Вот мы и приехали! Свидетельства кризиса были уже заметны на предыдущем альбоме, но мне он все-таки большей частью нравился, а здесь уже видно невооруженным глазом, что в группе царили не самые благоприятные для творчества отношения. Оззи все больше возмущался по поводу того, что группа (читай – Тони) все больше тратит времени на запись своих произведений, да еще и усложняет свою музыку. А ведь дебютник с простыми, но тем не менее достаточно мощными композициями они записали всего за несколько часов. Кроме того, Осборн, по его же утверждению, был «очень несчастлив» и поэтому напивался и ловил кайф, ежедневно принимая ЛСД.
Наконец в октябре 1977 г., во Флориде, где уже началась работа над новым альбомом, Оззи неожиданно решил покинуть группу, чем поверг в шок остальных. Затем он пытался собрать свою собственную команду, но дела не ладились, в особенности из-за его зачастую неадекватного поведения, ведь мистер Осборн мог схватить ружье и пойти в подвал отстреливать крыс или отгонять таким образом вертолет. Вот такой веселый парень!
Между тем представители лейбла NEMS, решив, видимо, что нового альбома уже и не будет, спешно выпустили сборник «Greatest Hits». Однако Тони сдаваться не собирался и отыскал нового вокалиста в лице Дейва Уокера, известного по таким группам, как Savoy Brown и Fleetwood Mac. С Дейвом они стали сочинять новые песни, парень даже поучаствовал со всеми в какой-то телепередаче на Би-Би-Си, но найти с ним общий язык так и не удалось, а тут Осборн так же неожиданно вернулся. 20 января от рака желудка умер его отец (причем прямо в день рождения своей внучки Джессики), после чего у его несчастного сынка последовали две недели запоя. Проспавшись, Оззи явился к товарищам. В общем, был неправ, спешу загладить вину, и все такое.
Хотя некоторые песни были написаны вместе с Уокером, Осборн отказался исполнять их в таком виде, и их переписали. Сначала работали на родине, а потом Тони решил нанять студию в Торонто, потому что там записали один из альбомов The Rolling Stones. По мнению Оззи, это было несусветной глупостью: мало того, что они потащились черт-те куда, но ведь еще и в самый разгар зимы, а Канада – это все-таки не Майами.
Все эти события, конечно, не могли не сказаться на качестве музыкального материала, и в результате получаем очень неровный восьмой альбом, выпущенный 28 сентября 1978 г. в США и 1 октября в Англии, на котором более или менее нормальные темы соседствуют с откровенно неинтересными. Продюсировали все снова сами, т.е. опять во всем винить следует Тони. Саунд стал еще менее мрачным, а местами так вообще мажорным, но скуки здесь тоже вполне хватает. Классных риффов стало гораздо меньше, а гитару вновь сделали тише вокала. Ударные тоже приглушили, сделав их какими-то далекими. Вновь задействовано много клавишных, причем играл на них теперь Дон Эйри, впоследствии помогавший Оззи в записи его первых трех сольников. Тексты продолжают оставаться на приземленном уровне и зачастую откровенно банальны.
К альбому можно применить несколько прилагательных со словом «самый», но ни одно из них не делает альбом самым лучшим. Во всяком случае, на мой скромный взгляд.
а) Самый экспериментальный. Эксперименты я всегда приветствую, но здесь они далеко не всегда удачны.
б) Самый легкий. Ничего не имею против такого, поскольку слушаю всякую музыку, но должны же ведь быть и хорошие мелодии, а так получается, что с исчезновением тяжести группа стала меньше цеплять.
в) Самый продолжительный (более 45 минут). Тоже очень хорошо, но много филлеров, а некоторые композиции безбожно затянуты за отметку в 5, а то и в 6 минут.
г) Самый мажорный. Ладно, пусть будет White Sabbath! Но если бы еще эти мажорные вещи были на таком же уровне, как классические минорные.
д) Самый разнообразный. Да, этого точно не отнять. Однако напрочь отсутствует целостность.
е) И наконец – самый нетипичный. Здесь нет почти ничего из того, благодаря чему группа стала известной, а подобная ломка стиля редко приводит к выпуску чего-то великолепного.
Идея обложки, вновь сделанной фирмой Hipgnosis, принадлежит Уорду. На ней изображено двое летчиков военно-воздушных сил США, которые в своей форме (вроде бы защищающей от химической или биологической опасности) выглядят достаточно зловеще и похожи на инопланетян. Они стоят возле самолета. Возможно, они отправляются на войну; возможно, они только что с нее вернулись; возможно, они на ней погибли, а мы видим призраков. «Блэк-саббатовцы» выбирали между двумя обложками, причем вторая, которую они отвергли и на которой были изображены хирурги, смотрящие в направлении зрителя, позднее появилась на альбоме Rainbow «Difficult to Cure».
1) «Never Say Die». Ритм-секция выдает достаточно задорную и энергичную музыку с повторением одних и тех же нот, а Оззи начинает петь о том, что люди постоянно хотят найти ответы на какие-то вопросы, хотя глубоко внутри они их уже знают, и пытаются понять смысл жизни. Однако не стоит волноваться или паниковать и не нужно даже говорить о смерти. Довольно странно слышать это из уст человека, который на протяжении многих лет в песнях своей группы только и делал, что говорил о смерти в различных ее проявлениях. Причиной такой перемены может быть то, что Осборн пережил смерть отца и это понятие стало для него гораздо более реальным. Быстрота и простота музыки словно является ответом на панк. В середине на некоторое время появляется акустическая гитара, придающая теме мягкую лиричность, но в целом композиция оставляет желать лучшего. Вымученно как-то! В конце можно услышать, как заглавную фразу раскатистым голосом под проход ударных в последний раз повторяет, видимо, Билл. Группа действительно не собиралась сдаваться, но нам от этого не легче. Кстати, то, что название композиции выбрали и для альбома в целом, является заслугой Уорда. Таким образом они хотели подытожить десятилетие группы. Однако получилась весьма горькая ирония, поскольку коллектив явно умирал.
2) «Johnny Blade». Играют клавишные в духе Eloy, появляются быстро отбивающие ритм ударные, затем гитара, которая постепенно сменяет клавишные. Создается впечатление, что мрачная музыка совсем ушла из группы. Тем не менее, здесь имеем контраст с первой композицией: там пелось о жизни – здесь о смерти; там было быстро – здесь в среднем темпе; да и продолжительность здесь почти в два раза больше. Главным героем песни становится Джонни по прозвищу Лезвие – дворовой парень, который пылает ненавистью к тем, кто может соперничать с ним, и убивает их своим ножом. В середине мелодика меняется, а Оззи называет Джонни пауком, который по ночам выходит на охоту, но на самом деле это его можно назвать жертвой современного мира, чья судьба – умереть в сточной канаве. Если в начале композиция звучала вполне интересно, то дальше мало что из нее запоминается – разве что эмоциональное гитарное соло в конце.
3) «Junior's Eyes». По мне, так это поинтереснее. Тихо и размеренно стучат барабаны, тихо играет бас, повторяющий одну и ту же мелодию, периодически подвывает гитара. Данную песню он решил посвятить своему умершему отцу, сказав тем самым свое последнее «прощай!». В куплетах он говорит о себе в третьем лице – о «младшем», который в течение жизни постепенно узнавал, что такое боль и печаль, а самым большим потрясением для него стала смерть отца. К сожалению, следует признать, что вокал звучит как-то слабовато, хотя в более энергичном припеве, в котором есть такая потрясающая фраза, как «Я изо всех сил буду стараться, чтобы не заплакать, когда настанет пора прощаться», становится сильнее. Соло в середине, в котором электрогитара сопровождается аккордами акустической «сестры», звучит невероятно мощно и свежо. Был-таки порох в пороховницах! Заканчивается композиция еще одним соло, на этот раз с тревожными клавишными, и энергичным проигрышем всех инструментов. Кстати, на бутлеге «Archangel Rides Again» можно обнаружить другой вариант этой песни в исполнении Дейва Уокера, который спел ее на Би-Би-Си.
4) «A Hard Road». А это уже скорее хард-рок в стиле Sweet или Slade. В блюзовом духе риффует гитара, присоединяются ударные и бас. С появлением вокала, звучащего весьма монотонно, музыка становится энергичнее. Участники группы понимали, что вскоре, возможно, их ожидает распад, и здесь говорится о пути, который они прошли. «К чему делать путь трудным? – вопрошает Оззи в припеве. – Почему бы не быть друзьями?» Опять композиция кажется мне мало интересной, да еще и затянутой – в конце хор в лице Тони и Гизера (они пели в первый и последний раз) долго повторяет «Это трудный путь», раздаются чьи-то противные подвывания, а Оззи продолжает петь строки «Мы живем в печали, мы живем наилучшим образом и смотрим в будущее, потому что идем теперь по жизни вместе», пока все не стихает.
5) «Shock Wave». К мощному риффингу почти сразу же присоединяется остальная ритм-секция. Тони здесь в очередной раз применил свою фишку со сдвоенной гитарой. Текст, который нам представляют, неожиданно сделан вполне в духе классических вещей группы – предчувствие смерти, нападение призрачных сил из другого мира и т.п. Это кажется страшным сном, но все происходит на самом деле и ничего тут не попишешь. Название «Ударная волна», видимо, подразумевает, что речь здесь идет о ядерном апокалипсисе. Упоминание о «судьбе избранного» явно отсылает к самой первой композиции группы – зловещей «Black Sabbath». Хотя вначале песня звучит энергично и интересно, затем становится скучно, а изменения мелодики абсолютно не цепляют. На третьей минуте появляется акустическая гитара, но она на подобном фоне совершенно ни к чему – интереснее музыка от этого не становится, а вокал Оззи в этой части совсем никудышный. Гораздо лучше получились запилы электрогитары в духе Хендрикса в сольной части, а вот подпевки Билла («у-у, у-у»), появляющиеся в конце, звучат как-то некстати забавно. Завершается композиция диминуэндо, видимо, иллюстрируя спуск в ад, куда отправляются жертвы апокалипсиса.
6) «Air Dance». Очень интересная вещь в прог-роковом исполнении. Мне лично напомнило Camel. Энергично вступает ритм-секция с отлично солирующей сдвоенной гитарой под пульсирующий бас. Музыка становится тише и романтичнее – звучит акустическая гитара и фортепьяно с периодическими красивыми переливами, а Оззи поет о бывшей танцовщице, которая вспоминает дни, когда она была счастлива. На припеве присоединяется тревожная электрогитара: «В дни романтики она была королевой танца и танцевала ночь напролет». А теперь женщина стала одинокой, и «танцует она только в своих мечтах». В сольной части играет грустная гитара в сопровождении фортепьяно, тихих клавишных и периодически звенящих ударных. Спустя минуту гитара выдает мощный риффинг, но этот момент длится недолго. Вскоре ритм меняется, музыка становится задорнее, гитара продолжает солировать, присоединяются клавишные; этот инструментал длится до тех пор, пока музыка не затихает.
7) «Over to You». Риффует гитара, в размеренном темпе стучат барабаны, играет бас, на заднем плане слышны клавишные. Музыка несколько напоминает «Shock Wave», только еще хуже. Оззи, видимо, поет о современной западной цивилизации, которой он вручил сначала свое детство, когда его учили, как следует поступать, потом свое будущее, поскольку сам своей цели он понять не мог, а теперь и будущее своих детей. В любом случае, мрачноватый текст песни открыт для различных интерпретаций. На припеве добавляются переливчатые звуки фортепьяно, а в короткой инструментальной части ближе к концу хорошо слышны клавишные. Композиция получилась почти совсем незапоминающейся, и когда она заканчивается диминуэндо, ее словно и не было никогда, хотя дурацкие слова припева продолжают звучать в голове.
8) «Breakout». Инструментал, которого не было на предыдущем альбоме, здесь все-таки имеется. Медленно стучат ударные, воет гитара, звучат духовые в количестве 15 инструментов, завывает саксофон. За такой джаз-металл, напоминающий потяжелевших Chicago, нам стоит благодарить некоего Уилла Мэлоуна. Ведь могут же, если хотят, удивить! Действительно «прорыв». К этой композиции был текст, но Оззи отказался его петь. Когда в студию пришла толпа джазовых музыкантов, ему это совершенно не понравилось. По словам Гизера, на альбоме в этом месте должна была быть другая композиция, но от нее пришлось отказаться – басовый рифф там полностью совпадал с тем, что можно услышать в песне Aerosmith «Back in the Saddle», и перспектива получить иск в суд за обвинение в плагиате никого не обрадовала.
9) «Swinging the Chain». Предыдущий инструментал прерывается жестким и мрачным (наконец-то!) риффингом, но петь здесь дали вновь Биллу Уорду. Говорят, Оззи валялся пьяным всю ночь в студии, так и не уйдя домой, так что ударнику пришлось опять попробовать себя в роли вокалиста. По сравнению с «It’s Alright», здесь получилось похуже. Лучше бы он только стучал! Поначалу, правда, он поет вроде бы нормально, обращаясь к теме юридических дрязг, которые пришлось пережить группе. В припеве его голос также звучит неплохо: «Нам печально и жаль, что все случилось вот так. Да, нам печально и жаль, но зачем вы обращались с нами так?» Сам того не подозревая, Билл, можно сказать, просит прощения за то, что группа выпустила такой вымученный альбом. Здесь появляется также и губная гармоника, но, вопреки широко распространенному мнению, играет на ней не Оззи, а некий Джон Элстар. Да, всем известно, что Осборн взял в руки этот инструмент на композиции «The Wizard» с первого альбома, но в тот раз Тони смог его уговорить, а в этот раз, видимо, не получилось. Ну, не любил Осборн почему-то этого делать! В короткой сольной части нашему вниманию представляют какую-то неудобоваримую смесь из блюз- и хард-рока – гитара раздражает, а ударные стучат не в тему. И вот тут Билл переходит на глупые выкрикивания про братьев и сестер, а при пожелании всем удачи зачем-то орет фальцетом, чем совершенно разрушает вполне хорошее впечатление от своего вокала. Продолжает играть гармоника, потом мелодика меняется, но слушать это абсолютно не хочется. Приходится это делать, чтобы просто узнать, чем кончится эта сумбурная вещь, не очень подходящая в качестве последней. А завершается данная композиция диминуэндо под повторение фразы «Вы должны этому поверить» и слова о том, что «мир все еще в огне» и «мы в огне». Видимо, два голоса Уорда наложили друг на друга. Некоторые, впрочем, говорят, что второй голос все-таки принадлежит Оззи. В таком случае парня удалось откачать.
Альбом получился еще более неудачным, чем предыдущий, и если в Великобритании работы группы по-прежнему попадали хотя бы в двадцатку, то в Америке дела обстояли все хуже. Тони Айомми в интервью журналу «Metal Hammer» в 1989 г. сказал, что провал можно было предугадать, потому что Оззи не хотел с ними петь, а они не хотели с ним играть. В общем, сами музыканты желают забыть об этом недоразумении, хотя находится энное количество людей, которым этот альбом нравится. Некоторые его даже окрестили лучшим в дискографии группы.
Записав пластинку, Black Sabbath в августе отправились в очередное турне. На разогреве были Van Halen, причем разогревающие смотрелись гораздо лучше разогреваемых. Оззи становился просто невыносимым, мог вообще не явиться на концерт, и Тони понимал, что с этим наркоманом и пропойцей ему дальше не по пути. В то время как периоды просыхания Осборна становились все меньше (Новый Год он, например, отмечал почти месяц), остальные участники группы уже решили взяться за следующий альбом.
Однако первый состав когда-то отличной команды должен был прекратить свое существование. Правда, Оззи как-то сказал, что никогда не считал их хорошей группой, потому что они слишком много пили и употребляли наркотики. Тем не менее, несколько прекрасных альбомов им создать удалось.
Автор: Featus
|