что мы хотя и профессиональные исполнители (в группе «Турайдас розе» все профессиональные музыканты), при филармонии и в концертных организациях не работаем, а являемся так называемым хозрасчетным коллективом при Доме культуры научно-исследовательской станции «Турай-да». И все наши выступления проходят на договорных началах, как правило, внутри республики. Мы, может быть, и гастролировали бы по стране, участвовали в программах Центрального телевидения, в крупных концертах, если бы нас приглашали. Своего менеджера, который всем этим занимался бы, у нас нет, а работы нам и в Латвии хватает...
Эгидиюс Сипавичус:
- Я тоже на повышение концертных ставок не претендую, поскольку работаю также на хозрасчете при Центре досуга «Кода». Конкурс дал мне лишь звание дипломанта, и два раза сразу же после «Юрмалы-86» меня показали на всесоюзном телеэкране, а потом на целый год телевидение обо мне забыло. Два года я был вынужден самостоятельно создавать свой коллектив, репертуар и только с лета 1988 года почувствовал, что готов начать концертную деятельность по стране со своей сольной программой. Мы уверены в кассовости своего шоу, но чтобы первоначально привлечь к нему зрителей, нужен опять же менеджер, который позаботился бы о рекламе, необходима помощь Центрального телевидения, которое показало бы на всю страну несколько наших номеров.
Валентине Легкоступовой я задала этот же вопрос позже, после того, как она вернулась с международного конкурса «Сопот-88».
- С одной стороны, «Юрмала» мне очень помогла - подарила встречу с таким мастером шлягера, как Раймонд Паулс, и он написал для меня несколько песен,- ответила Валентина.- Подружилась с такими интересными и профессиональными певцами, как Иго и Сипавичус, многому у них научилась. Меня стали приглашать на съемки ЦТ, правда, в большинстве случаев эти записи до экранов не доходили. Но с другой стороны, я долго не могла добиться от Тульской филармонии аппаратуры для своей группы, хотя нас буквально разрывали с предложениями концертные организации. И еще... Меня рекомендовали на конкурс в Сопот тоже благодаря «Юрмале». Только вот никому не было дела до того, с каким репертуаром я туда поеду, как буду выглядеть, никто не позаботился о рекламе...
Вопрос о необходимости профессионального менеджера, который брал бы под свою опеку по-настоящему интересных молодых певцов, которых, кстати, и открывает юрмальский конкурс, поднимался не единожды.
Давид Тухманов, композитор, член жюри «Юрмалы-87» и «Юрмалы-89»:
- Эта проблема уже давно повисла в воздухе и никак не конкретизируется. А очень хотелось бы «бросить камень» и увидеть, как от него пойдут «круги по водной глади». В последние годы у нас сложились довольно сложные взаимоотношения между авторами песен и исполнителями. Музыканты и певцы, испытывающие постоянный репертуарный голод, работающие вместе, стали более творчески активными - начали сочинять песни сами. При современной технической оснащенности этот процесс более простой. Хотя если думать о песенном шедевре, такого поверхностного подхода явно недостаточно. Особенно остро симптомы «болезни« обнажились на конкурсе в Юрмале.
Каким образом песня, написанная сильными авторами-профессионалами, попадает к исполнителю? У нас в стране этот путь, по сути, единственный - личные контакты непосредственно между людьми. Более того (и чаще всего), песни пишутся для конкретного певца или певицы. У нас нет песенноконкурсного рынка ни на телевидении, ни на радио, ни в Министерстве культуры, ни в Союзе композиторов, ни в агентстве авторских прав, которые покупали бы у авторов песни и предлагали их исполнителям. Нет и так называемых менеджера или продюсеров, которые выступали бы посредниками в звене поэт - композитор - аранжировщик - исполнитель. Ведь дело композитора - сочинять музыку, готовить ноты созданного произведения. Дело поэта - создавать красивый стихотворный и смысловой образ песни. Аранжировщик придает песне более сочное, объемное звучание, грамотно распределив партии инструментов и голоса. Вокалист работает с песней и со своим голосом, занимается сценическим движением, шлифует свое артистическое мастерство... Таковы задачи этих людей. Не бегать же им по инстанциям - сначала в «пристраивании» песни, в поисках исполнителей, а затем вместе «пробивать» песню в телерадиоэфире, искать возможности звукозаписи...
Кстати, и процесс создания имиджа исполнителя - тоже дело «человека со стороны». Собственно, исходя из этого имиджа, и строится репертуарная политика того или иного вокалиста. А поскольку все это в нашей стране находится во власти случая, мы довольно часто становимся свидетелями того, как певцы среднего исполнительского таланта благодаря собственной пробивной силе или того же порядка качествам композитора ли, поэта ли выходили вперед. В то время как по-настоящему талантливые и скромные ждали, когда их кто-то заметит. Так где же эти талантливые организаторы, помогающие раскрываться истинным талантливым исполнителям, которых, кстати, и открывает нам теперь ежегодно конкурс в Юрмале, кто способен «зажигать эти звезды»?..
Надо сказать, что конкурсу «Юрмала-87» досталось сразу от всех: и от зрителей, и от специалистов, и от прессы, и от участников, и даже от самих членов жюри. Особенно критически по отношению к своему «детищу» был настроен Раймонд Паулс.
- Ну разве можно допускать на всесоюзный конкурс таких «зеленых» певцов да с таким «серым» репертуаром? Эдак мы неизвестно до чего докатимся...- говорил он,- Если мы хотим, чтобы наш фестиваль действительно получился таким, каким он должен быть, следует очень серьезно отнестись к отбору кандидатов на участие в нем. Не верю, что в нашей огромной стране нет молодых ребят с интересными голосами. Нужно только лучше искать или бросить клич - сами придут на прослушивание!..
Может быть, к словам маэстро наконец прислушались (ведь удрученный и раздраженный тем направлением, которое усиленно пытались придать конкурсу какие-то «неведомые силы», он уже несколько раз заявлял в интервью, что готов даже отказаться от своего детища), а может, стала очевидной угроза ликвидации юрмальских смотров молодых талантов, но провели-таки перед «Юрмалой-88» и региональные смотры, и итоговое отборочное прослушивание исполнителей в Москве, на Центральном телевидении, уже в феврале 1988 года. И даже фрагменты выступления всех 46 претендентов на «Юрмалу» в передаче «Два дня надежд» показали, а перед «Юрмалой-89» транслировали весь ход заключительного отборочного этапа в Москве.
Щедрым решением жюри 23 певца (а члены жюри все-таки надеялись, что с февраля до конца июня эти ребята, поняв всю серьезность предстоящего состязания, сумеют мобилизовать собственные силы, привлечь в помощь себе профессионалов) были допущены к участию в «Юрмале-88».
- Ребята, не бойтесь быть на сцене модными и раскованными, не старайтесь выглядеть старше своих лет и не «тащите» в свои юные образы излишние страсти и патетику,- говорил будущим конкурсантам композитор Максим Дунаевский.
Тогда же, в Москве, было решено, что выступление на конкурсе впервые будет проходить под инструментальную фонограмму, на которой записано привычное каждому певцу музыкальное сопровождение. Необходимо только обеспечить его профессиональную запись.
Однако усвоили уроки и провели время с пользой, как это показала «Юрмала-88», немногие. Способными учениками как раз и оказались лидеры состязания - обладатель «Гран-при» москвич Александр Малинин, эстонский певец Эрих Кригер (первая премия) и певец из Латвии Зигфридс Муктупавелс (вторая премия).
Имя Александра Малинина до его убедительной победы на конкурсе было известно довольно ограниченному кругу поклонников музыки, побывавших на его концертах. А ведь Александру к тому моменту, когда он стал обладателем «Гран-при» конкурса, исполнилось уже 29 лет. За год до своего взлета в Юрмале он побывал вместе с группой Стаса Намина на гастролях в США, а буквально накануне юрмальского фестиваля был снова приглашен в Соединенные Штаты американским певцом и композитором Дэйвидом Померанцем. Они вместе выступили с концертами в Лос-Анджелесе и Бостоне. Еще в 1986 году Александр с Дэйвидом записали пластинку «Далекие страны». В Москве, в студии звукозаписи, под инструментальные фонограммы, предложенные Дэйвидом, Александр «наложил» свой голос, а вышел диск в США.
- Зачем тебе было участвовать в юрмальском состязании, ты ведь и без того уже на пути «в звезды»? - спросила я после конкурса у Малинина.
- Может быть. Однако по телевидению мне выступать еще не приходилось,- ответил он.- И когда пришлось бы, тоже неизвестно. А здесь - три вечера подряд на сцене, несколько телеинтервью в «Дневниках конкурса» и большое внимание прессы, а это все очень много значит в эстраде!
Согласитесь, очень верное и зрелое понимание роли, значения и места конкурса в нашей музыкальной жизни...
Отмечу, что на сей раз в лидерах «Юрмалы» оказались по-настоящему профессиональные артисты эстрады. Александр Малинин прошел великолепную школу вокального мастерства в студии эстрадного искусства при Свердловской областной филармонии, где ежегодно готовили певцов для Уральского народного хора. Затем была армейская служба в ансамбле песни и пляски Уральского военного округа, работа в нескольких московских ансамблях, группе Стаса Намина. В последние годы Александр работает с группой «Метроном». Эрих Кригер окончил эстрадную студию при Эстонской филармонии, тоже была служба в ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа, а затем - учеба на отделении камерного пения Таллиннской консерватории, сотрудничество с эстонскими группами «In Spe», «Руя», вокальным квартетом «Barbershop».
Зигфриде Муктупавелс считает себя прежде всего профессиональным музыкантом, скрипачом, а потом уже вокалистом. Он закончил Лиепайское музыкальное училище по классу скрипки. Играл в самодеятельном ансамбле в ДК, иногда пел собственные сочинения. Удачно выступил на районном смотре, заняв второе место. Там его и приметил композитор, руководитель группы «Зодиак», известной всей стране своими дисками с инструментальной элек-тронно-синтезаторной музыкой. Янис Лусенс пригласил скрипача Муктупавелса участвовать в музыкальном спектакле Лиепайского драматического театра «Мама и нейтронная бомба» по поэме Евгения Евтушенко. Это было в 1986-м. С того времени Зигфриде работал и рос как скрипач и певец под руководством опытного профессионального музыканта в группе «Зодиак». Как участник этого коллектива в 1987 году Муктупавелс стал победителем межреспубликанского конкурса «Лиепайский янтарь».
Каститис Кербедис из Паневежиса уже более 10 лет поет в ансамбле «Вайвори-кште». Этот коллектив занимает лидирующие позиции среди поп-групп Литвы.
Третью премию Каститис разделил в Юрмале с тогдашней солисткой ансамбля «Садо» из Ташкента Азизой Мухамедовой. Она с 16 лет работала в этой группе, за год до конкурса закончила консерваторию.
Хочется отметить, что каждый из названных лауреатов - личность. Пять индивидуальностей за один конкурс - это ли не успех!
Кажется, у лауреатов и дипломантов «Юрмалы» 1988 года появились и шефы-покровители, которые обещали, что теперь:
- сразу же по окончании Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской эстрадной песни «Юрмала» все лауреаты и дипломанты получат концертные ставки, соответствующие их новому званию (лауреаты «Юрмалы-88» получили первую высшую категорию);
- будут организованы серии концертных турне по городам Советского Союза с выступлениями в крупнейших концертных залах Москвы и Ленинграда, на стадионах и во Дворцах спорта.
По итогам «Юрмалы-89» хотелось бы отметить прежде всего лауреатов конкурса. Лидером первого тура оказалась завершавшая его солистка ташкентского варьете «Экспресс-ревю» Анжелина Петросова. Идя по стопам популярной в последнее время израильтянки Офры Хазы, она заворожила всех своим томным, словно в неге переливающимся голосом, восточной экзотичностью танца и костюма в миниатюре «Колдует любовь», подкупила шармом в новом ппочтении на восточный лад старого шлягера «Все равно ты будешь мой». К сожалению, на втором туре Петросова выступила менее удачно. В итоге - первое место.
«Гран-при» достался солисту тбилисского ансамбля «Иверия» Сосо Павлиашвили, запомнившемуся всем прекрасным исполнением песни «Свобода». Жюри и зал высоко оценили экспрессию, мужественность образа, искренность исполнителя.
Современную манеру исполнения и высокую музыкальную культуру продемонстрировали солист пензенской группы «Маэстро Левенгук» Евгений Куликов (вторая премия), солист лиепайской группы «Мистика» Иво Фомине и ереванец Арамо Геворкян (третья премия).
На сей раз лауреатов «Юрмалы» пригласила в гастрольное турне по Чехословакии, Австрии, Венгрии и ФРГ советско-австрийская фирма «Галвена».
(От редакции. Итак, конкурс «Юрмала-89» уже принадлежит истории. Разумеется, мы не собираемся вступать в споры с членами уважаемого жюри. И все же... Все же хотелось бы высказать и свое собственное мнение, на которое мы, как журналисты и издатели, тоже имеем право. На наш взгляд, «Юрмала-89» была менее интересной, чем предыдущий конкурс. Вроде бы и голоса были, и лица симпатичные, но скучно, серо...
Трудно понять, чем руководствовались организаторы конкурса, когда не допустили к участию в нем Джордану Буткуте из Каунаса, когда в ходе самого конкурса к участию во втором туре не были допущены по сумме баллов Лилия Букеева (Уфа), Наталья Ефименко (Киев), Искандер Хайруллин (Пермь). В то же время бесцветная и маловыразительная Айслу Султанова получила довольно высокие оценки у членов жюри и в итоге стала дипломанткой «Юрмалы-89». Быть может, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что одну их конкурсных песен Султанова пела по-латышски? Это лишь один из вопросов, на который хотелось бы получить ответ в будущем. Ведь время становления конкурса пришло.)
Включился в работу с участниками «Юрмалы» и ЦК ВЛКСМ. Совместно с Бюро международного молодежного туризма «Спутник» была организована концертная поездка лауреатов конкурса 1988 года в Польшу для участия в совместных советско-польских концертах.
Да, конкурс «Юрмала» набрал обороты, и свою главную задачу, как трамплин к популярности, к знакомству с молодыми певцами он выполняет. И исполнители после столь напряженного состязания при необыкновенно требовательном жюри и критическом внимании телезрителя начинают чувствовать себя и на «живой» эстраде, и на телевизионной куда увереннее. А «болезни роста», о которых шел разговор и в этой публикации, конкурс обязательно преодолеет.
Татьяна Секридова
Юрмала - Москва
Опубликовано:
18 марта 2017 г.
ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ:
Самой яркой звездой конкурса «Юрмала-86» стал обладатель «Гоан-при» певец из Латвии Родриго Фоминс.
Несколько баллов не хватило литовскому певцу Жильвинасу Бубялису для того, чтобы стать лауреатом конкурса.
Экспрессия, мужественность образа, искренность, высокий профессионализм. И как итог - «Гран-при» для Сосо Павлиашвили на конкурсе «Юрмала-89».
Вторую премию «Юрмалы-89» получил обаятельный Евгений Куликов.
Колдует любовь...
Обладательница первой премии «Юрмалы-89» Анжелина Петросова. Она же получила приз как самая женственная участница конкурса.
Обладатель второй премии на конкурсе «Юрмала-87» Олга Раецка лишь на один балл не «дотянула» до полной победы.
Прекрасный старт на конкурсе «Юрмала-86» открыл для слушателей Валентину Легкоступову.
Бесспорный лидер «Юрмалы-88» обладатель «Гоан-при» конкурса Александр Малинин поет и рок, и романсы, и поп. Юрмальский конкурс открыл имя певца широкой публике.
Эстонская певица Кара Каукс - победительница «Юрмалы-87».
Самой элегантной, экстравагантной и фотогеничной на конкурсе 1988 года была молодая певица из Ташкента Азиза Мухамедова.
Награды победителям «Юрмалы-88». Александр Малинин и латышский певец Зигфриде Муктупавелс (справа).
Председатель жюри конкурсов в Юрмале композитор Раймонд Паулс вручает диплом лауреата певцу из Эстонии Эриху Кригеру.
«Великолепная пятерка» - лауреаты конкурса «Юрмала-89».
(Внизу большое фото): В концертном зале «Дзинтари» с 1986 года проходит Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни.
|