Первый мой Black Sabbath. Помню, я очень хотел познакомиться с группой, которая играла мрачную музыку и явилась предтечей разных видов металла, в том числе и дума, но, как оказалось, их седьмой альбом ознаменовал чуть ли не полный уход мрака – того самого, благодаря которому и появился впоследствии мой любимый дум-металл, – из музыки этих ребят. Впору было переименовываться в White Sabbath. Впрочем, нет – тексты у них по-прежнему оставались не самыми веселыми, хотя и не такими интересными, как раньше. Излишний «реализьм» (как сказал бы Никита Сергеевич Хрущев) не всегда хорош.
Подобные изменения явно связаны и с популярностью в то время диско, и с панками, которые называли группы, начавшие карьеру в 60-х годах, «динозаврами». Нужно заметить, что в Великобритании тогда был введен прогрессивный подоходный налог, т.е. чем больше зарабатываешь, тем больше процент денег, которые отдаешь государству. Поскольку теперь миллионные прибыли в этой стране были абсолютно невыгодными, музыканты переехали в США, где уже поселился Уорд.
И вот в студии в Майами началась работа над очередным студийником. Айомми явно решил взять все бразды правления в свои руки и вел всех остальных туда, куда хотел. Видимо, в качестве протеста Оззи с Биллом все время пьянствовали и в студию приходили далеко не всегда, а Гизер, который тоже был не в восторге от диктаторских замашек коллеги, лишь делал то, что его просили, не особо напрягая творческие способности. Таким образом, Тони делал все сам. Придуманное Батлером название альбома, которое можно перевести как «Восхищение техникой», связано с тем, что наш гитарист напропалую пользовался возможностями звукозаписывающей техники, имевшейся в то время, и экспериментировал на чем свет стоит. Правда, эксперименты здесь все же не всегда кажутся удачными, в связи с чем для абсолютного большинства поклонников группы этот альбом – начало падения, и, пожалуй, они правы.
Но что делать? Человеку с протезами на пальцах явно опостылел тяжелый и мрачный рок, и он продолжал впихивать в музыку разные навороты. Он как бы хотел сказать: «Что же вы думаете, что любимая вами группа будет продолжать наяривать одно и то же на протяжении многих лет?» Поскольку в каждой композиции темы сменяли одна другую на всем ее протяжении, исчезла монотонность, но это как раз многим и не понравилось. Клавишные Джеральда Вудраффа играют еще бoльшую роль, а запоминающихся риффов у Айомми стало гораздо меньше. Еще одним отличием данной работы от всех предыдущих является отсутствие чисто инструментальных вещей.
Несмотря на то, что творческая обстановка оставляла желать лучшего, альбом все же получился не таким уж плохим. Оззи как-то сказал: «Это хороший альбом. Тони он все-таки понравился. Он его сам и сделал». Самое смешное – это не то, что пластинка не похожа на классические альбомы «Черной Субботы», а то, что сольные работы Оззи будут здорово похожи на нее.
Запись началась в марте 1976 г., а выпустили альбом 25 сентября. Впервые пластинка группы сначала поступила в продажу в США и лишь потом в Англии (8 октября). Продюсировали все сами, т.е. продюсировал все Тони, и заметно, что записано все хуже, чем раньше. Издевательство Оззи над собственным здоровьем привело к тому, что голос у него стал ухудшаться, однако не настолько, чтобы мы поверили, что он в тот период пил прямо-таки беспробудно. Гитара по-прежнему звучит неплохо, но теперь она тише вокала, да и бас приглушен намного больше, чем следовало бы.
Обложку альбома поручили фирме Hipgnosis, известной работами для Pink Floyd, поэтому она также отличается от всего того, что было раньше. На ней изображены два робота – нечто, напоминающее механическую служанку из мультсериала «Семья Джетсонов», и нечто вроде небольшого небоскреба, – слившихся в «техническом экстазе» на ступеньках эскалатора. Оззи прямо утверждал, что они трахаются. Поскольку я с анатомией подобных не то машин, не то существ абсолютно не знаком :-), то утверждать, что он ошибается, не буду.
1) «Back Street Kids». Первая же вещь по музыке и тексту является словно ответом на панк – тяжело и простенько. Для открывающего трека весьма энергично – гитара риффует, ударные ведут быстрый ритм, а вот баса почти не слышно. Ребята, видимо, вспомнили о закоулках Бирмингема, где они жили когда-то, но смогли выбиться из бедноты и стать известными благодаря рок-н-роллу. Можно сказать, что этот не слишком интересный текст представляет собой подведение итогов уже прожитого этапа жизни. В середине мелодика меняется, добавляются какие-то неуклюжие клавишные, а Оззи поет о том, что «жить становится легко, если знаешь, каким путем идешь». Гитарное соло получилось неплохим, но несмолкающие клавишные не дают ему развернуться. В последнем куплете Осборн говорит о том, что будет играть рок-н-ролл до самой смерти, поскольку он не только единственное, чем он хочется заниматься, но и потому, что благодаря рок-музыке он выплачивает все налоги. Заканчивается песня достаточно внезапно.
2) «You Won’t Change Me». Еще одна панковская (теперь только по тексту) вещь. Раздается далекое гудение, постепенно усиливающееся, появляется весьма жесткий риффинг под медленно стучащие барабаны, а через какое-то время присоединяются клавишные. Музыка медленная и тягучая, вполне в духе doom’образных композиций предыдущих альбомов, за которые мы любим эту группу. Под клавишные, гитарные завывания и медленные ударные Оззи обращается к женщине рядом с собой, предупреждая ее, что не будет меняться в угоду никому. «Интересно, как это – когда тебя любят, а не когда ты прячешься в себе», – говорит он. Пожалуй, здесь мы имеем один из лучших примеров вокала Осборна. В середине к инструментам добавляется отличное фортепьяно, а под него следует пронзительное гитарное соло. В последнем куплете герой просит Бога помочь ему обрести свободу – возможно, со смертью, поскольку если любимая его не выслушает, все будет кончено. В заключение Тони выдает еще одно отличное соло, после которого звучат стихающие клавишные.
3) «It’s Alright». В этой песне неожиданно запел ударник Билл Уорд, поскольку он ее сам и сочинил. Получилось совсем не похоже на Black Sabbath и скорее в духе The Beatles. Так как это была любимая группа Оззи, то он был совершенно не против, а сам спеть ее не решился, посчитав, что у Билла голос, напоминающий американца Барри Манилова, для этого подходит больше. Играет фортепьяно, вступают ударные и бас, звучит акустическая гитара. Текст полон каких-то общих фраз, а припев проще некуда: «Все в порядке, да, все в порядке». Билл поет неплохо, только вот зачем нужно было выдавать эти «у-у-у»? В сольной части электрогитара начинает выдавать эмоциональные пассажи. Затем к музыкальной палитре прибавляется еще и меллотрон. Говорят, что практически на всех инструментах и даже на басу здесь сыграл Тони, поскольку Гизер болел. Заканчивается эта самая нелюбимая мною на альбоме вещь, хотя, надо признаться, не такая уж и плохая, диминуэндо, в то время как Билл продолжает у-у-укать и повторять «все в порядке». Нужно вообще сказать, что если в группе, в которой обычно поет один человек, вдруг начинает петь еще кто-то, это явное свидетельство тому, что не «все в порядке».
4) «Gypsy». Весьма примечательная композиция, к которой проявляешь интерес с самого начала, слыша интересный рисунок ударных в сопровождении баса, а затем жесткую гитару. Кто только ни пел о цыганках – вспомним и Uriah Heep, и Deep Purple, и еще бог знает кого. Вот и Оззи поведал нам о встрече героя с представительницей этого народа, которая поманила его за собой. В середине гитара, сопровождаемая фортепьяно, становится мрачнее: цыганка прочитала будущее героя, а потом он очутился с ней в постели и вскоре узнал, что на самом деле она переодетый дьявол. На словах, которые должна произносить цыганка, появляется отлично солирующая гитара, прекрасно передающая эмоции героя. «Так ты хочешь быть цыганом. Ну что же, давай!» – говорит она. Мне нравится, как в музыку вплетается фортепьяно, временами напоминающее лучшие вещи ABBA. Итак, цыганка околдовала героя, овладела его разумом, и теперь его тело и душа принадлежат ей. Заканчивается композиция пронзительным гитарным соло.
5) «All Moving Parts (Stand Still)». Под отлично риффующую гитару, размеренные барабаны и пульсацию баса почти сразу появляется вокал, причем его мелодика напоминает диско. Музыка получилась запоминающейся, но вот текст какой-то маловразумительный. Согласно Гизеру, это история женщины, которая переодевается мужчиной и становится президентом США. Эвона куда его занесло! В определенный момент мелодика меняется и музыка становится скучнее. Спасает положение небольшое гитарное соло. Из последнего куплета мы узнаем о том, что героиню стали донимать красивые девушки и ей пришлось говорить им, что она на самом деле женщина и «замужем за клоуном». В конце звучит заканчивающееся диминуэндо соло на фоне странных – можно сказать, потусторонних – звуков.
6) «Rock’n’Roll Doctor». Энергичный рок-н-ролл, напоминающий скорее потяжелевших Led Zeppelin или Kiss. В то же время чувствуется влияние буги-рока южных штатов США. Сразу же вступает мрачноватая ритм-секция, но через некоторое время, когда появляются странноватые ударные, в которых есть что-то этническое, мелодика становится более рок-н-ролльной. Отлично риффует гитара, присоединяется фортепьяно, а Оззи поет о том, что если вам плохо, то помочь вам может только любимая рок-музыка. В песне говорится о докторе, который с ее помощью лечит, но на самом деле речь идет о человеке, снабжавшем ребят кокаином. В середине можно услышать пронзительное гитарное соло. В целом, получилось неплохо, хотя для Black Sabbath слишком простовато.
7) «She’s Gone». По моему мнению, лучшая песня на альбоме и одна из лучших баллад за всю историю группы. Это отметил и Пол Маккартни, сказавший, что Осборн может такими вещами хорошо зарабатывать на жизнь. Тем не менее, массе людей эта вещь, как и многие подобные в творчестве группы, не по душе. Ну и ладно! Звучат грустные струнные, потом остается одинокая акустическая гитара, к ней присоединяется вроде бы виолончель, а проникновенный вокал Оззи вещает нам о своем одиночестве. Каждому, кого покидала любимая женщина, без которой жизнь теряет всякий смысл, посвящается! Депрессия так и прет! После очередного запоя жена Оззи ушла от него вместе с детьми, но опять до развода не дошло. В сольной части отлично играют струнные. После этого появляется еще и печальный бас. В конце звучит еще одно соло струнных, после чего песня, которая стала частенько закрывать концерты группы, завершается.
8) «Dirty Women». И вновь энергичная композиция – вступает ритм-секция с мрачновато риффующей гитарой и некоторой долей клавишных. В связи с предпоследней песней эту по тексту я расцениваю как ее продолжение: лирический герой поплакал о том, что его покинули, и отправился на улицы ночного города, чтобы подцепить себе проститутку – «одноразовую женщину», которая не подведет. Появление такого текста связано с тем, что альбом записывали недалеко от публичного дома и всегда, когда ребята шли в студию, они видели вокруг этих женщин и их клиентов (в основном стариков). Музыка постепенно становится более оптимистической, что ли, будто герой нашел-таки себе подходящую «грязную женщину», чтобы не быть одиноким. Тони здесь старается как может, выдавая то одно пронзительное соло, то другое. Фраза, ставшая названием композиции, в конце, в плотной стене из гитарно-барабанного саунда, поется так долго (можно сказать бесконечно, поскольку тема заканчивается диминуэндо), что превращает песню в настоящий гимн женщинам самой древней профессии. Ни о каких моральных переживаниях здесь и речи не идет, что для пуританской Великобритании было, думаю, смело. Впрочем, записывали ведь в Америке, так чего нам об Англии думать?
Альбом, несмотря на число 7, которое вроде бы должно приносить удачу, продавался гораздо хуже предшественников, а критики разносили группу в пух и прах. Этот амбициозный прогрессивный металл могли высоко оценить любители арт-рока, но поклонники классического саунда Black Sabbath, которых было побольше, не особенно радовались. Также стал весьма популярным панк-рок, и столь сложная музыка уже мало кого интересовала. Тут еще начались семейные проблемы у Оззи – жена захотела развестись, а у отца обнаружили рак желудка. Тем не менее, кое-что положительное было – например, Тони Айомми признали лучшим хард-роковым гитаристом мира, и это несмотря на повышенную конкуренцию, ведь на это звание претендовали Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж.
Что же, «Technical Ecstasy», конечно, не похож на более мрачные ранние опусы, которые мне нравятся у этих бирмингемцев, но и здесь есть много чего интересного. Этот альбом можно назвать похоронным колоколом, потому что следующий оказался настоящим погребением первого состава Black Sabbath.
Автор: Featus
|