Bjork, Homogenic, 1997

BJORK ~ 1997
HOMOGENIC
Рок-энциклопедия


Альманах «Serge92»
№ 11, ноябрь 2010 г.


Рецензия на альбом

ХОМОГЕНИК: СЛИШКОМ ПАФОСНО?
НЕТ! ОТКРОВЕННО, И ДАЖЕ ХОМОГЕНИАЛЬНО!


"Homogenic" называют поворотным альбомом в карьере госпожи Гудмунсдоттир. Новое звучание, новый имидж. Но момимо перехода из "маленького" состояния к "большому", помимо того что очевидно, стоит углубиться в осознание каждой песни и строчки этого альбома, найти связующую нить разнопертных композиций.

В случае с Бьорк это необходимо. Всегда необходимо осознавать, зачем и почему все это. Ее склизкий и бесконечно чувственный внутренний мир, странные личные мотивации, ведомые в полной мере только ей, отягощают восприятие ее музыки. Вместот того чтобы радовать и наполнять независимо от персоналии автора, за что так ратует сама госпожа Гудмунсдоттир, ее музыка притягивает немалую долю внимания к ней самой в поисках ответов.

То, как она умеет делать музыку, становится ее личным врагом номер один, и осозновать она это начинает лишь при создании "Post". Но это ее не спасает. Нельзя научиться врать другим, будучи совершенно честным с собой. Таков ее подход к музыке, думаю я: написание песен - способ быть честной с собой и получать удовольствие от этой честности. Возможно, это максимально безболезненный способ для нее, доверить куски себя течению экзельтирующего чувства призвания. Профессиональный мазохизм - самое важное качество музыканта, позволяющее отдавать себя полностью и без остатка. И это качество у нее есть.

"Хомогеник" - самый мазохистичный из всех ее альбомов в эмоциональном плане (если бы я имел ввиду профессиональный аспект, это безусловно был бы Medulla, в котором воодушевленной бедняжке-экстремиске приходится неделями сводить разрозненные записи голосов десятков человек дабы получить 15 слаженных композиций с нужными семплами и соблюдением ритма).

Итак, приступим.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Виниловый выпуск "Homogenic"
One Little Indian Records ~ 1997 г.
Великобритания и Европа


Bjork, Homogenic, 1997 г. виниловый выпуск

Bjork, Homogenic, vinyl

Bjork, 1997 г.




ПРОДОЛЖЕНИЕ
ОБЗОР КОМПОЗИЦИЙ


1. Hunter

С первых аккордов слушатель ощущает чувство тревоги неизвестного генезиса. По крайней мере тревога четко обозначена бэк-мокалом, нервным звучанием скрипки и ни то агрессивным, ни то крадущимся бит-узором. Она раздевает перед нами свою первобытную натуру охотника, дикого язычника с повадками волка. " You could smell it, so you left me on my own, to complete the mission now I'm leaving it all behind. I'm going hunting: I'm the hunter (You just didn't know me)" В этом контексте вспоминается одна из ее цитат, даю не в оригинальном варианте: "Когда я захожу в магазины подержанных вещей, я чувствую что-то вроденаркотической эйфории. Мой замаскированный охотничий инстинкт сразуначинает рваться наружу..."

Достаточно вспомнить тактику нападения на журналистку в аэропорту Банкока, отличающуюся беспощадностью и резкостью, свойственными хищнику, или охотнику - человеку, стремящимуся подражать добыче, чувствовать еще острее, чем она. Также, в песне сильно выражено "нордическое" звучание на фоне весьма "душных" ранних работ Бьорк. Это самое звучание будет сопровождать альбом на протяжении всех 43х минут и 35и секунд, минуя, пожалуй, только Alarm call и Bachelorette. Она как всегда упрямствует, рвет шаблон диким звериным воем и устанавливает свои правила, и ни шага в сторону. Мы будем, нет, мы обязаны чувствовать так же как она.

Процесс охоты прерывается экзельтацией чувства признания себя как часть большого, смелого, гордого, оправдывающего тебя в том что ты есть: "I thought I could organise freedom how Scandinavian of me, you sussed it out, didn't you". Это не что иное как попытка почувствовать свободу от страхов, заточения, угозы со стороны папарацци, фанатов и сталкеров вроде Рикардо Лопесов, грозящихся в любой момент нанести вред или вовсе убить ее или кого-то, за кого она готова отдать жизнь, признать себя и почувствовать силу своей натуры со ссылкой на объективный и греющий сердце факт скандинавского происхождения. Одним словом, радость от того кто она есть.


2. Joga

Воин вышел из укрытия, хищник крадется из норы, преобретая человеческие черты. Чувство патреотизма. Если бы в апреле-августе 1997 года Бьорк могла могла сказать три слова, имеющие для нее самое большое значение, думаю, она сказала бы "Синдри, музыка, Родина". Это дает ей силы жить, бороться, петь. Родина для нее любовь не меньшая, чем Мэтью Барни даже в самую жаркую ночь. "State of emergency: how beautiful to be, state of emergency: is where I want to bе". Из воспоминаний Бьорк: "Я жила в настоящей коммуне хиппи. Меня научили всем делиться, доводитьдело до конца, никого не бояться и каждый день проживать как последний.Я с детства ходила на охоту, готовила на костре пойманную дичь и моглапропадать на дикой природе по несколько дней. Неудивительно, что моими первыми самостоятельными покупками стали палатка и спальный мешок. Да, у меня было счастливое детство". Исландия обладает особой спецификой. Она очень голая, как описывает ее Бьорк. В ней нет знаменитостей и папарацци, там все мои друзья и родные.

Родные, включая мать, отца, отчима, шестерых братьев и сестер. Для Бьорк Исландия - отражение ее самой, отражение искренности и непорочности, центр всех мирских благодетелей. Это нора, в которой она может спрятаться и зализать раны, вкусный и безвредный наркотик. Она заявляет это торжественным звучанием скрипок, создающих ощущение самого настоящего нордического, теплого, гордого и независимого гимна родной сердцу северной страны. Звуки, напоминающие шум гейзеров и семплы, создающие эффект роздолья завершают картину и делают ее исчерпывающей.


3. Unravel

В интервью 2006 года Том Йорк сказал, что Unravel "his favourite song ever, and said, "I'm trying to get Radiohead to do acover because I think it's one of the most beautiful songs I've everheard. I'm cry". Песня-желание найти успокоение в том что всегда спасало это плутонианку - в любви. Она как бы пытается повиниться, смиренно склоняет голову и говорит "Вернись, я не могу без тебя... прости" ("the devil collects it with a grin our love in a ball of yarn, he'll never return it, so when you come back, we'll have to make new love"


4. Bachelorette

Эмоции, эмоции, одни эмоции. Песня о разбитом сердце, несколько гратескная, что связано с тем что изначально она писалась для фильма Бернардо Бертолуччи "Ускользающая красота". Это объясняет стиль барокко, множество "респектабельных" инструментов как скрипка и рояль. Особое внимание привлекают скрипки, словно взлетающие, и летящие вниз, как надежды, рушащиеся в самый неподходящий момент и открывающие дорогу бесконечным тревозам и слезам отчаяния. Говоря откровенно, песня имеет мало общего с Бьорк, но все же детально демострирует человеческие чувства. Вероятно, этот эффект был достигнут благодаря возможности посмотреть "со стороны", прочесть по сценарию.


5. All neon like

?Песня, посвященная самому дорогому человеку. Песня-забота. Волшебное электронное звучание превосходно передает неоновое свечение системы мать-сын, создает ощущение блаженства. Слушая "All neon like", ты не чувствуешь тревоги, лишь природное эмоциональное напряжение Бьорк и любовь, светлую и непорочную. Бьорк как бы пытается убедить себя, что она не в чем не виновата перед этим человечком, хватающим ее за платье и переживающим все то же, что и она. Твердые электронные биты создают жескую конструкцию, олицетворяющие как бы подъем и падение одной кроткой фразы, несущей в себе уверенность, точнее желание быть опорой и несломимой стеной. Нельзя передать всю гамму чувств, заключенных в этом простом бите!

"The cocoon surrounds you embraces all so you can sleep foetus style. And they will assist us 'cause we're asking for help and the luminous beam - it feeds you!"


6. 5 years

"I dare you - to take me on! I dare you - to show me your palms! what's so scary? not a threat in sight. you just can't handle, you can't handle love"

"Почему ты не можешь быть честным?? Дай, дай мне то что я хочу." - кричит Бьорк. Ее напряженность и неспособность ее тогдашнего бойфренда Goldie приводит ее женскую логику к тому что он виноват в том что она не может взять себя в руки. Если в Unravel Бьорк просит любовь вернуться, берет вину на себя, то 5 years - это демарш, откровение на срыве! Хватит соплей, говорит она, не будь слабым. 5 years - песня об одноб обыкновении мужчин - линять в момент когда нужно нечто большее, чем навалять обидчику. Эта песня о слабости мужчин, и о том, как слабая женщина умудряется справляться со всем в одиночку (объясняет столь необычную обложку альбома "женщины-воина"). Ведь пять лет - именно столько требуется по нормам международного права, чтобы человека признали безвести пропавшим. Опять слышна электорнная иммитация звуков гейзеров как сигнал "S.O.S.", желание защититься.


7. immature

Заключительный аккорд в процессе самоанализа на тему отношений полов. Бьорк окончательно хоронит возложенные надежды и становится сильной.

"How could I be so immature
to think he would replace
the missing elements in me?
how extremely lazy of me"


Она признает слабость своего партнера относительно себя и отбрасывает его как ненужный баласт. Нечтожество, не способное быть с ней рядом и дополнять ее, что было бы естественно. Она начинает свободное плавание.


8. Alarm call

"I'm no fucking Buddhist but this is enlightenment. the less room you give me, the more space I've got"

Расширение духа, эйфория от всего пережитого. Второй эйфорический момент с начала альбома, позволяющий слушателю наконец свободно и без опаски вздохнуть и порадоваться ритмичному, почти что блюзовому трип-хоп звучанию. Бьорк рассказывает о простых вещах, способных компенсировать что угодно, вернуть в нужное русло и отвлечь от некрофилии по отношению к памяти.


9. Pluto

Идилия Alarm call прервана. Здесь начинается основной этап самобичивания Бьорк. Окунув себя в блаженство, она кидает себя в маленькую тесную комнату, откуда некуда сбажать (в ее творчестве и интервью прослеживается панический страх перед замкнутым пространством, что является еще одним доказательством ее "дикости") дабы подвергнуть себя и слушателя болезненному процессу очистки. Она словно палач беспощадно обрубает все связи с прошлым, каналы мазохистического удовольствия от вкушения своей тоски и печали. Она заставляет посмотреть на все как есть, хладнокровно и беспощадно выполняя свою задачу. "It's about getting plastered, that need to destroy everything so youcan start over again. Having a lot in the planet Pluto, which I do,means you want to cut the crap, throw all the rubbish away No extrabaggage. It's death and birth." - говорит она. Все это необходимо. Необходимо для последней, апофеозной композиции Homogenic'а


10. All is full of love

Если Pluto смерть, то All is full of love - жизнь. Это песня-абсолют, прекраснее которой, на мой взгляд, еще не было написано песен. Красота - это когда нет ничего лишнего, как утверждал Микелянджело. Действительно, All is full of love - это абсолютная истина, с которой невозможно спорить, которой нужно просто открыться всем сердцем!«Эта песня о мгновении, когда однажды утром последовольно суровой зимы я проснулась – и поняла, что пришла весна! Явышла на улицу – было солнечно, я услышала пение птиц… Весна - здесь! Язаписала All Is Full Of Love за полдня. Это каквспышка в голове, знаете: <…> любовь действительно повсюду!.Основной эмоциональный посыл песни – чувство тепла абсолютно ко всему,а так же ощущение того, что все и каждый любят тебя после длительногоотсутствия каких-либо чувств. Песня, в сущности, о вере во всеобщуюлюбовь. Она может существовать не только между двумя людьми – а междувсем сущим. Даже если ты не можешь получить любовь от человека, этоотнюдь не значит, что ее вообще нет…»

?В песне любовь и жизнь имеют практически синонимическое значение. Действительно, достаточно вспомнить это волшебное чувство, охватывающее тебя в момент, когда ты вяло водишь маркером по листу бумаги, и вдруг как неоткуда ты наполняешь безудержной жизненной силой, лбовью, трепетанием сердца, словно влюблен в первый раз! Прана наполняет все, она проникает в толщу земли и пробуждет семена и порни к жизни, та же энергия проходит сквозь тебя и наполняет любовью. Любовь и жизнь - одно целое, утверждает Бьорк. Одно это достойно вручения Нобелевской премии мира! В дальнейшем, идея All is full of love перерастет в целый альбом, координально противоположный Homogenic'у, в альбом-счастье, о котором читайте в следующей рецензии.


Заключение

Пройдя все круги ада мы приходим к совершенству. Неудавшийся гомогенный Homogeneous становится "человекообразным" и авторским во всех смыслах Homogenic'ом. Женщина-воин работы Александра МакКуина воцаряется и переходит в состояние, свободное от воин. Попрбуй, ощути, почувствуй!

Автор:
Сергей Давыдов


Источник:
SERGE 92

Опубликовано:
18 июля 2019 г.

Самые лучшие игры от Алавар для Бьорк


Вернуться в ДИСКОГРАФИЮ BJORK

Вернуться в ОБЗОР АЛЬБОМОВ "ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ"

Вернуться в РАЗДЕЛ BJORK

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА