Тринадцатый альбом Black Sabbath был вполне достоин своего "несчастливого" номера - и дело вовсе не в качестве. Просто попытка выяснить, что же происходило в стане Black Sabbath в конце 1986 и начале 1987 годов, когда он записывался, сродни потугам разобраться в хитросплетениях родственных связей героев бразильской мыльной оперы. "Это не твой ребёнок!" "Нет, мой!" Даже удивительно, что неразбериха и кадровая чехарда почти не отразились ни на качестве материала, ни на качестве записи.
Впрочем, Айомми не был бы Айомми, если бы допустил хоть малейшую слабину. Итак, немного истории - альбом был написан составом, который играл в турне "Seventh Star". Но басист Дэйв Шпиц для начала решил отдохнуть от участия в группе, и на записи его сменил знаменитый Боб Дэйсли, участник Rainbow, Uriah Heep и Blizzard of Ozz. Он же написал большую часть лирики, поскольку певец Рэй Гиллен не был силён в стихотворчестве. Однако на постоянной основе Дэйсли к группе не присоединился, поскольку был занят у Гэри Мура, и, сделав своё дело, отправился восвояси. А в начале 1987 года, в разгар работы над альбомом, группу покинули - из-за "разочарования и отсутствия перспектив" - ударник Эрик Сингер и вокалист Рэй Гиллен (уже записавшие к тому времени свои партии). Эта парочка организовала вместе с экс-гитаристом Оззи Осборна Jake E. Lee блюз-роковую команду Badlands, а от Black Sabbath снова остались ветераны Айомми и Николс.
Вокал пришлось переписывать спешно приглашенному в группу певцу Тони Мартину. Он справился с работой блестяще, и был зачислен в Black Sabbath на постоянной основе. Правда, в некоторых песнях чувствуется, что он снимал вокальные партии Гиллена "в ноль", что не всегда совпадало с особенностями его голоса. Впрочем, чего ещё требовать от человека, которому дали незнакомый материал и велели перезаписать все вокальные партии за восемь дней? Времени искать свой подход к материалу или переделывать мелодии и тексты у Мартина не было.
В короткое турне по Европе группа отправилась с сессионной ритм-секцией, которая дважды сменилась за время с июля по декабрь 1987 года. Это время считают "надиром" - самой низшей точкой - в истории Black Sabbath...
"The Shining" - открывающий группу драйвовый номер с текстом на тему Стивена Кинга, пожалуй, лишён изъянов - если не считать некоторой помпезности. Он был выпущен на сингле, а заодно и надолго прописался в живых выступлениях. Очень узнаваемая вещь, как нельзя лучше возвещавшая наступление новой "эры" в истории Чёрного Шабаша. Эры Мартина. Как прокомментировал это один моих знакомых с форумов сайта Black Sabbath: "The first notes of "The Shining" sound like a statement: "We're f*ckin' back!"
"Ancient Warrior" - начинается с жёсткой гитары. Номер скорее медленный, но очень плотный и качевый. Хоть убейте, но эта песня у меня ассоциируется с творчеством Ника Перумова, точнее - с персонажем по имени Хрофт из "Гибели Богов". Правда, бэк-вокалы в припеве немного портят впечатление - лучше бы на их место поставили клавишные.
"Hard Life to Love" - как и во многих других предшествующих альбомах, третьей композицией Black Sabbath ставят нечто быстрое - после задумчивой второй. Если честно, эта песня для меня ничем не примечательна и запоминающихся моментов не содержит. Чувствуется, что "пауэр-металлические" распевы Гиллена его преемнику даются с некоторым трудом.
"Glory Ride" - эту композицию можно охарактеризовать как "укороченный эпик". Здесь имеется и основная драйвовая часть, и короткая акустическая вставка, и, естественно, симпатичное соло. Полновесный номер.
"Born to Lose" - вторая песня, которая мне не очень симпатична. Она... обыкновенная. А обыкновенность - это то, чем Black Sabbath никогда не "славились". Странно, что в турне из нового материала исполнялась именно она - наряду с более оправданными "The Shining" и "Glory Ride".
"Nightmare" - вкрадчивое клавишное вступление "под ксилофон", а затем - шквал ударных. Ещё одна среднетемповая песня, в лучшем смысле этого слова. Примечательна она ещё и тем, что на ней - единственной на альбоме - сохранены фрагменты, записанные Гилленом. Речь идёт о смехе в интерлюдии. Ускоренная средняя часть звучит достаточно мощно. Было бы любопытно представить её не просто как часть живого выступления группы, но как открывашку. Ведь получилось же использовать в качестве первой песни чем-то похожую "Time Machine" с альбома 1992 года?
"Scarlet Pimpernel" - как и в семидесятых, Айомми поместил на диск полноценный инструментал (всё-таки ни "Stonehenge", ни "Sphinx", ни даже "E5150" таковыми назвать нельзя, это именно вступления к песням). Инструментал вышел на славу - гитары и клавишные создают тревожную атмосферу, которая мне напоминает о небе перед грозой, когда с одной стороны стеной стоят тучи, а с другой ярко светит солнце. Я бы не имел ничего против, если бы на концертах Айомми брал в руки акустику и играл этот замечательный кусочек и ещё что-нибудь подобное. Ведь Black Sabbath - это всё же больше, чем "War Pigs" и "Iron Man", гораздо больше, чем просто музыкальное "мясо", настроенная на 5 полутонов ниже обычного гитара и гнусавое пищание Оззи Осборна. Эта группа всегда славилась именно композиторским мастерством и способностью сочетать самые разные элементы - от джаза до дума - так, что это звучало гармонично.
"Lost Forever" - да, дело близится к развязке. Быстрая композиция с текстом на тему переживаний человека, которому через несколько минут придётся взойти на эшафот. Впрочем, в лирике этой песни (как и "Nightmare") есть намёк и на будущий "сатанинский" альбом "Headless Cross".
"Eternal Idol" - достойное завершение альбома и при этом совершенно необычная вешь! Во-первых, её название никак не связано с темой композиции - просто Айомми увидел в музее одноимённую скульптуру Родена и захотел приспособить это название к своему творчеству. Во-вторых, единственное, что есть в этой песне от обычных композиций - это повторяющийся на разные лады рифф. Больше в ней нет ничего - ни чёткого ритма, ни рифмы или размера в текстовой её части, ни куплетов, ни припева... Но если вы думаете, что это некое бессмысленное нагромождение музыкальных идей, то вы ошибаетесь. Эпик длиной более шести минут - целое повествование о судьбах мира, вызов и Богу, и Дьяволу, и тем людям, которые вершат судьбы других здесь, на земле:
"You and I are victims of their word
As the masters of power try to poison our world
Greed, money taken over their souls,
Just mechanical brains,
Politicians don't know!
They just - don't - know..."
Последнее слово Тони Мартин повторяет снова и снова, пока песня постепенно затихает и обрывается... Эта вешь, к сожалению, ни разу не звучала на концертах Black Sabbath, что более чем странно. Зато Тони Мартин исполнял её сольно - и превращал в жесточайше тяжёлый, буквально сбивающий с ног, дум-монстр. Что ж, наплевательское отношение Black Sabbath к собственному материалу, видимо, стало уже притчей во языцех... В этом смысле им не мешало бы поучиться у нашей родной Арии. Впрочем, теперь уже поздно.
"Some Kind of Woman" - этот трек на альбоме не присутствует, а является довольно редким бисайдом к синглу "The Shining" (наряду с "Black Moon", перезаписанной полутора годами позже для следующего альбома). Почти "ванхаленовский" трек: быстрый, разухабистый и лёгкий, почти шуточный. SKOW (не путать с пёпловской "Strange Kind of Woman"!) и "Black Moon" - единственные песни периода 1987 года, для которых тексты были написаны Мартином. Говорят, что Айомми был немало удивлён тем, какой текст сочинил Мартин для "SKOW" - впрочем, нечто глубоко философское или сатанинское поверх такой музыки слушалось бы нелепо.
Резюме: местами неровный, но в лучших песнях просто отличный альбом. Возможно, это покажется противоречием с высказанной в начале мыслью о том, что хаос в студии не повлиял на качество, но очень многие рецензенты, например, хвалят показавшиеся мне скучноватыми "Hard Life to Love" и "Born to Lose". Соответственно, моя субъективная оценка будет такая - 7 баллов из 10.
Рецензент: Илья Снопченко
|