Журнал "Музыкальная жизнь", № 16, август 1965 г.
Встреча с "Орэра"
Как-то в одном маленьком грузинском селении довелось мне побывать в школе. В обычной сельской школе. На перемене черноголовые шустрые мальчишки гоняли в футбол. Один из них лихо забил гол в ворота соперников, и пока вратарь в поисках мяча обшаривал кусты, автор гола... вдруг звонко запел. Сейчас же к нему присоединились второй, третий, и вот уже пела чуть ли не вся команда. Наверно, это была какая-то дразнилка: уж очень задорно пели ее мальчишки. Но больше всего поражало то, как стройно звучал этот скороспелый ансамбль - хоть сейчас на сцену. И как ловко каждый вел свой голос!
Об этом я невольно вспомнил, слушая концерт вокального квартета «Орэра» (Теймураз Давитая, Тамаз Панчвидзе, Зураб Яшвили и Роберт Бардзимашвили). Этот ансамбль, помимо удивительной слитности голосов и чистоты строя, обладает большим диапазоном красок и незаурядными актерскими дарованиями.
Программа «Орэра», показанная москвичам в мае, называлась «С песней вокруг света». Откровенно говоря, название новизной не блещет. В последнее время на нашей эстраде выступает немало исполнителей, чье внимание привлекают именно зарубежные песни. И чего греха таить - часто эстрадные певцы наспех выучивают «заграничную» песню на «заграничном» языке и не понимают даже, о чем поют. Но «Орэра» может с полным правом пускаться в увлекательное, хотя и нелегкое путешествие с песней по планете. Его участники великолепно знают, о чем поют. Ведь квартет возник в Тбилисском институте иностранных языков. И все четверо - выпускники этого института. Профессиональными певцами они стали совсем недавно - всего четыре года тому назад. Но за эти годы успели объездить многие города Советского Союза, побывать в ряде стран Европы, Африки, Азии. И каждая такая поездка - новые песни в репертуаре квартета. «Орэра» поет на 16 языках. Вероятно, не всеми шестнадцатью владеют его участники, но каждая песня так мастерски сделана, что зрители, даже не зная языка, ясно видят и понимают, о чем идет речь. Этому в большой степени способствует умение перевоплощаться - качество, необходимое для эстрадного артиста.
Вот перед нами веселая четверка ковбоев, но не тех, с «кольтами» из голливудских боевиков, а ребят, знающих, что такое нелегкий труд ковбоя (как ловко они набрасывают лассо на горячих коней!), и понимающих толк в шутке.
А вот озорные тирольцы, подшучивающие над своим незадачливым товарищем-холостяком, которому никак не удается жениться.
А кто сказал, что англичане сухой и чопорный народ? Да вы только послушайте, какие задорные песни они поют! Ну хотя бы вот эту - «День за днем»...
С первых же минут симпатии всего зала завоевывает Тамаз Панчвидзе. Этот весельчак очень артистичен и обаятелен. Его юмор не раз вызывал веселый смех в зрительном зале. Кстати, артистичность присуща и всем остальным участникам квартета, а в том, что это качество ярко раскрылось в программе,- большая заслуга режиссера-постановщика Автандила Геловани (он же конферирует в концерте). Он сумел увидеть в каждой песне игровую миниатюру и найти скупые, но точные штрихи для раскрытия ее характера. Это особенно заметно в чешской песенке «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон». Казалось бы, что можно сделать нового в такой запетой песне? И все-таки «Орэра» сумел ее исполнить по-своему и очень интересно. И как раз в данном случае не за счет вокальных находок, а благодаря оригинальному актерскому решению.
Рецензия не была бы полной, если бы в ней не нашлось хотя бы одного «но». Не будем же отступать от традиций, тем более, что «но» и в самом деле есть. Квартет «Орэра» обкрадывает себя тем, что мало в его программе песен лирических. Пожалуй, она перенасыщена шуточными. А ведь лирика - одна из сильных сторон квартета, это было видно по тем нескольким песням (например, «Васильки» П. Аедоницкого), которые прозвучали в концерте.
К сожалению, наименее яркий номер в программе «Орэра» - «Комсомольские песни», которыми открывалось второе отделение. Сама по себе задумка интересна, хотя и не нова: показать путь комсомола в песне от гражданской войны до наших дней. Но воплощение замысла оставило чувство неудовлетворенности. Куда-то вдруг исчезли красота звучания, стройность (на мгновение они появляются в конце композиции, когда проходят «Подмосковные вечера»). Может быть, это из-за того, что вокальная «инструментовка» сделана не очень удачно? Номер не спасают патетические текстовые «прокладки» между песнями, которые по очереди читают участники квартета. Кстати, читают они довольно посредственно: видимо им хочется, чтобы текст звучал героически, а получается-то по-школьному, «с выражением».
С квартетом «Орэра» выступает Нани Брегвадзе- певица сугубо лирическая. Ее выступление- своеобразный контрастный штрих, оно как бы оттеняет и подчеркивает жизнерадостность и юмор «Орэра». У Брегвадзе приятный небольшого диапазона голос. Поет она в той интимной манере, которая сейчас распространена на эстраде. Певицу нельзя упрекнуть в отсутствии чувства меры, зато в некотором тембровом и динамическом однообразии можно: все три песни, которые она пела в первом отделении, казались похожими друг на друга. Во втором отделении довольно спорна манера исполнения старинных русских романсов: слишком уж «цыганисто» поет их Брегвадзе. Вряд ли характерны для русского романса такие «подъезды» к нотам и такой откровенный надрыв. Вероятно, это поправимо, так как в том же втором отделении Брегвадзе просто и с большим вкусом исполняла итальянские песни «Молитва любви» и «Солнце светит» в сопровождении квартета «Орэра».
Четырежды появлялся в программе танцевальный квартет (Д. Адуашвили, Н. Долидзе, Г. Агапишвили и В. Геловани), но, по крайней мере, два номера - выстрелы вхолостую. В самом деле, мы уже столько раз видели (и, кстати, в гораздо лучшем исполнении) огневые грузинские танцы и знаем, что танцоры умеют легко ходить на пальцах и с размаху бросаться на колени. Да и по своему построению эти номера («Кавказский танец» и «Соревнование») похожи на тысячи других: общий выход, демонстрация трюков с возможно большим количеством шума и общий финал. Вероятно, не так-то просто найти новые формы в национальных танцах, но искать надо! А в том, что искать и находить можно - мы убедились в блестящем номере этого квартета «Учитель танцев». Вот каким должен быть эстрадный номер! Современно, ярко, талантливо.
Вся программа идет в сопровождении инструментального квинтета. Играет он довольно мягко, правда иногда увлекается большими звучностями. К сожалению, сольным выступлениям квинтета отведено довольно скромное место в концерте - всего два номера, да и то мало интересные по музыке. А ведь там есть отличные музыканты: саксофонист А. Манджгаладзе, тромбонист Г. Бугданов...
Но вот звучит последняя песня - «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе. Ее очень проникновенно поют Н. Брегвадзе и Р. Бардзимашвили. Наше путешествие подошло к концу. И жалко расставаться с жизнерадостными, талантливыми, влюбленными в песню людьми.
Е. НАДЕИНСКИИ
Опубликовано:
21 ноября 2016 г.
|