Газета "Комсомольская Правда", 26.06.1987 г.

АЛАН ПРАЙС:
«ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ГИТАРЫ»
Газета "Комсомольская Правда", № 173, 26.06.1987 г.

Рубрика
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС


«О, счастливчик!». Так назывался фильм, который в свое время вызвал живую реакцию советского зрителя. Суть его проста: как добиться успеха молодому человеку, на Западе? Рецепт, который шутливо предлагали авторы фильма, был столь же незатейлив: надо быть симпатичным парнем, не принимать близко к сердцу неудачи и всегда надеяться на свою счастливую звезду. Так ли все просто в жизни?

Чтобы, выяснить это, мы обратились к известному английскому композитору и певцу Алану Прайсу, который написал музыку и исполнил песни в фильме «О, счастливчик!».


Мы встретились с Аланом в гримерной театра «Интимейт», на севере Лондона, перед его концертом. В маленькой комнате, устроившись на гримерном столике, нас приветствовал моложавый, подтянутый мужчина в зеленых вельветовых джинсах и неброского цвета рубашке.

- Хэлло, я - Алан,- сказал он просто и пожал вам руки. В его внешнем виде и манере вести разговор не было ничего «звездного». И тем не менее перед нами была звезда большой величины.

Наш первый вопрос был стандартным: расскажите о себе, о том, как вы пришли в музыку?

- Я родился в 1942 году в местечке Фэтфилд, на северо-востоке Англии. Отец работал на заводе кислородных баллонов, мать - в кооперативном обществе. Мне было шесть лет, когда отец погиб во время аварии на заводе. Тогда-то мы и переехали в Джарроу - крупный город судостроителей на реке Тайер. Его жители особенно пострадали во время «великой депрессии» в предвоенные годы. В Джарроу мы жили у бабушки, с которой часто ходили в церковь. Мой брат, он на пять лет старше меня, работал в церкви хормейстером, любил поигрывать джазовые композиции на трубе. Он-то и купил мне в двенадцать лет первую в моей жизни гитару. С этого все началось!

В пятнадцать лет я уже играл в оркестре при церковном клубе. Тогда я и познакомился с Эриком Барденом, который возглавлял группу «Пэгенз». Но приняли меня в эту группу только через шесть лет. Впоследствии она стала называться «Энималз» («Звери»).

- Все «звери» где-то работали, а вечерами играли. Но наши помыслы были устремлены к большой музыке, путь к которой лежал только через Лондон. И мы решились испытать свою судьбу. Она нам улыбнулась: уже через пять месяцев мы выпустили свою первую пластинку «Дом восходящего солнца», которая сразу стала «хитом».

- Что было дальше?

- Я вернулся в Ньюкастл, где создал группу «Алан Прайс бэндз» и выступал в ней до 1970 года. Нам удалось записать несколько альбомов, некоторые из которых также стали «хитами».

Затем я писал телевизионные мюзиклы, песни. Примерно на это время приходится мое знакомство с кинорежиссером Линзи Андерсоном, который известен, как один из создателей нашумевшего фильма «Заводной апельсин». Он и предложил мне написать музыкальный аккомпанемент к фильму «О, счастливчик!».

Это был один из самых продуктивных периодов в моей жизни. Я писал музыку для спектаклей театра «Роял корт» и примерно пяти кинофильмов.

Но большая интересная работа на кино- и звукостудиях не помешала мне все же осуществить творческую задумку, которую я вынашивал многие годы, - с помощью музыки рассказать о городе моего детства Джарроу, о его простых людях и их непростых судьбах. О них, об этих людях труда, о голодных маршах тридцатых годов рассказывала мне моя мать, ветеран лейбористской партии. В итоге появилась миниопера под названием «Между сегодня и вчера».

Нам не удалось послушать эту оперу. Но какой эмоциональный заряд заложен в песне Алана Прайса, когда он поет о простом народе, мы почувствовали на концерте после интервью. На опустевшей сцене среди замолкшей мощной электронной аппаратуры в строгом одиноком луче прожектора стоял Алан Прайс.

«Радость может смениться горем лишь в один момент
Утром ты провожаешь отца в забой на работу,
А вечером его уже нет...»


Песня закончилась, а зал словно в оцепенении. Медленно гаснет луч прожектора. И вдруг аудитория взрывается шквалом аплодисментов. Песня, которой больше ста лет, дошла до сердец слушателей, хотя большинству из них нет и двадцати.

Пересказ дальнейшей музыкальной карьеры Прайса не имеет смысла. Это многочисленные турне, напряженная работа в студиях звукозаписи. Редкие моменты отдыха он отдает семье. Алан с любовью рассказывает о дочери Элизе, которая наследовала от отца артистическую натуру и уже выступает на сцене «Нейшнл мюзик театр» и пользуется определенной известностью в стране.


Мы продолжаем наш разговор.

- Что вы думаете о современной музыке?

- Мне кажется, что в ней осталось мало энтузиазма, жизни, коюрые были в музыке шестидесятых годов. Видимо, сказывается то, что мы живем в более «механическом обществе». Все эти синтезаторы с их специфичными искусственными звуками, возросшее качество звукозаписи сделали музыку гладенькой, бездушной. Она стала какой-то рафинированной, абстрактной. Скорее всего это пришло из США, где музыку «заказывают» владельцы радиокорпораций.

Можно сказать, что такая музыка вызывает определенный социальный эффект - она бездумна. Как-то недавно я играл на сцене, а передо мной катались на коньках молодые люди. Круг, еще круг, еще круг, и так полтора часа. Они ни на что не реагировали. Я и моя музыка были для них лишь ритмическим фоном. И, вероятно, в этом не их вина. Их приучили, что музыка нужна для телодвижений, а не для размышлений.

Во всем этом есть и определенный политический аспект. Благодаря современной технике, спутникам связи музыка проникла в каждый дом на планете. И этим воспользовались политиканы.

- Кое-кто считает, что английская современная музыка теряет свои позиции.

- Я так не думаю. Англия по-прежнему музыкальный центр вселенной в том, что касается поп- и рок-музыки. Мы остаемся лидерами, например, в поисках новых музыкальных форм, экспериментах с подбором и даже созданием новых инструментов. Но, конечно, основной подъем пришелся на шестидесятые годы, когда в мире доминировали «Битлз», «Роллинг стоунз», «Энималз» и другие английские группы. В те годы в каждом английском городке имелись десятки групп. В итоге создалась целая музыкальная культура, которую и прибрали к рукам бизнесмены. Сейчас они смотрят на любую группу только с точки зрения того, насколько она для них прибыльна. Таким образом, они фактически уничтожили основание той самой «пирамиды», в котором и рождались настоящие таланты. С другой стороны, для того, чтобы создать группу и записывать пластинки, сейчас надо как минимум в десять раз больше средств, чем в те времена, когда мы начинали. Поэтому для дельцов выгоднее взять молодых, неопытных ребят, выжать их н выбросить, найдя новую команду. Так поддерживаются прибыли на высоком уровне.

- А что вы думаете об электронной музыке, «металлическом» роке?

- Электронная музыка непонятна простому человеку, далека от него. А «металл»... Для меня это, пожалуй, слишком шумно. И скорее это балаган, я не музыка. Но я считаю, чго любое музыкальное течение имеет право на жизнь.

- Что вы знаете о советской современной музыке?

- К сожалению, я практически не знаком с ней. Но недавно мне дали видеокассету с выступлениями Владимира Высоцкого. Он очень напоминал мне французских шансонье. Это, как бы лучше сказать по-английски...

Подыскивая слова, он медленно говорит:

- Это - глубина души. Его музыка, в отличие от нашей, значительно глубже. Поэтому, я боюсь, в Британии ее вряд ли поймут. Кстати, а что вы можете сказать о музыке в России?

Честно говоря, мы не были готовы к такому повороту беседы. Но когда начали рассказывать о различных течениях, проблемах, с которыми сталкиваются молодые советские исполнители, и их растущей популярности за рубежом, Алан удивленно бросал: «Да? Удивительно!.. Здорово!» А затем добавил:

- Я всегда говорил, что нужно взаимно обогащаться, в том числе и в сфере музыки. Дай бог, чтобы это произошло как можно скорее. Что касается меня лично, то я надеюсь выступить с концертами в вашей стране, может быть, даже уже в этом году. Но одного моего желания мало. Сейчас во всяком случае ведутся переговоры с Госконцертом СССР.

- За кем и за чем будущее в современной музыке?

- Прежде всего за молодежь. Кроме того, уже начался процесс взаимопроникновения музыки фильмов и видео. И еще одно - будут писаться не просто песни, а циклы, объединенные одной темой. Это будут «концептуальные альбомы».

- Несколько слов о ваших партнерах по группе «Энималз», и над чем вы трудитесь сейчас?

- Эрик Вэрден написал книгу, которая была опубликована в этом году. Он по-прежнему очень сильный музыкант, много гастролирует. Бас-гитара Чак Чандлер участвовал в создании альбомов американского гитариста Джимми Хендрикса и группы «Слейд». Он и сейчас работает продюсером, отвечает за выпуск пластинок, ищет новые таланты. Двух других, честно говоря, я потерял из виду.

Сейчас я написал мюзикл для Бродвея под названием «Эт зе топ» («На вершине»). О золотой лихорадке на Аляске. И два либретто - для британских театров.

Организаторы интервью просили нас не поднимать политических вопросов. Но в концерте Алана Прайса прозвучали ответы на наши незаданые вопросы. После взвинтившего публику рок-н-ролла в зал полились нежные звуки электропианино. Алан запел:


«Когда ты думаешь, что люди, живущие на нашей земле.
Могут исчезнуть в одно мгновение,
Ты должен сказать: этого не должно произойти!
Когда в тихой ночи восходит луна.
И ты слышишь мирное дыхание детей,
Ты говоришь: они должны жить!».


Ю. САГАЙДАК.
(Наш соб. корр.).
А. БИРЮКОВ,
И. ПЕСКОВ. (Корр. ТАСС).
Лондон.


Опубликовано: 26.11.2017 г.


Алан Прайс: Все началось с гитары

Газета Комсомольская Правда, 26.06.1987 г.



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ "THE ANIMALS"

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ "THE ANIMALS"

СБОРНИКИ "THE ANIMALS"


Добро пожаловать в наш СЕО-Планетарий!


Вернуться в РАЗДЕЛ "THE ANIMALS"

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА