История появления этого диска на свет существует в двух версиях. Официальная заставляет просто расплыться от умиления: 28 июня 1990 года экс-басист Black Sabbath Гизер Батлер появился на концерте Ронни Джеймса Дио в американском Миннеаполисе. Сыграв вместе на бис песню "Neon Knights", бывшие однополчане задумались о том, чтобы замутить вместе какой-нибудь проект, а потом заявились к главе Black Sabbath Тони Айомми, который к тому времени восемь лет обходился без услуг Дио, и шесть лет - без Батлера. Измученный хроническими неудачами, Айомми согласился на воссоединение... Неофициальная версия звучит намного циничнее - компания Warner Brothers в мыслях о праведном зарабатывании денег предложила Айомми воссоединиться либо с Оззи Осборном, либо с Дио - в общем, с кем-то из "больших имён". Надеясь, естественно, на сверхприбыли от продаж дисков и билетов на концерты. С Осборном не вышло: то ли он не захотел прерывать супер-успешную (при полном отсутствии талантов, что любопытно) сольную карьеру, то ли Айомми не захотел связываться с любителем кокаина и летучих мышей... А вот Дио согласился, "лишних людей" - басиста Нила Мюррея и певца Тони Мартина - наладили в январе 1991 года подальше из Black Sabbath. Группа даже не доиграла турне в поддержку альбома "Tyr"...
В процессе записи случилась ещё одна потеря - опять же, имеющая два объяснения. Барабанщик Коузи Пауэлл покинул группу, официально - из-за полученной в сентябре 1991 года травмы (на него упала лошадь, поверите ли...), неофициально - из-за прямо-таки смертельной вражды между ним и Дио (кто-то говорит и о том, что Пауэлл запросил слишком много денег). Так что на окончательном варианте можно услышать ударника Винни Эпписа, прежде записавшего с группой пластинку "Mob Rules".
Деньги или энтузиазм, лошади или личные трения стали причиной того, что четвёртый состав Black Sabbath воссоединился - по большому счёту, неважно; это уже история. Альбом же получился весьма интересным. В первую очередь обращает на себя внимание его тяжесть - более тяжёлого диска группа не записывала никогда! Первоначально, как и "Tyr", он должен был стать концептуальным повествованием - на сей раз о зле технического прогресса, но по ходу написания текстов антитехнократическая лирика была разбавлена мистикой и социальным протестом.
Заглавная песня альбома "Computer God" открывается какими-то индустриальными шумами и переходит в сокрушительный тяжеляк с нарочито нерифмованным и глубоко образным текстом, полностью соответствующим названию (и обложке). В середине имеется приятный спокойный кусочек - оркестровая подкладка создана Джеффом Николсом (он удержался в составе группы чудом). Впрочем, длится он недолго... Вторая песня "After All (The Dead)" - чудовищно депрессивная и мистическая, повествует о загробной жизни, вокал Дио достигает вершины эмоциональности. Любопытно, что автор мега-игры всех времён и народов "Doom" (1993) Джон Ромеро хотел использовать эту песню как главный элемент саундтрека своего творения, но что-то "не срослось". Впрочем, на десятом уровне второй части "Doom", если прислушаться, на фоне можно услышать сильно изменённое вступление к этой песне, растянутое на целое отдельное произведение.
Следом идёт быстрая "TV Crimes", повествующая о лживости церкви и новомодного веяния - теле-евангелистов. "Master of Insanity" принесена Батлером из сольного творчества (её главный рифф вчистую "сдёрнут" с "Lady of the Lake" от Rainbow - а тот, в свою очередь, до странного напоминает "The Wanton Song" от Led Zeppelin... впрочем, он настолько прост, что речь может идти и о совпадении), а вершиной альбома служит скоростная "Time Machine" с басовым соло в середине. Это единственная песня с этого альбома, звучавшая на концертах в последующем турне "Cross Purposes".
"Letters from Earth" и "Sins of the Father" (особенно последняя) являются стопроцентными "филлерами", зато три последних номера достойно завершают альбом. Это яростный гимн "I", начинающийся со вкрадчивого интро и продолжающийся всесокрушающим, подобно кегельному шару на термоядерном двигателе, риффом (знатоки творчества Black Sabbath вспомнят, конечно, что этот рифф звучал ещё на московском концерте Саббат в 1989 году - Тони Айомми играл его во время представления участников группы Тони Мартином). Текст песни повествует, так сказать, об "одиноком воине металла", который, по его собственному мнению, хоть и один, но сильнее всех своих недоброжелателей, вместе взятых. Это может показаться плакатностью, но на альбоме звучит, благодаря Дио, очень убедительно. Мистическая "Too Late" с акустическими вкраплениями - история о человеке, который заключил договор с Дьяволом, но, когда настало время, не захотел отдавать душу в уплату. А пришлось... И наконец, мощнейшая среднетемповая "Buried Alive" завершает этот воистину Чёрный альбом "Чёрного шабаша".
Итак, что получается на выходе? Записанный по сугубо "корпоративным" соображениям, альбом неожиданно оказался самой тяжёлой и злой работой группы. Не занимать ему и искренности - он слушается куда убедительнее творений доморощенных блэк-металлистов, соревнующихся в том, кто из них более "true" и "evil". Правда, воссоединение этого состава было явно искусственным, и продержался он всего один альбом и турне. И у распада его два объяснения - официальное и неофициальное. Первое гласит, что в 1992 году Оззи Осборн (опять он, злой гений Black Sabbath!) собрался завершать свою карьеру, и возжелал сыграть на прощание с группой, в которой когда-то провёл девять лет. Дио не пожелал "разогревать" своего соперника (и, как поговаривают, личного врага), и хлопнул дверью, поэтому последние два концерта группа доиграла с Робом Хэлфордом (экс-Judas Priest)! Тони Мартин, которого первоначально планировали выставить к микрофону, гастролировал в это время по Европе с группой Cozy Powell's Hammer (где на басу играл ещё один обиженный экс-саббатовец, Нил Мюррей), и в США прилететь бы не успел. Результат - уникальные и легендарные выступления группы с бывшим фронтменом "пристов", ставшие "бестселлером" среди тех, кто торгует неофициальными записями с концертов.
Неофициально же Дио покинул группу из-за старых "добрых" разногласий с ядром Black Sabbath - Айомми и Батлером, как и за десять лет до этого. История имеет свойство двигаться по кругу... "Dehumanizer" же остался одной из вех в истории Black Sabbath, до конца которой оставалось, по сути, всего четыре года. Отзвуки его слышны и на следующем альбоме BS "Cross Purposes", и в куда большей мере - на следующих двух сольных работах Дио.
Автор: Илья Снопченко
|