"Ночь после трудного дня" - третий студийный альбом английской рок-группы The Beatles, выпущенный 26 июня 1964 года в США компанией United Artists Records, 10 июля 1964 года в Великобритании - компанией Parlophone. Американская версия очень сильно отличалась от английского альбома, по сути, это другой альбом, о нем речь пойдет отдельно.
A Hard Day's Night - это первый альбом The Beatles, где все песни сочинены Битлами, в нем ни одной чужой песни. Это также единственный альбом The Beatles, где все песни сочинены Ленноном и Маккартни, ни Харрисон, ни Ринго не оставили свой вклад. Причем, обычно авторская доля Леннона и Маккартни в альбомах примерно равна. В этом же альбоме Леннон доминирует как автор: его 10 из 13 песен альбома. A Hard Day's Night - также первый альбом The Beatles, целиком записанный на 4-дорожечном магнитофоне - это было последнее слово техники в 1964 году. Оно позволило сделать качественные стереомиксы.
Первая сторона представляет собой звуковую дорожку одноименного фильма A Hard Day's Night. Песни со второй стороны также записывались для этого фильма, но не вошли в него. Фильм был сделан американской компанией United Artists по сценарию Алуна Оуэна режиссером Ричардом Лестером. В главных ролях Битлы играют сами себя, взяты всего два дня из их жизни. Смысл сюжета в том, что Битлз стали пленниками своей славы: им везде приходится убегать от своих поклонников, они вынуждены постоянно находиться в закрытом помещении, будь то студия, концертный зал, автомобиль, поезд или гостиничный номер. Фильм снят на пике битломании и запечатлел классический образ Битлов, вечно удирающих от истерично визжащих поклонниц, готовых буквально разорвать их на части.
Забавно, что перед выходом фильма в Америке, представитель снимавшей его компании United Artists попросил режисера Лестера продублировать голоса Битлов с американским акцентом (среднеатлантический, как они его назвали), на что рассерженный Маккартни ответил: "Слушай, если мы способны понимать, как какой-нибудь долбаный ковбой говорит по-техасски, они смогут также понять нас, говорящих по-ливерпульски".
В фильме среди прочих засветился в эпизодической роли будущий рок-звезда Фил Коллинз. В 1964-м он был 13-летним мальчишкой, сын актера, сыгравший в массовке публику на битловском концерте в лондонском зале Scala Theatre. В фильме сыграла также эпизодическую роль Патти Бойд (одна из школьниц в поезде), в которую страстно влюбился на съемочной площадке (не в кино, а по правде!) Джордж Харрисон. У нее был в то время какой-то мальчик, так что Харрисону был дан "от ворот поворот". Однако настойчивый Джордж все же добился своего, полтора года спустя женившись на Патти.
Название фильма пошло от фразы, оброненной Ринго. Он вспоминает, что Битлы в то время очень много работали, и день, и ночь. Однажды, под вечер он сказал: "Это был тяжелый день..", оглянулся: а на улице уже темно, и добавил: "...ночь." Так родилось название "Ночь после трудного дня". Однако Леннон в 1980 году сказал, что это типичный случай, когда что-то придумывает один человек, а его заслуги приписываются другому. Он утверждал, что придумал эту фразу раньше и записал ее в своей книге In His Own Write, изданной в апреле 1964 года. Потом Ринго обронил эту фразу, понятно после прочтения книги Джона, но она уже воспринималась как его собственная. Такие вот разборки по поводу ничего в общем-то особенного.
Поп-музыка в 1964 году предназначалась только для тинейджеров, а это означало преходящее увлечение, поэтому считалось, что популярности Битлз, какой бы высокой она ни была, скоро придет конец. Так считали многие критики, и это мнение действительно опиралось на обычный порядок вещей: одни кумиры сменяли других, а прежние быстро забывались поклонниками. Идея фильма для поп-группы также была не нова. В конце концов, за основу был взят американский телесериал Monkeys, рассказывавший как раз про поп-группу. Фильм мог продлить популярность, но ненадолго.
Можно сказать, что слава только пошла на пользу Битлам. Чаще всего, люди ломаются под бременем славы. У большинства исполнителей лучшими альбомами являются первые (или вообще только первый), потом пресыщенные успехом, они больше не стараются. Или даже больше не могут. Для Битлз слава послужила толчком к собственному развитию, они просто поверили в свои силы и стали разворачивать свои творческие крылья, год от года все шире и шире.
A Hard Day's Night стал поворотным моментом в карьере The Beatles. Он совпал с их переездом из Ливерпуля в столицу - Лондон. Они шли, казалось бы по предсказуемому пути ублажения желаний публики. Полудетской публики, покупающей пластинки и билеты на концерты на родительские деньги, выданные на завтраки в школе. Однако фильм и альбом являли собой нечто новое в шоу-бизнесе. Битлз показали, что популярная музыка при аккуратном подходе может быть интересной не только подросткам. Они расширили эти границы. Индустрия шоу-бизнеса, обращавшая свои взоры до этого исключительно на джаз и фолк-музыку, стала серьезнее относиться к новому явлению.
A Hard Day's Night оказал большое влияние как на шоу-бизнес, так и на музыкантов. Те же фолк-исполнители - группа The Byrds, посмотрев фильм, убежденно решили окунуться в рок-музыку. Битлз сильно способствовали сращиванию популярной в то время фолк-музыки с роком, вылившемуся в фолк-роковый бум в 1965 году. А Харрисон, успешно экспериментировавший игрой, кроме обычной электрогитары, на испанских гитарах, а также на 12-струнке, вызвал целую моду на 12-струнные гитары. Кроме того, успех Битлз с их собственным материалом открыл американскую сцену и для других британских рок-групп с песнями собственного сочинения, что породило знаменитое явление, названное "британским вторжением", активными участниками которого были The Rolling Stones, The Animals и The Kinks.
Журнал "Q" в 2000-м году поместил A Hard Day's Night на пятое место среди 100 лучших британских альбомов всех времен. Журнал Rolling Stone в 2003-м году поставил A Hard Day's Night на 388-е место в списке 500 лучших альбомов всех времен.
|