Тяжелый прогрессивный рок в Германии начала 70-х годов исполняли множество коллективов, но лишь некоторые из них преуспели на этом поприще. Лишь единицы добились мировой известности. Но совсем необычный случай, когда коллектив из "новаторских" 60х через "сумасшедшие" 70-е и "вялые" 80-е "долетел" до 90-х. Так можно сказать только про "Birth Control", настоящую легенду немецкого heavy progressive rock.
К моменту выхода первой пластинки в 1970-м году состав группы уже успел претерпеть значительные изменения. Достаточно сказать, что от первоначального секстета осталось лишь двое - басист Бернд Кочмиддер (Bernd Koschmidder) и клавишник Рейнхольд Соботта (Reinhold Sobotta). Укомплектовав ряды гитаристом Бруно Френзелем (Bruno Frenzel) и поющим барабанщиком Берндом Носке (Bernd Noske), группа превратилась в квартет. Новобранцы с первых дней стали постепенно тянуть "одеяло лидеров группы" на себя - Френзель в качестве ведущего композитора, а Носке - фронтмена команды. Соответственно изменилась стилистика "Birth Control" - теперь джаз-рок на манер групп Брайана Оджера (Brian Auger) и Грэма Бонда (Graham Bond) уступил место прото-прогу с сильной психоделической составляющей.
Вышедший на Metronome первый альбом "Birth control" продемонстрировал новое лицо группы. Слушая его, становится совершенно очевидно, что музыканты еще не определились с выбранной стилистикой, даже более, создавалось впечатление, что две главные силы ансамбля - клавишник Соботта и гитарист Френзель - тянули в противоположные стороны. Что не удивительно, учитывая их разные интересы.
Первый из них (Соботта) представил на суд публики две инструментальные 10-минутные композиции с потрясающим замесом из психоделии, раннего хард-рока и джаза ("Recollection", "Sundown"). Разумеется, акцент был сделан на продолжительных импровизациях на "хаммонде". Френзель, в свою очередь, сосредоточился на более коротких композициях, они уже скорее вписывались в формулу прото-прога, с активной гитарой и резким, сильным вокалом (Бернд Носке постарался на славу). Кроме удивительного обаяния (присущего очень многим пластинкам 1970 года) первый альбом содержал и настоящий шедевр - кавер версия композиции "Doors" - "Light My Fire". Причем, этот тот нечастый случай, когда римейк явно превосходит оригинал. В целом же пластинка получилась вполне в духе своего времени, со свободой творческой мысли, полная идей и исканий. Для любителей "сырого" варианта раннего прогрессивного рока - must have!!!
Проблемы с Metronome records привели к тому, что в конце 1970 года группа перешла под крыло Ohr records. Начало сотрудничества было отмечено выпуском сингла "Hope/Rollin'" (1970 г.). Обе вещи стали достойными произведениями в жанре хард-рок, особенно здорово получилась композиция Hope. Она словно предваряла будущие шедевры группы.
К тому времени расстановка сил внутри ансамбля изменилась - бразды правления полностью перешли к Френзелу, так как Соботта, основатель коллектива, отошел на второй план (чтобы уже менее чем через год покинуть состав). Так впервые сложился классический саунд группы, базировавшийся на "трех китах" - мощный, эмоциональный вокал Носке, неистовые пассажи на "хаммонд" органе Соботты (а в дальнейшем всех других клавишников с которыми коллективу всегда на редкость везло) и композиторский талант Френзеля.
"Operation" вышел в начале 1971 года и стал одним из самых удачных релизов за всю историю лейбла Ohr. И, поверьте, пластинка действительно того стоила. На этот раз все шесть композиций были написаны Френзелем и представляли собой мощный хеви-прог с "хаммондом" во главе. Открывает пластинку убойная вещь "Stop Little Lady" с бешеным драйвом и напором. За ней следует композиция "Just Before The Sun Will Rise" по сути построенная на двух разных мелодиях, объединенных в единое целое красивым "переходом-мостиком". Особенно здесь голос Носке достигает невероятных эмоциональных вершин. "Work Is Done" и "Flesh and Blood" - более короткие хард-роковые номера, назвать которые "обычными" язык не поворачивается. Представьте себе "Deep Purple" образца 70-72 годов с бОльшим уклоном в прогрессивный рок и бОльшим композиторским талантом - и получите достаточно полное представление об этих композициях. Концовка получилась не менее эффектная. Вслед за магнетической вещью "Pandemonium" с фантастической атмосферой и захватывающим припевом следует 11-минутная эпическая баллада "Let Us Do It Now". Оказалось, что музыканты "Birth Control" могли исполнять и лирические произведения, причем на высоком уровне.
Пластинка "Birth Control" "Operation" - не просто сильнейший диск группы. Эта классика жанра, сразу двух жанров - хард-рок и прог-рок. Это шесть песен, которые заставят Вас слушать еще и еще. Это обязательная работа для ВСЕХ, кто считает себя поклонником "старого доброго Рока".
Первая половина 1972 года прошла в беспрерывном турне, которое лишь закрепило успех коллектива. Напряженный гастрольный график и проблемы с составом (Соботта покинул группу, на его место пришел Вольфганг Нессер (Wolfgang Neusser) не давали музыкантам вернуться в студию до конца года. За это время вышел лишь один сингл - "What's Your Name"/"Believe In The Pill" - который не смог в полной мере раскрыть потенциал группы (сказались сжатые временные рамки сингла), но получился он довольно успешным. На Ohr records также постарались, чтобы в момент успеха публике было, что покупать - так появился альбом "Believe in the Pill" (1972 г.), состоявший из номеров с первого и второго альбомов и трех песен, выходивших только на синглах. Собственно, это было своеобразное прощание с группой, так как новый год музыканты встретили под рамкой CBS Records, гораздо более крупной музыкальной компании.
"Hoodoo man" вышел в начале 1973 года и продолжил удачную формулу "Operation". Тот же изобретательный тяжелый прогрессивный рок, те же шесть мощных композиций, но, несмотря на еще больший успех, чего-то этой пластинке не хватило, чтобы дотянуть до уровня настоящего шедевра как "Operation". Как минимум, одна из причин заключалась в том, что Нессер, при всей симпатии к нему, не был равноценной заменой "клавишнику-волшебнику" Соботте. И все-таки альбом получился великолепным.
Композиции "Buy!" и "Gamma Ray" прочно укрепились в концертном сет листе группы. Вторая вещь на альбоме "Suicide" поражает самыми разнообразными пассажами на клавишных и емким мелодичным припевом. Композиция "Hoodoo man" многими воспринимается, как лучший образец немецкого хард-рока с элементами прогрессива. Завершает альбом короткий шутливый инструментал "Klaustro", который словно напоминает - не стоит воспринимать музыку слишком серьезно (тексты пластинки просто пронизаны мрачной тематикой). Альбом хотя слегка и уступает "Operation" но в своей весовой категории невероятно хорош.
Перед крупномасштабным турне 1974 года CBS Records постарались сделать состав коммерчески привлекательным. Таким образом, роль клавишика стал исполнять Зевс Б. Хельд (Zeus B. Held), и был введен второй гитарист Дирк Стеффенс (Dirk Steffens) (что уж совсем не понятно, так как музыканты прекрасно справлялись с одной гитарой, более того, "Birth Control" был одним не многих коллективов тяжелого рока, где гитара была отнюдь не на первых ролях). Но самая значимая перестановка оказалась связана с уходом одного из основателей коллектива - Бернда Кочмиддера. Его место занял Петер Фоллер (Peter Foller). Главная проблема была в том, что Фоллер еще и пел, таким образом, начав "отнимать" часть вокальных партий у Носке. Подоплека дела, по-видимому, заключалось в концертных выступлениях. В студии Носке удачно совмещал позиции драммера и вокалиста, но на сцене это было физически тяжело, что делало выступления в основном инструментальными "импровизациями на тему". Руководители CBS же требовали изменения саунда в сторону его упрощения, другим словами, они хотели нового фронтмена.
"Rebirth" записывался в ноябре 1973-го, а вышел в начале 1974 года и скорее лишь по инерции оказался столь же успешным, как и его предшественники. Определенно это был качественный скачок вниз, так как от уникального heavy progressive саунда остались одни воспоминания, да небольшие намеки в паре композиций. Только заключительная вещь "Back From Hell" была по-настоящему удачной и напоминала о славном прогрессивном прошлом. Невероятная динамика, сдвоенный вокал, мощные гитары и авторский тандем Френзель/Стеффенс создали настоящий шедевр. Остальной материал, за исключением тяжелейшего - возможно самого тяжелого в дискографии группы - номера "Mister Hero", спетого Носке на пределе возможностей, получился вялым. Половина альбома была исполнена Фоллером, который сам по себе певец не плохой, но в сравнении с Носке он просто теряется. Наконец, они даже "додумались" ввести "медную" секцию, что привело к сравнению коллектива с "тяжелым "Chicago". Таким образом, пластинка "Rebirth" оказалась самой неудачной и малоинтересной. Соответственно, как совет, ни в коем случае не начинать с нее, иначе мнение о группе сложится в корне не верное. Опять же в своей весовой категории - прямолинейный хард-рок - альбом великолепен.
Наиболее полно влияние Хелда раскрылось уже на следующей пластинке группы "Plastic People" (1975 г.). Работа получилась уникальной, ведь если на "Rebirth" музыканты попытались откреститься от своих прог-роковых корней, то на этот раз дело обстояло иначе - квартет заиграл полноценный арт-рок. Их новонайденный стиль можно сравнить с "Gentle Giant" (образца 1975 года) или даже "Yes". Это особенно заметно в композиции "My Mind", с великолепной струнной секцией и одухотворенным вокалом Носке. Пластинка еще выделялась и тем, что впервые большую часть композиций сочинил не Френзел, а Хелд. К тому же помощь со стороны музыкантов легендарной немецкой прог-роковой группы "Hoelderlin" тоже не осталась не замеченной - в музыкальную палитру были дополнены новые краски. Но как часто бывает, удачный в творческом плане релиз оказался совершенно провальным по меркам шоу бизнеса. Музыкантам указали на дверь, и так закончилось довольно продуктивное сотрудничество с CBS records. Но если вы думаете, что после этого звезда "Birth Control" упала с небосклона, то сильно ошибаетесь. Просто для квартета настали новые времена, новый лейбл, новая музыка.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
|