Российская рок-руппа Агата Кристи

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СОРАТНИКИ И КОЛЛЕГИ!
К ОГРОМНОМУ СОЖАЛЕНИЮ, ЗАПРОШЕННОЙ ВАМИ СТРАНИЦЫ ВРЕМЕННО НЕ СУЩЕСТВУЕТ...
ОНА НАХОДИТСЯ НА РЕКОНСТРУКЦИИ - ЗАЙДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗЖЕ!
ОДНАКО ВСЁ ЖЕ СОВЕТУЕМ ВАМ НЕ УХОДИТЬ, А ПРОЧИТАТЬ НОВУЮ, НЕИЗВЕСТНУЮ ДОСЕЛЕ БИОГРАФИЮ ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКО-РУССКОЙ ГОТИКИ "АГАТА КРИСТИ", КОТОРАЯ РАСПОЛОЖЕНА НИЖЕ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ!

Агата Кристи, братья Самойловы

Биография легендарной готики советского и русского рока "Агата Кристи"
с точки зрения знаменитого литературно-музыкального дуэта V.Kalman & В.Дарцорак


Агата Кристи, В. Самойлов, Г. Самойлов Являясь почитателем "Агаты Кристи" с 1988 года, постараюсь припомнить некоторые подробности происходившего тогда и далее до сегодняшнего дня. Рискну пересказать историю "Агаты" своими словами, опираясь, естественно, и на те факты, которые появлялись в СМИ, и на собственные ощущения и воспоминания. Конечно, не претендуя на истину в последней инстанции. Итак...

"Агата Кристи" предстала перед нами в 1988 году. Тогда её впервые показали по центральному телевидению. Уже не помню, в какой именно передаче, но песню помню. Это была знаменитая "Пантера". Чуть позже показали и "Танго с дельтапланом". Это было время невероятного подъёма рок-музыки в стране, гремели такие имена, как "Кино", "Наутилус Помпилиус", "Алиса", "Аквариум" и другие. А количество менее известных групп, выступавших в рок-клубах и даже попадавших иногда на виниловые сборники, просто не поддавалось подсчёту. Поэтому в этой массе затеряться было совсем не сложно. Можно сказать даже, что "Агата" выплыла на этой волне рок-движения и осталась, в то время как большинство других групп кануло в лету. Помню, "Пантера" мне тогда очень понравилась, потом "Танго"... Если не ошибаюсь, в 1989 году "АК" приняла участие даже в "Песне года". С двумя номерами: "Viva Kalman!" и "Пантера". Тогда ещё и "Ария" принимала участие в программе со своей "Жанной"... Естественно, несмотря на рок-бум тех лет, ни та, ни другая группа в финал передачи не попала.

В 1988 году в домашних условиях, с помощью бытовых магнитофонов "Агата Кристи" записала свой первый альбом. Во всяком случае, его принято считать первым, так как три предыдущих, созданных под названием ВИА РТФ УПИ, группа в расчёт не берёт. Альбом назвали "Второй фронт". Широкого распространения он не получил. Об "Агате" знали, в основном, в Свердловске. А вот магнитоальбом "Коварство и любовь" уже, помню, можно было легко приобрести в студиях звукозаписи по всей стране. Впечатление от первого прослушивания не было шоковым. Чуть позже, когда в голове переварилось услышанное и "дошло", как говорится, вот тогда... Прежде всего, подкупал высокий по тем временам уровень музыкального исполнения. Ведь рок-музыканты того времени в большинстве своём играть вовсе не умели. Если студийные записи ещё как-то можно было слушать, то на концертах творилось Бог знает что! "Агата" же и "живьём" исполняла песни очень качественно. Это выгодно отличало её от других коллективов. Вообще, "Агата Кристи" - группа, не похожая ни на кого. И судить о жизни и творчестве этих музыкантов нельзя по общепринятым меркам. Но об этом позже...

В 1990 году "АК" переписывает "Коварство и любовь" и альбом выходит на фирме "Мелодия". Это первая виниловая пластинка группы. Однако этот вариант альбома заметно отличается от "магнитного" варианта 1989 года. Тексты некоторых песен изменены, другие же песни вообще убраны из альбома, взамен них вставлены новые. Таким образом, группа избавилась от политического налёта, создаваемого некоторыми композициями. Не стало упоминаний о Сталине, о "советской семье", а песня "Крысы в белых перчатках" вообще исчезла из альбома, хотя главная её мелодическая линия легла на строчки из булгаковского "Собачьего сердца". Смесь арт-рока с новой волной, мощное влияние классики - так в двух словах можно охарактеризовать музыкальный стиль альбома.

Братишка Самойлов, Агата Кристи В 1990 году был записан ещё один альбом - "Декаданс". Удивительно, что за один год можно записать такие разные альбомы! Разные по энергетике, по музыкальной передаче, с принципиально отличными аранжировками. Звук стал совсем другим, будто перед нами другая группа. Налицо ещё одна отличительная черта "Агаты" - менять звук от альбома к альбому. Думаю, это один из факторов, позволивших им столь долго продержаться на гребне популярности. У слушателя всегда сохраняется интерес к новым вещам группы: "А что же они выдадут на этот раз?" Все тексты в "Декадансе" написаны Глебом. Это первый его текстовый сольник в составе "Агаты". (Исключение составила "Эпидемии", первый и последний опубликованный текстовый опыт Александра Козлова.) Музыку к альбому писали все: и Вадим, и Глеб, и Александр. Нельзя не отдать должное Вадиму как аранжировщику и талантливому звукорежиссёру. В каждом альбоме ему удаётся создать особую, неповторимую атмосферу. На центральное телевидение из "Декаданса" просочились песни "Мотоциклетка" и "Шпала".

Но на таком материале трудно обрести всенародную популярность, тем более что к тому времени рок-движение в стране пошло на спад, народ соскучился по "попсе". Стало возможным появление таких коммерческих проектов, как "Ласковый май" и им подобные. Из "рокеров", кроме "Агаты", остались лишь "Алиса", "АукцЫон" и зависший в вечном творческом поиске Бутусов. Тогда Вадик, Глеб и Саша решили пойти по другому пути. А именно, записать альбом по западным звуковым стандартам. Благо, зацикленными на "Deep Purple" и "Led Zeppelin" они никогда не были (этому препятствовал всегда находящийся в курсе новинок мировой музыки Козлов), и поэтому решили пойти, как говорят в математике, от противного. Все говорят "нужны ревущие гитары", а мы сделаем мягкий красивый звук, все говорят "должны быть живые барабаны", а мы запишем драм-машинку и т.д.

Так в конце 1992 года появился альбом "Позорная звезда". Помню, мы очень его ждали. И приняли, конечно, на "ура". Фактически там только хиты! Население страны поначалу никак не отреагировало на появление альбома. И только в 1994 году, когда "агатовцам" удалось, наконец, найти спонсора и началась раскрутка материала, о группе узнала широкая публика. Альбом выстрелил.

А тут и "Опиум" подоспел... Но это уже позже, а в 1992-м до "Опиума" было ещё 3 года, и фанаты начали потихоньку хоронить "Агату". Новые песни не записывались, каждый из музыкантов занимался личными проектами. Вадик писал с "Наутилусом" альбом "Титаник", Саша сотрудничал с поп-группой "Неоновый мальчик" и писал сольник "Intermezzo", Глеб работал над вторым сольником "Сви100пляска", который, правда, так и не был закончен. Однако, когда "Позорная звезда", наконец, начала раскручиваться, ребята снова собрались и начали думать над новыми композициями. Успех песни "Как на войне" превзошёл самые смелые ожидания. Трек крутили даже по "Радио России"! Кстати, изначально сама группа не отнеслась к этой песне как к будущему хиту. Это доказывает тот факт, что раньше данную песню они не ставили в конце программы, а играли в общем порядке. Послушайте хотя бы запись с юбилейного концерта "Агата Кристи. Пять лет". А позже "Как на войне" стала буквально визитной карточкой группы. Ещё бы! Для обывателя фраза "Я на тебе, как на войне" была неописуемо крутой! Музыкальная простота песни в четыре аккорда тоже добавила народности: песню стали играть во дворах под гитару. В 1995 году увидел свет альбом "Опиум". Часть фанатов, придерживавшихся принципов чистоты рок-формы, сразу отвернулись от "Агаты". Альбом, за исключением нескольких композиций, пестрит танцевальными красками, а аранжировки с элементами модной тогда музыки "техно" окончательно подрывают авторитет группы в рокерской среде. Шахрин и особенно Шевчук резко негативно отзываются об "Агате Кристи". Но популярность группы в народе растёт. 1995-1997 гг. - это, пожалуй, пик их славы.

Следующий альбом, "Ураган", несмотря на название, несколько умерил пыл новоявленных поклонников "Агаты", ожидавших, очевидно, от группы чего-то вроде "Опиума-2". Публичной раскрутке подверглась песня "Два корабля". Первый телеканал даже рекламировал "всесоюзную" премьеру клипа (!) "Агаты Кристи". Аналогичного случая с клипами других групп или исполнителей я не припомню. Песню, правда, "ОРТ-шники" окрестили "Два капитана"... А следующий клип из этого альбома - "Моряк" вообще был запрещён ими к показу.

В альбоме, бесспорно, есть очень сильные вещи, например, "Легион" или "Серое небо", но это уже не "Абордаж" и не "Сказочная тайга". Под них не попрыгаешь. Концерт в Москве был снят творческой бригадой "Программы А" и показан по телеканалу ТВЦ под названием "Ураган в ночи". Думаю, это одна из самых сильных концертных программ группы.

Братишки Самойловы, Агата Кристи Страсти вокруг "Агаты" поутихли, когда в 1999 году появился новый альбом "Чудеса". Мрачные тексты вкупе с почти дискотечными, нарочито электронными, аранжировками и отсутствие песен, соответствующих привычному понятию "хит", сделали своё черное дело. С "Агатой" остались только самые верные поклонники. Отпали все, кто попал в их ряды случайно, подвергнувшись веяниям моды. Альбом "Майн Кайф?" (2000 г.) - очень сильная работа. Некоторый аскетизм аранжировок при откровенной их мрачности заставляет вспомнить "Маленького Фрица", сольный альбом Глеба, что только подчеркивает глубину текстов. Но, увы, музыка "Агаты" в последние годы подпадает под жуткое определение "неформат". Этот музредакционный термин эквивалентен по смыслу цензуре советских времён. В ротацию попала только песня "Секрет", да и то благодаря включению в саундтрек к фильму "Брат-2". Был снят клип на песню "Выпить море", но его почти никто не видел. По ТВЦ однажды показали "Пирата". Всё.

В 2001 году группу постигла беда: скончался клавишник Александр Козлов. Сказать, что братья переживали утрату, значило бы не сказать ничего. Это страшный удар. Только к февралю 2003 года ребята нашли в себе силы и отыграли юбилейную программу, посвящённую своему 15-летию. Уже втроём. Втроем они были намерены оставаться и далее. После смерти Саши многих терзали опасения, сохранится ли группа вообще. Те же "LZ" после смерти своего ударника Джона Бонэма решили, что группа не должна дальше существовать, а ведь роль клавишника была далеко не самой важной из функций Саши в "Агате". Из жизни группы ушел третий соавтор, не только сочинивший множество ярких мелодий, но и принимавший активное участие в определении музыкальной политики. Участники "Агаты" всегда утверждали, что лидера у группы нет (что тоже весьма и весьма нетипично для российской рок-традиции), а все решения принимаются большинством. И вот сложившаяся система "демократических выборов" оказалась под угрозой: оставшись вдвоем, братьям неизбежно предстояло гнуть в разные стороны, что не могло не привести к росту внутренних напряжений. (При всем уважении к легендарному Андрею Котову можно отметить, что влияния на определение курса группы он не оказывает, выполняя фактически роль сессионного музыканта.) Вероятно, распад все же произошел бы, если бы не родство Самойловых. Братья поссорились, помирились и начали заново притираться друг к другу. Клавишные партии полностью ушли в компьютер, и на первом же концерте, который они отыграли без клавишника, с музыкальной точки зрения разница практически не была заметна. Если не смотреть на сцену... И все же подобное потрясение не могло пройти бесследно. Четырехлетняя пауза в выпуске регулярных альбомов, как "Агата" ни пыталась заполнить ее строганием различных сборников и синглов, говорит сама за себя. Вадика то и дело уносило на сторону: он организовывал проект "Полуострова", сотрудничал с "Пикником" и впервые более чем за 10 лет снова стал писать тексты. Про Глеба ходили самые невероятные слухи: то он лечился, то женился, то постригался в монахи. Основой концертной программы опять стал старый добрый "Опиум", "Агата" с невиданным издавна энтузиазмом замелькала в сборных концертных солянках. Сроки выпуска нового альбома назывались и опровергались, начиная с февраля 2003 года, приходили и проходили, и создавалось ощущение, что братья побаиваются приняться за него всерьез...

Выход альбома "Триллер, часть 1" (2004 г.) можно было бы я считать завершением "смутного времени" в истории группы. Объективно оценить его сразу было невозможно: мы слишком долго его ждали и потому слишком сильно обрадовались, когда он стал свершившимся фактом. Отсутствие Козлова явственно сказалось на аранжировках или, вернее, на красках (любимая некогда Вадимом Рудольфовичем метафора) общей музыкальной палитры. Вместо дискотечных ритмов мелькают элементы блюза, рок-н-ролла и даже metal ballad. Жесткие гитары приближают альбом к формальной рок-традиции, чего не наблюдалось уже много лет. Не может не радовать и заметное "оживление" баса. Наконец-то Глеб отдохнул от надоевшей в юности бас-гитары и активно за нее взялся! Впрочем, упитанный телец по случаю возвращения блудных сыновей в лагерь русского рок-н-ролла им не грозит. Слишком плохо они умеют и слишком мало хотят вписываться в те или иные рамки, будь то рамки определенного музыкального стиля или курса на общее бодрое легкомыслие, усиленно задаваемого нашими музыкальными масс-медиа. Песня "Триллер", запущенная в ротацию, вероятно, выбрана именно за наибольший музыкальный и текстовой нейтралитет, но вряд ли ей предстоит играть с каждого утюга, как это в свое время происходило со "Сказочной тайгой". Да Бог с ней, и не надо. Альбом, несомненно, удался, а сколько домохозяек будет слушать его по радио, одновременно помешивая щи с капустой и почитывая дамский роман, не так уж важно. А впереди еще "Часть 2", и невозможно предсказать, на что она будет похожа. И это, как нам кажется, замечательно!


2005-2010 © kalman.ru

ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ АГАТА КРИСТИ

НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ АГАТА КРИСТИ

СОЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ ГЛЕБА САМОЙЛОВА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу

Вернуться в РАЗДЕЛ "АГАТА КРИСТИ"

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА