Альманах «Darker Magazine»
№ 2, февраль 2018 г.
Рецензия на альбом
РЕЗИДЕНТЫ ГНУТ ЛИНИЮ:
ЭТОТ ПОЕЗД В ОГНЕ, ИЛИ ЦИРК В КАБАРЕ
"The Residents" – известные музыкальные экспериментаторы, провокаторы и просто психи – в хорошем смысле слова. Если вы сомневаетесь, то послушайте, хотя бы, их вариант классической "Summertime" на альбоме «George & James (American Composer Series - Volume 1)». Эта группа десятилетиями умудрялась сохранять анонимность, выступать в масках и вообще всячески мистифицировать слушателей и поклонников.
В прошлом году они издали поистине эпическую компиляцию лучших композиций – на 4 CD, с массой сингл-версий, концертных исполнений и прочих фанатских радостей. В этом году уже анонсированы переиздания парочки классических альбомов – и тоже с кучей «вкусностей». А еще в прошлом году у них вышел новый альбом, о котором мы, собственно, сегодня и поговорим.
Этот альбом можно назвать «концептуальным», но сама группа в пресс-релизе обозначила его как «тематический» - они и раньше выпускали нечто подобное. Вся пластинка посвящена катастрофам поездов в конце XIX и начале XX веков. Музыканты, по их словам, отталкивались от подборки новостных сообщений в газетах тех лет и вдохновлялись изысканным языком того времени.
В музыкальном смысле описать стиль этого альбома почти невозможно – тем более, что компоненты и составные части звучания постоянно меняются: электронное звучание синтезаторов и тревожные струнные, словно позаимствованные у композиторов-романтиков, вокальные партии напоминающие о традициях «барбер-шопов» и тут же – декадентское, ехидное пение с манерно тянущимися слогами. А следом может возникнуть женский голос, повествующий о своих переживаниях во время аварии и поисках ребенка. В целом, звучание напоминает неистовый цирк или кабаре, в котором дэнди-ведущий рассказывает ужасы для увеселения публики под безумный коллаж музыкальных фрагментов, звуков окружающей среды и вообще всего, что подвернется под руку. Кстати, стоит напомнить, что настоящие дэнди тех времен поездов вовсе не чурались: к примеру, поэтически-восторженные строки посвятил первым поездам Жорис-Карл Гиюсиманс в своем романе «Наоборот», который называли «Кораном Декаданса». Но, тем не менее, при всей декадентской стилизованности этого материала, пластинку пронизывает смутное ощущение тревоги – казалось бы, нигде не выходящее на поверхность, но постоянно присутствующее в сознании слушателя.
Пластинка раскрывается не сразу, ее стоит прокрутить несколько раз, можно даже подряд, но потом звуковое полотно уже не отпускает слушателя. Тем не менее, как это часто бывает с концептуальными (простите, тематическими) альбомами, здесь сложно выделить отдельные «хиты». Разве что открывающий трек «Ужасы ночи», получившийся особо ехидным и декадентским и «Жатву смерти», которая начинается как медленный, красивый, но буквально переполненный тревогой трек – чтобы во второй половине оказаться одним из самых давящих треков на всей пластинке. В целом – получилось на удивление мощное и полное сюрпризов произведение для группы, работающей уже сорок лет, но, похоже, совершенно не намеренной почивать на лаврах.
Автор:
Василий Рузаков
Источник:
DARKER MAGAZINE
Опубликовано:
31 июля 2019 г.
|