Альманах «Trill»
№ 11, ноябрь 2011 г.
Рецензия на альбом
БЬОРК ЗАЖИГАЕТ КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Есть люди, генерирующие новые идеи, и есть «инженеры», способные воплотить эти идеи в реальность. Говоря о первых, исландская певица Bjork как была, так и осталась уникальным их представителем. Вот уже второй десяток лет своей сольной карьеры эта женщина продолжает радовать удивительными, в чем-то новаторскими, альбомами, вбирающими в себя разношерстное, но поразительно гармоничное смешение всевозможных музыкальных стилей. На сей раз, исландка представила миру целый проект, посвященный взаимодействию музыки, природы и технологий – «Biophilia». И, будучи, по словам певицы, не совсем на ты с техникой, как всегда претворить замысел в жизнь помогала Бьорк команда из талантливых, знающих свое дело, людей.
«Biophilia» – это далеко не обычный набор из десяти композиций. Это объемная музыкальная презентация, включающая в себя приложения для планшета iPad на каждую песню, взаимосвязанные тексты и музыку на тему природы и мироздания, а также шоу-представление материала уже непосредственно на сцене. Вдобавок, некоторые музыкальные инструменты были созданы специально для проекта. Например, gameleste, представляющий собой модифицированную челесту (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), по звучанию похожую на гамелан (традиционный индонезийский оркестр из таких ударных инструментов как ксилофон, металлофон, гонги) и управляемую с помощью компьютера. Помимо этого, еще использовалась катушка Теслы, чьи разряды по звуку напоминают раскаты грома, и раскачивающиеся маятники, «трансформирующие» движение Земли в звуки арфы. И это далеко не полное перечисление «нестандартных» приспособлений для записи новых песен Бьорк.
Концепция такова, что, к примеру, если песня называется «Moon» («Луна»), то и повествует она о лунных циклах и их влиянии на нашу планету, а музыка по своей структуре эти самые циклы и напоминает. В данном случае, при помощи арфы. В приложении iPad это представлено в виде семнадцати лун. Изменяя положение каждой, мы изменяем ее звучание и можем, таким образом, создать совершенно непохожую на оригинал мелодию. Притом, помимо очевидного смысла текстов и музыки, направленного на природу и космос, песни также затрагивают отношения между людьми и внутренние переживания отдельно взятой личности. Понятия микро- и макрокосмоса, слитые воедино.
К слову, вышеупомянутая песня «Moon» идет первой на альбоме. Второй следует «Thunderbolt» с катушкой Теслы, имитирующей разряды молнии. Далее идет одна из наиболее примечательных композиций с Биофилии – «Crystalline», построенная на игре gameleste и электронных битах. Заканчивается этот трек непродолжительным, но очень шумным типичным драм-н-бэйсом. Текстовая составляющая же сравнивает процессы кристаллизации с зарождением чувств в человеческих сердцах. К «Crystalline» примыкает другая примечательная композиция, даже, пожалуй, лучшая из новых – «Cosmogony», с прекрасными трубами и дивным вокальным сопровождением, создающим ощущение чего-то необъятного, будто звучание самой Вселенной. На сингле к этому треку имеются замечательные миксы от Мэттью Херберта. А приложение «Cosmogony» является основным, по которому можно перейти ко всем остальным, и похоже оно на модель будто бы солнечной системы – эдакий 3D мир Биофилии. Божественная мелодия Космогонии сменяется тарабарщиной в буквальным смысле этого слова на песне «Dark Matter», имеющей отношение к такому понятию в астрономии как «скрытая масса». То есть Бьорк поет не различимые слова, а звуки, похожие на какой бы то ни было язык, что подчеркивает такую же неясность определения скрытой массы в космосе. После нее представляется наиболее слабая часть Биофилии на треке «Hollow» в виде повествования о ДНК и гулких, порой, занудных звуках, будто бродишь по нескончаемым тоннелям. Под конец эта песня, правда, немного оживляется и звучание разбавляется электронными битами. «Virus» – третья особенная песня альбома. Здесь мы снова слышим «колокольчики» gameleste. Крайне приятная композиция, чувственная и немного трогательная. «Virus» и «Crystalline» будто возвращают слушателя в атмосферу альбома «Vespertine». Далее неплохую, в чем-то органную, песню «Sacrifice» сменяет динамичная буйная «Mutual Core», повествующая о движении литосферы. В ней звуки и нарастание голосов наиболее ощутимо передают образ и пульсацию движения плит земной коры. Тоже можно отдельно выделить этот трек. И последней идет «Solstice», о влиянии гравитации на предметы и человека. Минималистичная песня, построенная по принципу одновременной игры невзаимосвязанных нот.
«Biophilia» больше всего соотносится с такими альбомами Бьерк как «Vespertine» и «Volta». От первого пластинка берет чувственность, от второго эдакую приземленность. По песням мы имеем четыре отличных трека: «Cosmogony», «Virus», «Mutual Core» и «Crystalline»; «Dark Matter», «Hollow» и «Solstice» скорее слабоваты, а «Thunderbolt», «Moon» и «Sacrifice» просто хороши. Использование приложений позволило разбить каждый трек альбома на отдельные составляющие, будто конструктор, так что каждый пользователь может изменять песни подетально. Во многом, для достижения такого эффекта композиции и были созданы, на первый взгляд, прямолинейно и бесхитростно. Мы не услышим сложных мелодий. Песни нарочито «просты», и в рамках проекта ты понимаешь, что так и должно в принципе быть. Но если оставить только музыку и слушателя, то становится ясно, что, к сожалению, на Биофилии полно мест, где можно откровенно заскучать, если бы не было приложений, видеорядов, концертов и всего «стороннего». Так что оценивать «Biophilia» исключительно как седьмую студийную работу исландской певицы не имеет смысла – раз задумывалась вся идея как проект, то и нужно брать во внимание все, начиная от текстов и заканчивая специальными музыкальными инструментами. И общая оценка, безусловно, высока. Конечно, она будет далеко не полной, если самому не поиграться в приложения iPad и не увидеть шоу воочию, особенно если не посмотреть на диковинные маятники или gameleste. Но такое осуществимо не для каждого. Не все имеют возможность колесить за Бьорк по Европе, и не у всех есть дома планшетники. В любом случае, задумка крайне интересная и амбициозная. Вполне ожидаемо, что кто-то еще из музыкантов в скором будущем подхватит эту идею, представит ее на свой лад, возможно, даже еще лучше, чем это получилось у Бьорк.
Автор:
Оксана Мелентьева
Источник:
TRILL
Опубликовано:
11 января 2019 г.
|