Немецкий выпуск альбома Black Sabbath, 1970.

Немецкие выпуски альбома
BLACK SABBATH 1970

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

1970-й год был чрезвычайно богат на эпохальные события в мире тяжелого рока. Одним из самых заметных явлений, несомненно, стоит признать выход дебютного альбома молодой британской группы "Black Sabbath", которая довольно скоро превратилась в абсолютнейших идолов и законодателей всего жанра.

В составе "Black Sabbath" значились четверо простых парней из индустриального центра Англии, города Бирмингем. За барабанами сидел Билл Уорд, басом заведовал Гизер Батлер, на гитаре играл Тони Айомми, ну и конечно, пел в группе единственный и неповторимый Оззи Озборн. И надо сказать, что во многом своему успеху и признанию, ребята были обязаны совершенно уникальному по тем временам звуку. Мрачнейшие, тяжелые и грузные гитарные риффы Тони, подкрепляемые громоподобной басовой линией Гизера, и украшенные запоминающимся сразу и навсегда голосом Оззи - такого мир еще не слышал! Я думаю, что не будет большой ошибкой сказать, что именно "Black Sabbath" был одним из самых влиятельных и культовых альбомов за всю историю рока.

Стоит только послушать открывающую альбом заглавную песню - этой по-настоящему жуткой и злобной атмосферы, хватит еще на парочку дисков вполне современных дум метал групп. Мне кажется, что именно полнейший шок при прослушивании этого шедевра и превратил многих невинных парней в настоящих фанатов тяжелого рока. Никогда, ни до не после, ни одна песня не нагоняла на меня ТАКОЕ количество тревоги, и вместе с этим - неописуемого восторга. "Black Sabbath", конечно же, выглядит абсолютным королем альбома, но и все остальные песни достойны пристального внимания. Блюзово-сказочный номер "The Wizard", ураганный плясовый качум "N.I.B." или мелодичный боевик "Wicked World", с "фирменным" текстом про наш загнивающий мир - это великолепные доводы в пользу покупки этого альбома.

Недостатки тоже есть, все-таки ребята впервые записывались в студии, некоторые огрехи в техническом плане присутствуют. Также из-за малочисленности собственного материала изначально неплохой кавер "Warning" был растянут до совершенно неуместной длины, в основном за счет скучного гитарного соло Тони. Но даже несмотря на это, сей альбом просто ОБЯЗАН быть в коллекции любого уважающего себя поклонника тяжелого рока. Ибо рукописи, как известно, не горят. Минус один балл только за вышеперечисленные промахи. А в целом - умопомрачительный дебют! Совсем скоро будет еще лучше!


Автор: Starbreaker


Black Sabbath, передняя сторона конверта, Germany

Black Sabbath, задняя сторона конверта, Germany

Black Sabbath, разворот, Germany

Black Sabbath, 1970, Германия

Black Sabbath, 1970, Germany

Дебютный альбом Black Sabbath, 1970, Германия

Black Sabbath, Vertigo, 1970, Germany

Black Sabbath, West Germany



Black Sabbath - (перевод здесь может быть двоякий. Потому что Sabbath - это и день отдохновения, покоя у евреев и мусульман, и в то же время "шабаш" ведьм) - дебютный альбом британской группы Black Sabbath, вышедший в свет в феврале 1970 года, 13 числа в пятницу (!) в Соединенном Королевстве и 1 июня 1970 в США. Ныне альбом признается одним из первых альбомов хэви металла и считается классикой жанра.

Остатки группы Mythology, распавшейся в 1968 в лице гитариста Тони Иомми (Tony Iommi) и барабанщика Билла Уарда (Bill Ward) стали формировать новую группу тяжелого блюза в Астоне (Бирмингем). Они нашли басиста Гизера Батлера (Geezer Butler) и вокалиста Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), которые играли вместе в команде под названием Rare Breed ("Редкая порода"). Оззи накануне дал в местном музыкальном магазине такое объявление: "Ozzy Zig requires gig - has own PA" ("Оззи Зиг хочет выступать - есть свой усилитель"). Нашли еще слайд-гитариста Джимми Филипса (Jimmy Phillips), саксофониста Алана Кларка (Alan "Aker" Clarke) и назвались The Polka Tulk Blues Company. Потом сократили его до The Polka Tulk, потом переименовались в Earth ("Земля"), Филлипс и Кларк ушли.

Earth играли по клубам Англии, Дании и Германии. Их репертуар состоял, главным образом, из песен Джимми Хендрикса, американской группы Blue Cheer (психоделик-блюз) и Cream. На концертах они впадали в затяжные блюзовые джемы. В декабре 1968 Тони Иомми ушел в Jethro Tull. Пробыл он там недолго, но успел засветиться с Jethro Tull в известном телешоу The Rolling Stones Rock and Roll Circus (1968, DVD-фильм этого славного сборного концерта звезд рок-н-ролла вышел в 1996). Недовольный музыкальным направлением Jethro Tull, Иомми уже в январе 1969 вернулся обратно в Earth. "Просто это было не то, и я ушел", - сказал Иомми. - "Сначала я думал, что "Талл" крутая группа, но мне не понравилась идея иметь лидера в группе, как это делает у них Ян Андерсон. Но я вернулся из "Талла" с несколько новым отношением к делу. Они научили меня, что если хочешь добиться чего-то, для этого надо поработать."

Гастролируя по Англии в 1969 они обнаружили, что их путают с другой английской группой под таким же названием Earth, и решили сменить имя. Напротив их репетиционной через дорогу находился кинотеатр, где в это время шел фильм ужасов Бориса Карлофф под названием Black Sabbath. Разглядывая длинную очередь за билетами, Батлер удивился: "Странно, что люди готовы тратить столько денег, чтобы смотреть фильмы ужасов."

Гизер Батлер в то время раскрасил свою квартиру в матово-черный цвет и поместил на стенах несколько перевернутых распятий. Оззи дал ему почитать книгу о чёрной магии XVI века оккультного писателя Денниса Уитли. Начитавшись этой книжки, Батлер отложил ее на полку и уснул. Среди ночи он внезапно проснулся и обнаружил стоящую у своей постели фигуру, покрытую черным капюшоном. Через некоторое время фигура исчезла, а когда Батлер встал с кровати, обнаружил, что книга с полки тоже исчезла. Под впечатлением от его рассказа Оззи написал песню Black Sabbath, где первые строки прямо указывают на приключение бывшее с Батлером:

"Кто это стоит передо мною?
Фигура в черном, что указывает на меня..."

Далее говорится о том, что надо бы развернуться и поскорее бежать отсюда. Герой песни стал избранным. Кем - неясно, но то что он кричит: "Нет, нет, только не это!" указывает на то, что возможно самим Сатаной, который тоже появляется здесь, с улыбкой глядя на разгорающееся пламя геены огненной. Оззи часто на концертах рассказывал историю написания песни.

Песня Black Sabbath создала группе репутацию сатанистов, хотя в тексте герой неоднократно взывает: "О нет, нет, Боже спаси меня!" и утверждает, что людям лучше делать ноги отсюда. Сами музыканты также всегда отрицали какое-либо отношение к сатанизму. В 1992 Тони Иомми сказал в интервью журналу Guitar World: "Признаюсь, мы в самые ранние дни общались с главой английских дьяволопоклонников. Он приходил к нам на концерты, пытался уговорить нас выступить на их собраниях. Кое-что мы разузнали об этом - так, из любопытства, - но никто из нас ни чёрной магией, ни оккультизмом всерьез не увлекался."

В музыкальном отношении песня Black Sabbath построена на тритоне, своеобразном диссонансе, который еще прозвали "дьявольским интервалом". Этот зловещий звук и мрачные тексты сильно контрастировали с основным направлением музыки конца 1960-х, когда доминировала культура хиппи "flower power" и фолк-музыка. Вдохновленные новым звучанием, музыканты решили переименоваться в Black Sabbath и писать в дальнейшем на подобные же темы, пытаясь создать в музыке эквивалент фильмам ужасов.

В декабре 1969 года Black Sabbath подписали контракт с Philips Records и в январе 1970 выпустили свой первый сингл "Evil Woman" в филиале Филипса - Fontana Records. Вскоре Филипс образовала новый лейбл Vertigo Records, предназначенный специально для издания прогрессивной музыки (подобно лейблу Harvest компании EMI). Vertigo и выпускал все последующие записи группы.

Несмотря на провал первого сингла, Black Sabbath дали еще два дня студийного времени на запись дебютного альбома под руководством продюссера Роджера Бэйна (Rodger Bain). Как вспоминал Иомми: "У нас было всего два дня на запись и день - на сведение. Поэтому играли живьем. Оззи пел одновременно, его просто изолировали в специальной будке для вокала. У нас не было ни секунды, чтобы отвлечься на что-то другое."

Еще одна песня из альбома - "N.I.B." - вызывает много полемики, потому что Оззи поет в ней прямым текстом от лица Люцифера, соблазняющего человека:

"Некоторые люди считают, что моя любовь не может быть искренней
Пожалуйста, поверь мне, мой возлюбленный, и я покажу тебе
Я дам тебе вещи, которые ты считал несуществующими
Солнце, луна, звезды - все носит на себе мою печать
О да!
Следуй за мной и ты не пожалеешь,
Оставь жизнь, которую ты вел до встречи со мной
Ты первый, кто удостоился моей любви
Навсегда со мной, до скончания веков... и т.д.
"Взгляни мне в глаза, ты увидишь, кто я
Мое имя - Люцифер, пожалуйста, возьми мою руку... и т.д."


Распространено мнение, что название песни "N.I.B." расшифровывается как "Nativity In Black" - "Рождество в черном". Однако Тони Иомми неоднократно в интервью заявлял, что название связано с маленькой "козлиной" бородкой, которую носил в то время барабанщик Билл Уард. Она была такая острая, что напоминала острие пера (pen-nib).

Песня "Behind the Wall of Sleep" ("За стеной сна") носит название короткого одноименного рассказа писателя П.Ловкрафта. "The Wizard" ("Волшебник"), где Оззи подыгрывает на грамонике, навеяна характером Гэндальфа из толкиеновского "Хранителя колец". "Warning" ("Предупреждение") и "Evil Woman" (можно перевести как "Беда-баба") обе являются кавер-версиями блюзовых номеров соответственно Эйнсли Дунбара (Aynsley Dunbar) и группы Crow. Блэксаббатовская трактовка тяжелее оригиналов и более заджемована инструментально.

После выхода в Соединенном Королевстве, альбом занял там 8-е место, после выхода в США - 23-е место в списке Billboard 200, где он продержался целый год, было продано миллион экземпляров альбома. Он был сертифицирован платиновым в США, золотым в Канаде. Несмотря на такую популярность у публики, критики обругали пластинку. Так, известный Лестер Бэнгз (Lester Bangs) из журнала Rolling Stone сказал: "Прямо как Cream! Только хуже" и назвал альбом "дисгармонирующим джемом гитары и баса, разогнавшимися как гонщики по разным музыкальным периметрам, никогда не попадающим друг с другом в такт".

Бюджет альбома составил всего 600 фунтов стерлингов. Альбом записывался практически вживую, с минимумом наложений. Как вспоминал звукоинженер Том Аллом, два дня ушло на запись, и два - на сведение. Музыканты не участвовали ни в сведении, ни в мастеринге. Больше всех была удивлена успехом альбома сама группа. По воспоминаниям басиста Гизера Батлера: "Нам и в голову не приходило, что из этого что-то выйдет. Мы записали альбом на ходу, собираясь в Данию."

В 2003 году Rolling Stone поместил альбом Black Sabbath на 238-е место в своем списке "500 лучших альбомов всех времен".

Обложка изображает известную достопримечательность старой Англии - Мэплдаремскую водяную мельницу (Mapledurham Watermill) - старинную мельницу XV века, до сих пор в рабочем состоянии, которая находится на реке Темзе в графстве Оксфордшир, Англия. На фоне этой реальной мельницы стоит нереальная фигура в длинных черных одеяниях, возможно напоминающая ту, упоминающуюся в заглавной песне альбома - "Фигура в черном, что указывает на меня". В первом английском издании конверт сделан с разворотом, на внутренней стороне которого изображен перевернутый крест, а на нем написан стих. Говорят, что крест добавила фирма-издатель Vertigo, не согласовав это дело с самими музыкантами, и те были расстроены, ибо это только увеличило обвинения их в сатанизме и оккультизме.


Black Sabbath [lp]: UK Friday 13th 1970 Vertigo V06
Black Sabbath [lp]: US 1970 Warner Bros. 1871-2
Black Sabbath [lp]: UK Jan 1976 NEMS NEL 6002
Black Sabbath [cd, remastered]: UK Mar 1996 Essential/Castle ESMCD301



ВЕРНУТЬСЯ В BLACK SABBATH-1

СТУДИЙНЫЕ LP BLACK SABBATH

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ BLACK SABBATH

СБОРНИКИ BLACK SABBATH


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в BLACK SABBATH

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА