После выпуска отличного альбома «Heaven and Hell» в группе опять начались проблемы. У Билла Уорда за короткий период умерли отец с матерью, и бедняга пытался залить горе спиртным. Продолжать участвовать в концертах он уже не мог, и Дио вызвал на замену своего друга – Винни Эпписа (правильнее – Эпписи), барабанившего раньше в таких группах, как Derringer, Axis и Bruzer, и выбравшего Black Sabbath, хотя его услугами хотел воспользоваться и Оззи. Прослушав кассеты с записью игры данного кандидата, Тони понял, что молодой американец (все остальные были старше его почти на десять лет) более чем им подходит. Оззи, клоунствуя в своем духе, в шутку назвал этот состав «Гизер Батлер и три итальянца».
Второй альбом с Дио и десятый в активе группы, выпущенный 4 ноября 1981 г., возможно, течет в своем русле не так плавно, как предыдущий, но зато ближе к работам группы с Оззи благодаря более «сырому» и более мрачному саунду. Темп в композициях замедлился, мелодии стали более давящими, а гитара вновь приобрела грязный и тяжелый саунд. Такую музыку впоследствии назовут стоунер-роком. Впечатления остаются прекрасные, хотя во многом это повторение пройденного, и то, что получилось в первый раз, оказалось чуть похуже во второй. Подвело на этот раз и микширование – из-за того, что, по словам Тони, и участники группы, и продюсер Берч были постоянно под действием наркотиков.
На обложке под названием «Mob Dream», сделанной Грегом Хильдебрандтом и являющейся неожиданно мрачной, особенно в сравнении с предыдущим альбомом, находится то, что сам художник назвал сатанистской версией знаменитой Туринской плащаницы. На этом окровавленном полотне вместо лика Христа видна голова Сатаны, а вокруг стоят жуткие безликие существа в грязных балахонах. Ходили слухи, что на картине есть текст «Убей Оззи», причем слово «Убей» якобы находится под простыней, а «Оззи» слегка выглядывает справа. Согласно Грегу, все это вымышленная чепуха. Кстати, изображение дьявола напоминает Мюррея – существо, которое позднее появлялось на альбомах Dio.
1). «Turn Up the Night». Начало напоминает предыдущий альбом благодаря такой же энергичной и быстрой композиции. Мощный риффинг, плотный бас, сильные ударные. Текст представляет собой любовную лирику, которую Дио также может писать не хуже фэнтези. Его герой очарован женщиной, к которой он обращается, да так, что она вызывает в нем дрожь по всему телу. Запоминается припев, в котором обыгрывается стандартная фраза «turn up the light» («прибавить свет»). Заменяем всего одну букву и в результате получаем, что Ронни Джеймс просит «усилить ночь». Не обошлось тут и без некоторого налета мистицизма («Зло таится в сумерках, танцует в темноте»), поскольку Дио – не Гиллан и банальных текстов не любит. Отличные гитарные завывания в сольной части сопровождаются плотной ритм-секцией. В конце музыка довольно быстро стихает, в то время как герой песни никак не дождется, когда его пассия выключит свет и они смогут пообщаться друг с другом совершенно на другом уровне. Надеюсь только, что девушка не на вампира нарвалась.
2). «Voodoo». Вещь с более блюзовым звучанием. Риффует гитара, присоединяются ударные и бас в среднем темпе. Дио вспомнил все-таки о сатанистской славе группы. «Говоришь, не знаешь меня – значит сгоришь. Можешь отвергать, но проиграешь из-за меня», – поет синьор Падовона, в то время как его голос эффектно отражается эхом, словно он взывает из преисподней. В то же время Дио делится с нами своими познаниями в области вуду, в связи с чем трудно сказать, поет ли он от лица дьявола или же хунгана (священника вуду). Впрочем, хрен редьки не слаще, а человек с дьявольскими силами, возможно, еще хуже, чем просто дьявол. В соло соединились мощь и тревожность. Подозреваю, что эта композиция вполне могла вдохновить Кинга Даймонда на создание одноименного альбома. Под конец Тони выдает еще одно соло, заканчивающееся диминуэндо.
3). «The Sign of the Southern Cross». Очень интересная вещь и один из лучших эпиков как Black Sabbath, так, вероятно, и Дио во всех группах, где он пел. Интро напоминает «Children of the Sea». Играет акустическая гитара, присоединяется вторая, а затем и тихий бас. Голос Дио звучит очень лирично, показывая, что и балладный стиль ему не чужд. Оззи так бы не спел. В первом куплете высказывается, видимо, мысль о том, что наши слова и поступки должны отражать наши чувства и убеждения; невозможно соглашаться с тем, что тебе неприятно, сохраняя при этом маску безразличия. Слова «fade away», которые синьор Падовона произносит еще более нежным голосом, можно перевести как «постепенно уходи» – уходи от конформизма, будь самим собой, покажи миру настоящего себя, не думай о том, чем это может обернуться. Внезапно в динамики врывается риффинг, звучащий невероятно мощно. Далее Дио поет под размеренный, но громкий стук ударных и жутковатые звуки клавишных. Он описывает «маленький мир» – рай, в котором каждый счастлив быть самим собой. Как и в эпике «Heaven and Hell» на предыдущем альбоме, здесь вновь упоминается «танцор» – дух свободы внутри человека. Однако причем здесь «знак Южного Креста»? Дело в том, что это созвездие нельзя увидеть в Северном полушарии, в котором мы живем (как и участники Black Sabbath), но даже в Южном полушарии оно кажется настолько незаметным, что требуются хорошие глаза, чтобы найти его на ночном небе. Здесь оно становится метафорой счастья, к которому стремятся все люди и ради которого нужно постараться. «Плывите к знаку», – наставляет Дио. Далее он говорит о том, что наиболее сильными являются молодые люди, которые, в отличие от тех, кто прожил дольше, пока еще не сделались угрюмыми конформистами, совершенно забывшими о том, кто они есть на самом деле, думающими лишь о собственных удовольствиях и не желающими познавать жизнь во всем ее разнообразии. В сольной части гитара завывает очень мощно, с несколько раз повторяющимся эффектным эхом риффинга. Затем Ронни Джеймс дает еще несколько дельных советов молодым – например, «Не живите ради удовольствия, пусть жизнь будет вашим сокровищем», – а также предупреждает о том, чтобы не забирались слишком высоко, потому что падать будет больно, а ловить внизу никто не станет, особенно если вы заставляли других идти за вами вверх. В конце, когда композиция заканчивается диминуэндо под гитарное соло, появляется свист, и мы переходим в…
4). «E5150». …странный инструментал в духе «FX» с «Vol 4». Хотя на предыдущем альбоме таких вещей не было, тут ребята, видимо, вспомнили о доброй традиции, присутствовавшей на дисках группы начиная с дебютника. Своим появлением это нечто обязано Гизеру. Свист продолжается, бас издает жутковатые искаженные звуки, а зловещий голос что-то говорит. Некоторые утверждают, что здесь Дио закодировал фразы типа «Сатана вас любит». Батлер вдоволь побаловался со своим инструментом (более 2 минут), и получилось, на мой взгляд, вполне интересно – атмосфера создается хорошо. Название, которое тоже возникло благодаря человеку по прозвищу Чудак, объясняется очень просто: представьте себе числа 5, 1 и 50 римскими цифрами и получите VIL; таким образом, имеем EVIL (ЗЛО). По случайности, число 5150 является также кодом, которым американские полицейские пользуются для обозначения невменяемых в отношении совершенного преступления. Данный инструментал звучит также в мультфильме «Тяжелый металл», вышедшем в июле 1981 г. Кроме того, впоследствии он стал открывать концерты группы, что видно хотя бы по альбому «Live Evil». В конце появляются клавишные, которые переносят нас в следующую композицию.
5). «The Mob Rules». Быстрый трек, первоначально предназначавшийся в качестве дорожки к вышеупомянутому мультфильму, где он звучит всего секунд 30, но зато на саундтречном альбоме можно услышать его полностью в несколько другой версии. Мощно риффует гитара, присоединяются громогласные ударные и почти утонувший в этих звуках бас. Дио вдруг почему-то решил выдать довольно политизированные стихи, в духе скорее панк-рока, о том, что всем в этом мире заправляет глупая толпа, в которой каждый теряет свою индивидуальность и погибает. Иногда слова «Правила толпы» отдаются несколько зловещим эхом. Тони радует нас аж двумя мощными соло, причем на втором музыка стихает.
6). «Country Girl». Название для столь металлической вещи звучит как-то странно. Однако уже на первых секундах понимаешь, что это не баллада (по крайней мере, большей частью). Батлер, кстати, ее недолюбливал, но мне она в целом нравится. Риффует гитара, сопровождаемая медленным, но громким стуком барабанов, присоединяется бас. В музыке, под которую так и хочется отплясывать джигу, чувствуется что-то от фолка, хотя звучит она очень даже по-металлически тяжело. Синьор Падовона вновь обращает свое внимание на представительниц противоположного пола. Итак, парень влюбился в деревенскую девушку, но она, как оказалось, явилась прямо из преисподней, чтобы захватить его душу. «Ее улыбка была песней зимы, – утверждает Дио, – концом покоя», причем для понятия «покой» он избирает слово «Sabbath», из-за чего фраза приобретает двусмысленность («конец одного из составов [Black] Sabbath?»). В определенный момент музыка становится лиричнее, а Ронни Джеймс поет о том, как его герой постоянно думает о своей возлюбленной и хочет быть только с ней; он ничего не может поделать с этим желанием, хотя его мечты и разбиваются в прах. В мелодию периодически закрадывается тревожная электрогитара, а после несколько раз повторяющихся слов «Плыви дальше» музыка вновь становится энергичной под мощное гитарное соло, которое, к сожалению, прекращается довольно быстро. В начале последнего куплета, в котором герой предупреждает всех не влюбляться в таких деревенских девушек, Уорд несколько раз делает классный барабанный проход, добавляющий тревожности. И опять мы имеем окончание диминуэндо. Честно говоря, не люблю я такого, потому что начинает возникать постоянное ощущение недосказанности. Впрочем, история-то ведь действительно не закончилась.
7). «Slipping Away». А вот это уже что-то в духе Led Zeppelin или Deep Purple эпохи Ковердейла с Хьюзом. Гитара риффует с паузами, присоединяются мощные ударные и отличный бас. Рифф, кстати, взят из композиции «Can’t You Hear Me Knocking», которую The Rolling Stones записали на альбоме «Sticky Fingers» в 1971 г. (Никто по поводу плагиата в суд подавать не стал, но зато через восемь лет у «Роллингов» на альбоме «Steel Wheels» появилась песенка под названием «Slipping Away». Можно сказать, отомстили :-) !) Под энергичную музыку Дио рассказывает нам о своем герое, который решил, не прощаясь, уйти от своей девушки, поскольку у него нет никаких причин остаться. Так и хочется спросить: «Что же она тебе такого сделала?» В короткой сольной части гитара и бас играют по очереди под риффинг, что получилось весьма эффектно.
8). «Falling off the Edge of the World». Под тревожные гитарные аккорды звучит виолончель, а Дио поет грустным голосом: его герой чувствует, как он постепенно теряет рассудок, потому что в нашем времени для него не нашлось места. После первого куплета вступают ударные, бас, акустическая гитара и тихий хор. Герой хотел бы жить в эпоху рыцарей Круглого стола, служить королю Артуру, но это всего лишь мечта. Под тихий перезвон колокольчиков мы слышим один хор, запись которого постепенно замедляется. Вступают ударные, которые начинают громко стучать под мрачный риффинг. Остается одна риффующая гитара, а затем барабаны ведут быстрый ритм под нее и пульсирующий бас. Возвращается синьор Падовона: герой осознает, что близок конец, он чувствует нехорошие изменения в мире и говорит, что «видел некоторых существ из ада» и «слышал, что они говорят»; в такой ситуации очень трудно остаться в здравом уме, тем более понимая, что обречен не только ты, но и другие. В сольной части гитара звучит особенно мощно и эмоционально, а заканчивается композиция пронзительным криком Дио: «Это конец света!»
9). «Over and Over». Медленно стучат ударные, играют гитара и бас, через некоторое время вступает вокал. По музыке эта вещь напоминает неторопливый и тяжелый блюз, а по ритму – невероятно замедленный вальс. Несмотря на то, что все очень похоже на последний трек предыдущего альбома, получилось все равно замечательно. Жизнь героя наполнена болью и слезами, и ему кажется, что это никогда не кончится. Эффектно звучит момент, когда Дио повторяет «снова и снова», а гитара в это же время начинает пронзительное соло, полное сочувствия к бедняге. Звучит еще один куплет, из которого мы узнаем, что герой думает не только о своих несчастьях, но и о том, как жизнь разбивает мечты других людей, после чего следует второе соло, еще более эмоциональное. «Снова и снова и снова…» – тихо, а потом чуть громче повторяет хор, и это продолжается до тех пор, пока музыка не стихает под гитарные запилы. Прекрасное, хоть и грустное окончание хорошего альбома.
Хотя данная пластинка оказалась чуть (но только совсем чуть-чуть) похуже своей предшественницы, но дела у группы вроде бы шли неплохо. Глядишь, еще несколько лет, и поклонники перестали бы думать о тех временах, когда фронтменом был Оззи. Но судьба всегда распоряжается по-иному. Когда все хорошо, она почему-то норовит подставить подножку.
Автор: Featus
|